Профессиограмма как основа реализации кадровых программ. Профессиограмма — что это, какие сведения содержит Профессиограмма представляет собой

45. Профессиограмма и психограмма. Их разновидности.

Профе́ссиогра́мма - система признаков, описывающих ту или иную профессию , а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику . В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Помимо вышеперечисленного, профессиограммы зачастую используют при разработке антикризисной кадровой политики.

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, трактуемая как выделение и описание особенностей человека, необходимых для успешного выполнения определенной трудовой деятельности. Данные свойства называются профессионально важными качествами (ПВК).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, ЕМ. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: - информационные (для использования в профконсультационной и профориентационной работе с целью информирования клиентов о профессиях, которые вызвали у них интерес); - ориентировочно -диагностические (для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности); - конструктивные (применяются для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда персонала); - методические (служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы); - диагностические , целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

Профессиография - метод изучения требований, которые предъявляет та или иная проф. деятельность к профессионально важным качествам личности. В качестве критериев проф. деятельности могут использоваться различные показатели (обучаемость проф. знаниям и навыкам, показатели деятельности работника, его вклад в результат деятельности всего коллектива).

Анализ проф. деятельности включает в себя три этапа:сбор информации о проф. деятельности,обработка и обобщение полученной информации (составление профессиограммы),использование профессиограммы (выбор критериев успешности профессиональной деятельности, подбор тестов для ее оценки и прогнозирования, классификация профессий, что необходимо прежде всего для целей проф.консультации, и т.д.)Информация о проф. деятельности может быть получена разными путями. Большое значение имеет наблюдение за деятельностью специалистов, из которого можно получить сведения о типах обрабатываемой информации, об эмоциональной напряженности, об особенностях общения с другими работниками, об условиях внешней среды, о соответствии реальной работы инструкциям и наставлениям, о межиндивидуальных вариациях в выполнении одних и тех же обязанностей.Другой путь получения данных о проф. деятельности – беседа со специалистами. Она позволяет использовать многолетний опыт работы специалистов, которые знают примеры успешной и неуспешной работы и понимают факторы, определяющие различия в эффективности проф. деятельности.

Сама профессиограмма представляется в различных формах. Например, в виде описательной характеристики проф. деятельности, в которой отражаются общие ее особенности, основные действия и операции, их последовательность и взаимообусловленность, необходимая специальная подготовка, требующиеся знания и навыки, режим труда и отдыха, санитарно-гигиенические условия, характерные психофизиологические состояния (монотония, утомление, эмоциональная напряженность), объем и характер перерабатываемой информации, физическая тяжесть труда, технологические аспекты проф. деятельности, используемое оборудование и проч. При построении профессиограммы важно, чтобы описательные характеристики были дополнены количественной оценкой элементов проф. деятельности, представленных совершаемыми действиями и операциями (восприятие информации, принятие решений, общение, типичные движения и проч.). при составлении профессиограммы важно учитывать динамику профессий: во многих профессиях распределение обязанностей работника временно; по мере накопления его практического опыта обязанности зачастую меняются настолько, что для успеха оказываются нужными совсем иные способности и навыки. Кроме того, характер выполняемой работы меняется под воздействием технологических изменений, которые приводят к смене требуемых с самого начала навыков на новые. В силу этого профессиограммы должны включать в себя такой фактор, как способность учиться новому. Результаты анализа проф. деятельности (профессиографии) выступают критерием валидности проф. тестирования, на основе которого происходит соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру проф. деятельности.Психограмма – это часть профессиограммы, в которой сформулированы требования профессии и к психике человека, т.е. она содержит перечень психологических особенностей, необходимых для успешного выполнения данной деятельности, а также она содержит психологические противопоказания. Виды психограмм:1. общие (характеризуют отдельные группы профессий)2. частные (составляются для отдельных видов профессий)Типы психограмм:психограммы, составленные для проф. консультации и профотбора.психограммы, составленные для рационализации обучения. Акцент – на качествах, которые могут быть развиты в процессе обучения. 3. психограммы, составленные в целях рационализации труда и отдыха.4. психограммы, составленные для техники безопасности. При описании психологических требований, предъявляемых деятельностью к личности, привлекаются как слишком общие понятия, употребляемые для обозначения отдельных профессионально важных качеств (память, мышление, внимание), так и слишком конкретные (быстрота узнавания небольших отклонений от предписанной формы).

Профессиограмма - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

Представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Профессиограмма может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Компоненты профессиограммы Содержание компонентов профессиограммы
1. Содержание труда Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учет финансовых средств предприятия, ревизию и финансовый контроль, проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании финансовых средств.
2. Профессионально важные качества работника
2.1 Психофизиологические параметры Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти.
2.2 Личностные качества Интраверсия, организованность, добросовестность, серьезность, консерватизм, интернальный локус контроля, осторожность, бдительность.
2.3 Интеллектуальные качества Логическое мышление, вербальный интеллект, способность к вычислениям
3. Знания, умения, навыки Бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчетности, нормативные документы. Должен уметь быстро и правильно считать в уме (для контроля возможных ошибок калькулятора).
4. Условия работы В помещении; социальные контакты ограничены; рабочая поза - сидячая работа; работа на компьютере; чаще всего работа одну смену, но возможна сверхурочная работа; работа жестко регламентирована инструкциями и носит индивидуальный характер.
5. Медицинские противопоказания: Плохое зрение; заболевания вегетативной нервной системы (сосудистая дистония, гипертония, мигрень, головные боли другой природы); пограничные нарушения психики (чрезмерная мнительность, тревожность).
6.Требования к профессиональной подготовке Требования к предварительной профессиональной подготовке: хорошая подготовка по математике. Обучение и квалификационные требования: финансово-экономические и торговые техникумы, колледжи и ВУЗы, экономические факультеты ВУЗов, курсы бухгалтеров.
7.Занимаемый сегмент на рынке труда
7.1 Родственные профессии Налоговый инспектор, экономист, финансист, аудитор, преподаватель по этим специальностям в учебном заведении.
7.2 Диапазон должностей Бухгалтер – руководитель подразделения - главный бухгалтер
7.3 Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности бухгалтер может выполнять функцию аудитора в аудиторской фирме или привлекаться коммерческими структурами по договору для составления отчетов и балансов.
7.4 Востребованность профессии на рынке труда Востребованность высокая, но в основном требуются главные бухгалтера и специалисты с опытом работы на компьютере и программ «1С-бухлалтерия» и других автоматизированных систем бухгалтерского учета.

Составление профессиограммы производится в соответствии со следующими принципами:



1. Специфичность (конкретность) описания определенной Деятельности.

2. Комплексность изучения.

3. Динамичность изучения (с учетом развития, изменения Деятельности).

4. Системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных характеристик Деятельности).

5. Идентичность приемов (для корректного сравнения профессий).

6. Использование качественно-количественных характеристик.

Профессиограмма должна содержать характеристику:

· общих сведений о профессии (наименование, назначение, обязанности персонала, показатели результативности труда и т.д.);

· средств Деятельности (тип средств отображения информации и органов управления, их размещение, обзор, досягаемость до рукояток и т.д.).

Как составить профессиограмму ? Для того чтобы выделить и обозначить качества, которые необходимы для данной профессии, трудовая Деятельность разделяется на операции. У Климова – макроанализ трудовой Деятельности – анализ технологических процессов и свойств, которые вовлечены в профессиональную Деятельность, в конечном счете необходимо определить профессионально-важные качества.

При составлении профессиограммы нужно ответить на следующие вопросы:

1. Что делает человек? (очерк, описание оборудования, использовать наблюдение и самонаблюдение).

2. Как человек делает? (анализ действий).

3. Для чего человек делает?

4. Что вовлечено? (нужно отразить те особенности, которыми должен обладать человек, чтобы исправно выполнять свою работу).

Существует технология по изучению, описанию и проектированию специальностей - профессиография. Исследования такого рода проводятся с учетом социально-экономических и психологических требований. При этом процессе составляется профессиограмма. Это своеобразный результат проведенного исследования. В приведенном ниже тексте вы сможете узнать, что означает этот термин, с какой целью проводят такие изучения, и какие методы используются.

Определение

В существует раздел - профессиография. Этот термин происходит от двух слов. "Графо" в переводе звучит как "пишу", "профессио" - как "постоянная специальность". Какова цель этой области? Чаще всего результат исследований (профессиограмма) - это информация о существующей либо проектируемой специальности. Но в ряде случаев итог изучения включает промежуточные данные о действующем виде деятельности с возможными изменениями. Само исследование и его результат - профессиограмма - это обязательные этапы составления всех научных работ в психологии эргономики, труда и инженерии. Объектом изучения являются все аспекты процесса труда. Каждый желающий может ознакомиться с по работам К. К. Платонова, И. П. Титовой и Е. А. Климова.

Как стали применять понятие?

Профессиограммы появились в 20-х годах XIX века. Тогда советские психотехники интенсивно работали над созданием правил и способов анализа трудовой деятельности. Подведя итоги данных исследований, ученые разработали раздел в психологии труда - профессиографию. Данное определение включает в себя операции по изучению, психологической оценке и проектированию исследуемой специальности. Кроме того, здесь обязательно прорабатываются признаки объектов, которые являются основными составляющими рабочего процесса, а именно: субъект, предмет, задача, орудия и условия труда.

Основным принципом профессиографирования стал разделительный подход к изучению специальностей. Сущность этого термина состоит в том, что процесс исследования зависит от решения определенных задач. К примеру, для профотбора необходимы только те признаки, которые делают возможным дифференцирование испытуемых по их пригодности к той или иной трудовой деятельности. Ведущее значение приобретает характеристика знаний, навыков, умений и рабочих функций. Чтобы определить профессиональное утомление, отбираются признаки, инициирующие данный процесс.

Классификация по видам

Каждая профессиограмма - это документ, имеющий свою цель, время составления, объем. В соответствии с этим, а также по наличию сходных данных, осуществляется систематизация результатов исследования. Кроме того, различают следующую кодификацию:

1. Информационная. Здесь проводятся консультационные работы с людьми, которые еще не определились с выбором профессии. Данная методика заключается в кратком и систематизированном описании необходимых характеристик.

2. Диагностическая. Этот вид исследований применяют в том случае, когда необходимо выяснить причины низкой производительности, выпуска некачественной продукции, высокого уровня аварийности и травматизма и так далее. С этой целью проводят изучение правовых, технических, психологических, а также гигиенических характеристик труда. Как показывает практика, определение этих показателей имеет огромное значение для конечного результата работы.

3. Прогностическая. Этот принцип анализа несет рекомендации по совершенствованию профессиональных навыков и умений с целью улучшения карьерного роста.

Способы создания

Разработаны различные схемы, в соответствии с которыми формируется та или иная профессиограмма. Пример самой простой модели предложил психолог Е. А. Климов. Называется она "формула специальности". Суть метода состоит в том, что все профессии должны подразделяться согласно основным предметам. Кроме того, обязательно учитывается взаимодействие человека с этими объектами. К примеру, "индивид - природа", "субъект - техника", "человек - художественный образ" и так далее. Также здесь выделяются цель труда, применение средств деятельности и наиболее благоприятные производственные условия.

Структура профессиограммы

Для обозначения качеств, которыми должна обладать та или иная специальность, трудовые действия подразделяются на операции. Климов с этой целью рекомендует особо выделить наиболее важные рабочие качества.

В любом случае при правильном составлении профессиограммы необходимо ответить на ряд вопросов. А именно:

1. Какие действия совершает человек? В данном пункте можно использовать или самоанализа.

2. Как он их делает? То есть здесь необходимо подробно представить анализ действий.

3. С какой целью человек совершает эти операции?

4. Какие средства используются в трудовом процессе? В этом пункте следует отразить навыки, которыми должен обладать индивид для соблюдения технологического процесса.

1. Системное описание социальных, психологических и иных требований к субъекту определенной профессии и определение, исходя из этих требований необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. В последнее время П. все чаще создается в единстве качественных и количественных характеристик, которые допускают использование современных математических методов, ЭВМ. Ядром П. является психограмма.

2. Документ, в котором описываются особенности специальности, профессии (психологические, производственно-технические, медико-гигиенические и др.). Помимо особенностей профессии, П. включает в себя квалификационный профиль, в котором все качества, необходимые работнику, находят количественное выражение.

Определение особенностей будущей практической деятельности и ее требований к специалисту проводится с помощью профессиографии (см. Профессиография), на основании которой составляется П. Психологически ориентированная П. включает психограмму – описание требований профессии к психическим процессам, состояниям и свойствам личности работника, а также даваемых профессией возможностей самоутверждения и его роста как личности. На основе П., дающей перечень и описание общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешного выполнения определенной профессиональной деятельности, определяется профессиональная пригодность и проводится профотбор.

Современному психологу-практику и профконсультанту важ­но понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие харак­теристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессио­грамм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятель­ному выделению и описанию особенностей профессий, харак­терных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоя­тельно рассмотреть отдельные (особо интересные) профессии совместно с клиентом.

В самом общем виде профессиограмма - это описательно-тех­нологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения опре­деленных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необхо­димых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качества­ми - ПВК.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие - системная профессиограмма (по Е.М.Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изуче­ния субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно про­фессиограмма и психограмма (на основе описательно-техноло­гических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии).

На основании целей и задач, для решения которых предназна­чены те или иные описательные системы профессий, Е.М.Ива­нова выделяет следующие типы профессиограмм:

информационные профессиограммы (предназначены для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе Для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва- л и у них интерес);


ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда; организуются на основе сопоставления реальной работы данног человека или рабочей группы с требуемыми эффективными of разцами организации трудовой деятельности);

конструктивные профессиограммы (служат для совершенством ния эргатической системы на основе проектирования новых оЕ разцов техники, а также для подготовки и организации труда са мого персонала);

методические профессиограммы (служат для подбора адекватнь методов исследования данной эргатической системы, т.е. направ лены на рефлексию и последующую организацию труда самог специалиста, составляющего профессиографическое описан! конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организ ции собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, кие профессиограммы уместнее было бы назвать методологич* скими);


диагностические профессиограммы (их цель - подбор метод* для профотбора, расстановки и переподготовки кадров; напр^ мер, организация работы по схеме составления аналитической пр фессиограммы, где сначала профессия исследуется на нормат* но-описательном, технологическом уровне, а затем все это пер водится на язык необходимых для успешной работы ПВК, которых и подбираются соответствующие психодиагностичен методики).

7.2. Различные варианты составления профессиограм!

А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие о с н о в н \ виды профессиограмм по их содержанию структуре:

комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю.В.Кс ловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (с циальных, технических, экономических, медико-гигиеничес* и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критер! оценки результатов и т.п.;

аналитическая профессиограмма (по Е.М.Ивановой), где крываются не отдельные характеристики компонентов професс* а обобщенные нормативные показатели профессии и показа психологической структуры профессиональной деятельности. П| этом специально анализируются: объективные характеристики и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволь выделять ПВК, соответствующие данным задачам;

психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Га беру), где выделяются: 1) описание внешней картины труда,


довое поведение - фотография рабочего дня, хронометраж рабо­чего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда - типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные обра­зования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоцио­нальные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомо­торика);

«модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаври-лову). Сам психологический модуль - это «типовой элемент про­фессиональной деятельности, присущий ряду профессий и вы­деляемый на основе общности требований к человеку». Струк­тура модуля: 1) объективные характеристики типового элемен­та (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая, часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - другая, правая, часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов В.Г., 1987);

«задачно-личностный модульный подход» к профессиографирова-нию (см.: Маркова А. К., 1996, с. 23 - 24). Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ про­фессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «мо­дуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав моду­ля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологиче­ского качества, а сочетание определенной задачи труда и связан­ных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспо­могательные задачи.

А.К.Маркова перечисляет основные требования к профессиограмм е:

1) четкое выделение предмета и результата труда (на что на­
правлены главные усилия человека);

2) выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а
описание целостной профессиональной деятельности;

3) демонстрация возможных линий развития человека в дан­
ной профессии;

4) показ возможных перспектив изменения в самой профес-»
сии;

5) направленность профессиограммы на решение практиче­
ских задач (профессиограмма как основа профотбора, профессио­
нального обучения, рационализации труда и др.);

6) выделение и описание различных некомпенсируемых про*
фессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех ка-!
честв, которые могут быть компенсированы.