Белый дом определился с будущим их реформы. Реформа закупок государства и госкомпаний сдвинулась с мертвой точки Стандарт закупочной деятельности от ФАС
Тревожная информация содержится в очередном мониторинге закупок госкомпаний, составленном ФАС, Федеральным казначейством и Минэкономики. Отчет о результатах деятельности государственных компаний за первые 6 месяцев 2016 года уже направлен Дмитрию Медведеву. Из документа следует, что за полгода 96% закупок госкомпаний проводились на неконкурентной основе, из них 51% — это заказы у единственного поставщика, 45% — "иные способы". Причем последних зафиксировано 3,8 тысячи, в том числе особенно экзотические — "неконкурентная закупка" и "наш любимый способ закупок" (такие названия в документации использовали сами заказчики). В общей сложности, за исследуемый период в ЕИС было размещено закупок на 8,7 трлн рублей, из них только 28% (более 2,4 трлн рублей) проводятся в электронной форме. Более половины заказов сконцентрированы на трех площадках: РЖД, Газпромбанк и B2B-Center. Последнее, на чем акцентируется внимание в представленном мониторинге - это формальное выполнение квот на закупки малого бизнеса и недостоверность информации в отчетных документах.
Как известно, реформа закупочной системы стартовала в апреле 2016 года, когда премьер-министр выдал соответствующие поручения. В мае Минэкономики внесло в Кабмин поправки, согласованные с ФАС, но в Государственную Думу они так и не поступили. Таким образом, в законе, распространяющем действие на закупочную деятельность ГУПов и МУПов, упоминания о фондах и автономных учреждениях нет.
Как рассказывают специалисты, наиболее радикальные правительственные поправки в закон о закупках (пункт о переводе на электронные торги и закупок госкомпаний, и госзакупок) так и не дошли до Государственной Думы из-за действий крупных заказчиков, особое недовольство которых вызвало предложение перевести крупные закупки по на универсальные площадки заказов по , передать расчетные центры банкам и уменьшить размер и сроки блокирования средств на счетах. Как известно, эти проекты и на данный момент находятся на этапе согласования в главном управлении президента.
Таким образом, именно непринятие поправок в остановило реформу закупок государственных компаний. Как известно, поправки обсуждались 23 июня на совещании в Комитете по экономической политике Государственной Думы. Слушали сенатора Николая Журавлева, который озвучил письмо Сбербанка с критикой проекта. Также, по предварительным данным, против некоторых пунктов проекта выступает и ВТБ. Стоит отметить, что официальных комментариев по этому поводу ни от Сбербанка, ни от ВТБ нет.
На этой неделе на сайте Минэкономразвития была опубликована новая редакция поправок к , содержащая существенные изменения. В этом варианте предлагается разрешить корпорации малого и среднего бизнеса подавать жалобы в ФАС при нарушениях на торгах. Также, если государственные компании не выполняют лимит закупок у МСБ или предоставляют неправдивые сведения, то до конца года их можно будет частично перевести под действие закона .
Итак, в новом проекте содержится ряд уступок госкомпаниям. В частности, предусматривается лишь частичное ограничение перечня закупочных процедур, разделив их на открытые и закрытые конкурентные закупки у единственного поставщика и "иные способы", причем применятся они будут только в отношении закупок стоимостью менее 5 млн рублей. Войдите в долевое строительство дома в городе Липецк.
На площадке "Сбербанк-АСТ" заявили, что считают этот вариант изменений сырым, непроработанным и таким, что не способствует конкуренции. А некоторые специалисты утверждают, что предлагаемые меры больше подходят под определение экспериментальных, которые помогут протестировать работоспособность новых норм. И только потом можно говорить о распространении их на другие сегменты рынка закупок.
Владимир Путин (Фото: Михаил Метцель / ТАСС)
Президент Владимир Путин выступил за изменение действующей системы госзакупок для учреждений культуры. По его мнению, она годится только для хозяйственных нужд, а для творческих ее применение неуместно.
«Открытые конкурсы по всем заданным пунктам, они, конечно, неуместны. Кроме таких общехозяйственных вещей, там, я не знаю, скрепки, шторы, стулья. Это можно вполне покупать на открытых конкурсах, и надо это делать», — цитирует «РИА Новости» слова главы государства, которые он произнес на совещании о поддержке талантливой молодежи и профессиональной подготовке кадров в сфере искусства в Санкт-Петербурге».
«Все, что связано с творчеством, конечно, вот это прокрустово ложе, которое не укладывается и уложить туда невозможно, поэтому здесь, точно совершенно, нужно вносить изменения», — заявил президент.
В октябре 2016 года глава МВД Владимир Колокольцев в числе наиболее коррумпированных сфер в области госзакупок. По его словам, «наиболее подвержены криминальным посягательствам сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительство (в том числе жилищное), а также содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образование, наука и культура».
Заявление прозвучало на фоне нескольких резонансных дел, связанных с расходованием бюджетных средств в сфере культуры, самым громким из которых стало дело режиссера Кирилла Серебренникова. Его обвиняют в организации хищения 68 млн руб., выделенных на проект «Платформа».
В сентябре Путин впервые этот процесс. Он указал, что Серебренников не единственный деятель культуры, который находится под следствием, и напомнил о делах против замдиректора Эрмитажа и замминистра культуры. «Ну и что теперь, всех нужно освободить в силу того, что они работают в сфере культуры, что ли?» — заявил Путин на пресс-конференции в рамках БРИКС.
Выделение на проекты Серебренникова бюджетных средств говорит о том, что «никакой цензуры или давления не было», уверен президент. Путин сказал, что следствие имеет только один вопрос к режиссеру — о законности расходования бюджетных средств. «Если вы посмотрите финансирование по линии правительства — это где-то 300 млн руб. А по линии правительства Москвы — где-то 700 млн за два-три года», — сказал он тогда.
В защиту режиссера выступили известные деятели культуры и искусства, в том числе зарубежные. Суд поместил Серебренникова под домашний арест, однако несколько фигурантов этого дела находятся под арестом в СИЗО.
Для групп 4 человека 126400 - 99 500 рублей (включая удостоверение о повышении квалификации)
В стоимость включены: питание, раздаточный и методический материал, свидетельство.
Участники могут получить удостоверение о повышении квалификации по 223-ФЗ (108 ак.ч.) , продолжив обучение в дистанционном модуле.
Дополнительная оплата — 4000 руб/чел.
223-ФЗ в новой редакции. Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков.
Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.
09 апреля 2018 года
09:30-10:00-
РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00 Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков. Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.
223-ФЗ в редакции 505-ФЗ от 31.12.2017, 496-ФЗ от 31.12.2017, 481-ФЗ от 31.12.2017, 470-ФЗ от 29.12.2017, 249-ФЗ в ред. от 29.12.2017):
- Обязанность проводить конкурентные закупки в ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ;
- Сроки обязательной корректировки Положения и пункты, подлежащие включению/изменению;
- Установление ПРЕДЕЛЬНОГО минимального и максимальный срока заключения договора;
- Ограничение способов конкурентных закупок;
- ЗАПРЕТ указания Товарных знаков, Наименования страны происхождения;
- Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки в редакции «или эквивалент»;
- Случаи исключения - когда можно указывать товарные знаки без указания «или эквивалент»;
- Сроки/Порядок/ Особенности применения 44-ФЗ Заказчиками, не выбравшими объем у СМСП;
- Новые основания и порядок обжалования действий(бездействия) заказчика в Суде и ФАС;
- Обязанность заказчика отвечать на запросы о разъяснении документации;
- Требования к содержанию протоколов, составляемых в ходе конкурентной закупки;
- Требования к содержанию протокола, составляемого по итогам конкурентной закупки;
- Новые сроки проведения конкурентных закупок;
- Требования к обеспечению заявок - случаи и порядок предоставления, размер, порядок
возврата, основания удержания;
- Право заключения договора с несколькими участниками закупки;
- Проведение электронных закупок:
- - возможность проведения только через операторов электронных площадок;
- - аккредитация участника на электронной площадке;
- - электронный документооборот между Заказчиком, Участником и Оператором.
- Особенности проведения электронных закупок у СМСП;
- Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного конкурса;
- Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного аукциона;
- Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса предложений;
- Сроки, этапы (правила применения), особенности электронного запроса котировок;
- Операторы электронных площадок для проведения электронных закупок;
- Требования к составу и содержанию заявок на участие в электронных закупках;
- Сроки, основания и порядок отмены закупки;
- Требования к Форме заявки в запросе котировок в электронной форме;
- Порядок подачи, изменения, отзыва заявки участником закупки;
- Требования к сроку хранения заказчиком документов, относящихся к закупке (в том числе заявок);
- Обязанность закрепить в Положении порядок закупки у единственного поставщика;
- Обязанность указания НМЦД в Извещении и Документации;
- Новые требования к содержанию ежемесячной отчетности;
- Требования к корпоративным информационным системам в сфере закупок;
- Ведомственный контроль;
- Новые исключения определенных закупок из под регулирования 223-ФЗ;
- Особенности закупок у взаимосвязанных лиц;
- Новый порядок рассмотрения жалоб в ФАС;
- Типовые положения о закупках и основания обязательности их применения;
- Изменение понятия «участник закупки»;
- Возможные основания проведения закупок не в электронной форме;
- Право Правительства обязать отдельных заказчиков проводить закупки у СМСП;
- Установление Правительством особенностей проведения закрытых закупок;
- CРОКИ и порядок вступления изменений в силу.
Обзор практики и актуальных разъяснений законодательства:
- Расширение случаев закупок бюджетными учреждениями в рамках 223-ФЗ.
- ТОП 5 нарушений при подготовке технических заданий по версии ФАС.
- Переход через «0» - право поставщика доплатить заказчику за право бесплатно поставить
товары, выполнить работы, оказать услуги. Особенности заключения и исполнения договора
при переходе через «0» в закупках по цене единицы.
- Новый порядок применения КАТАЛОГА товаров/работ/услуг - закрытый набор
характеристик и параметров товаров/работ/услуг, порядок описания в ТЗ позиций
отсутствующих в каталоге и многопозиционных закупок, новый порядок обоснования
использования иных характеристик.
- Поправки в КОАП - случаи инициирования ФАС расторжения договора.
- Двойные штрафы за нарушения 223-ФЗ - организация и должностное лицо.
- НДС в составе цены - как проводить оценку предложений и можно ли уменьшать цену при
победе организации работающей на УСНО (позиция Судов, ФАС, Минфина).
- Цессия - практика применения в 223-ФЗ.
- В каких случаях можно ограничить/запретить субподряд.
- В каких случаях можно проводить закупку на строительство «под ключ».
- Возможность поставщика отказаться от оказания услуг при условии возмещения убытков.
- В каких случаях можно оплатить работы, выполненные до подписания договора - позиция
Минэкономразвития и Судов.
- Аффилированность и конфликт интересов - понятия, практика, риски.
- Право заказчика запросить информацию и документы о фактических расходах поставщика и
о привлечении субподрядчиков для исполнения договора - позиция ФАС и судов.
- Можно ли требовать у банка неустойку за счет средств банковской гарантии.
- Расчет начальной (максимальной) цены договора с учетом референтных цен.
- Регламентация в Положении и Документации порядка участия коллективного участника.
- Право Заказчика требовать от участника налоговую декларацию.
- Ограничение предельного размера авансов по всем закупкам.
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами…» - ПРАКТИКА применения.
Правила подготовки и требования к содержанию Технического задания.
- Практические рекомендации по применению ТР и национальных стандартов.
- Порядок и особенности формирования лотов.
- Правила описания Товаров/Работ/Услуг:
- - когда можно не указывать «или эквивалент» - примеры решений ФАС и судов;
- - когда можно указывать требование к поставке товара заводом изготовителем/дилером;
- - термин «новый товар»;
- - указание max и min значений параметров, особенности требований к диапазонным показателям и др.;
Национальная система стандартизации Российской Федерации. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» - условия и порядок проведения стандартизации.
- Декларация о соответствии и сертификат соответствия :
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
- Регистрация продукции- регистрационные удостоверения
Технические регламенты и национальные стандарты.
- Требования к продукции - ГОСТы, СНиПы, СанПиНы и т.д..
- Лицензирование деятельности участников.
- Термины - товарный знак и страна происхождения товара.
- Ловушки технических заданий не нарушающие действующее законодательство.
- Типовые ошибки заказчиков при формировании Технических заданий.
Разъяснения ФАС и Министерства экономического развития по проблемным вопросам подготовки Технических заданий, в том числе:
- в каких типах закупок можно выделять лоты;
- порядок определения улучшенных характеристик товара;
- возможность покупки товара бывшего в употреблении;
- можно ли предусмотреть возможность заранее осмотреть место работ;
- можно ли заменять предусмотренные договором виды работ;
- виды работ, услуг, которые должны быть предусмотрены в лицензии;
- когда можно закупить строительные работы вместе с оборудованием.
Обзор результатов обжалований по сложным и спорным вопросам подготовки технических заданий за 2017г., в том числе:
- установление положений ТЗ - ограничивающих количество участников закупки;
- установление требований к продукции на основании устаревших ГОСТов;
- перечисление ГОСТов без соотнесения к конкретным позициям ТЗ;
- указание требований к химическому составу товара;
- установление коротких сроков поставки/выполнения/оказания;
- избыточное укрупнение и усложнение ТЗ;
- избыточные требования о наличии лицензий и допусков.
Особенности подготовки Технического задания на закупку.
- Продуктов питания, организация питания/Лекарственных средств/Услуг связи/Образовательных услуг/Информационных услуг/Программного обеспечения/Компьютерной и оргтехники, /Расходных материалов/Услуг по сопровождению и работ по техническому обслуживанию/Услуг охраны/Транспортных средств (в том числе ремонта и технического обслуживания)/Страхования/Услуг субъектов естественных монополий/Работ по строительству, капитальному и текущему ремонту.
Примеры ТЗ и Типовые ошибки заказчиков!
Повышение эффективности подготовки Технических заданий:
- разработка технологической карты типового технического задания по видам Т/Р/У;
- разработка типовых технических заданий;
- эффективное разделение обязанностей между закупщиками и инициаторами;
- введение в КПЭ инициаторов показателя - «качество и своевременность подготовки ТЗ»;
- схемы, примеры, образцы!
Закупка по цене единицы товара/работы/услуги:
- в каких случаях можно проводить;
- тонкости при подготовке документации;
- как правильно сформировать и обосновать цену договора, цену единицы, единичные расценки;
- как правильно опубликовать и провести закупку;
- обязательные условия договора при проведении закупки по цене единицы.
ПРИМЕРЫ и ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТАЦИИ для проведения закупки по цене единицы!
Стандарт закупочной деятельности от ФАС:
- порядок формирования критериев и подкритериев оценки заявок;
- порядок обоснования начальной (максимальной) цены договора;
- установление антидемпинговых мер;
- порядок формирования требований к обеспечению заявок/договора/гарантий;
- порядок формирования лотов при составлении технических заданий;
- публикуемые и не публикуемые разделы положения о закупке.
Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Новая форма отчетности о закупках у СМСП.
- Обязательность закупок у СМСП для новых категорий заказчиков.
- Новые условия закупок у СМСП - реестр СМСП/новые объемы/новые критерии отнесения
к СМСП/новая декларация/новый порядок подтверждения статуса СМСП.
- Обязанность проводить закупки у СМПСП в электронном виде.
- 30-дневный срок оплаты по всем договорам с малым бизнесом (ПП РФ от 14.12.2016 N 1355).
Договора и приемка товаров, работ, услуг.
- Новый порядок внесения сведений в реестр Договоров;
- Договора с пролонгацией - возможность продления без проведения новой закупки.
- Обеспечение Гарантий.
- Требования к порядку приемки.
- Как правильно расторгнуть договор при нарушении поставщиком условий.
- Неправомерные условия проектов договоров!
- Обжалование в ФАС и суд действий организатора торгов по 223-ФЗ.
- Порядок рассмотрения жалоб по 223-ФЗ - ст. 18.1 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Реестр недобросовестных поставщиков (ПП РФ от 22.11.2012 N 1211).
- Обзор решений и постановлений о наложении штрафов ФАС за 2017г.
- Штрафные санкции по 223-ФЗ.
Ответы на вопросы участников семинара. Индивидуальные консультации.
Лектор: Бабунов Сергей Валерьевич - опыт работы Главным государственным инспектором в Управлении контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России, Заведующий кафедрой государственных и корпоративных закупок в ФГБОУ ДПО «ИРДПО», опыт проведения семинаров по методикам электронных площадок (более 8 лет преподавательской деятельности), эксперт-практик с 13 летним опытом по организации и сопровождению торгов, автор статей журнала «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги».
« Реформа корпоративных закупок в 2018 году »
1. Изменения, вступившие в силу с 31.12.2017 (Федеральные законы N 481-Ф3 от 31.12.2017, N 505-Ф3 от 31.12.2017).
1.1. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.
1.2. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ. Изменение Положения о закупках в связи с принятыми изменениями.
1.3. Изменения в целях регулирования 223-ФЗ.
1.4. О типовых Положениях о закупке. Порядок разработки и применения.
1.5. О присоединении к Положению о закупке основного хозяйственного общества.
1.6. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.
1.7. Изменения в полномочиях Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданных ими организациями в части обжалования действия (бездействие) заказчиков.
1.8. Новые случаи неразмещения информации о закупке в ЕИС.
1.9. О реестре заказчиков по 223-ФЗ.
1.10. О корпоративных информационных системах.
1.11. О региональных и муниципальных информационных системах.
1.12. О ведомственном контроле закупочной деятельности.
1.13. О последствиях неразмещения Положения о закупках в ЕИС.
2. Изменения, вступившие в силу с 09.01.2018 (Федеральный закон N 470-Ф3 от 29.12.2017)
2.1. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ.
3. Изменения, вступающие в силу с 30.06.2018 (Федеральный закон N 496-Ф3 от 31.12.2017).
3.1. Изменения в сфере действия 223-ФЗ, связанной с реализацией инвестиционных проектов с государственной поддержкой.
3.2. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия российской федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам.
4. Изменения, вступающие в силу с 01.07.2018 (Федеральный закон N 505-Ф3 от 31.12.2017) и изменения в Положениях о закупках.
4.1. Новые требования к составу Положения о закупках.
4.2. Понятие «конкурентной закупки».
4.3. Способы проведения конкурентных закупок. Схемы проведения способов закупок.
4.4. Неконкурентные закупки. Примеры неконкурентных способов закупки, а также случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
4.5. Изменение в понятии «участник закупки».
4.6. Требования к участникам закупки. Примеры формулирования.
4.7. Требования к описанию предмета закупки. Примеры административной практики по тождественной ситуации в 44-ФЗ.
4.8. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.
4.9. Новые полномочия Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.
4.10. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.
4.11. Порядок осуществления конкурентной закупки:
- Порядок направления запроса на разъяснение положений документации о конкурентной закупке.
- Порядок отмены конкурентной закупки заказчиком.
- Об определении требований к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке в документации о закупке.
- О сроках хранения документов по закупке.
- О составе протоколов, составляемых в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) и по итогам конкурентной закупки.
- О сроках заключения договора по результатам конкурентной закупки.
4.12. Изменения в порядке проведения конкурса и аукциона.
4.13. Особенности проведения запроса котировок и запроса предложений.
4.14. Об обеспечении заявок на участие в конкурентной закупке. Случаи удержания обеспечения.
4.15. Случаи заключения договоров с несколькими участниками.
4.16. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.
- Новые термины в 223-ФЗ.
- Условия участия в электронных закупках.
- Порядок использования электронных документов при закупках в электронной форме.
- Действия и обязанности оператора электронной площадки при проведении закупки в электронной форме.
4.17. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
- Сроки размещения извещений о проведении закупок в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
- Этапы в электронном конкурсе и порядок их применения.
- Этапы в электронном аукционе.
- Порядок подачи участниками электронного аукциона предложений о цене договора.
- Требования к составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме.
- Особенности запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.
- Об обеспечении заявок.
- Порядок блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки, вносимых в качестве обеспечения заявки.
- Порядок подачи заявок, в том числе состав первых и вторых частей.
- Порядок проведения «переторжки» при проведении электронного конкурса.
- Порядок взаимодействия заказчика и оператора при проведении закупок в электронной форме.
- Последствия невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов.
4.18. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом
- Случаи проведения закрытых способов закупок.
- Порядок направления приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке.
4.19. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе порядок размещения информации в ЕИС о такой закупке.
4.20. Изменения в составе извещения и документации об осуществлении конкурентной закупки. Порядок внесения изменений в извещение и документацию.
4.21. Изменения в ежемесячной отчетности заказчиков.
- эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН
1. Практические аспекты реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Административная и судебная практика. Прокурорский надзор (итоги обзора за 5 лет + 2017 год):
Нарушения обязательного порядка информационного обеспечения закупки.
1.1. Нарушения сроков размещения информации в ЕИС или неразмещение информации.
1.2. Нарушения порядка размещения информации в ЕИС.
1.2.1. Нарушения в форме плана закупок товаров, (работ, услуг).
1.2.2. Нарушения состава извещения о закупке, документации о закупке, протоколов, составленных по результатам закупки.
Нарушения в положении о закупке.
2.1. Формальные (технические) нарушения.
2.2. Содержательные нарушения.
2.2.1. Транспарентные содержательные нарушения.
2.2.2. Контроверзные содержательные нарушения.
Нарушения в практических действиях заказчиков.
3.1. Уклонение от проведения конкурентных процедур закупок.
3.2. Уклонение от проведения закупок в электронной форме.
3.3. Нарушения в документации о закупке.
3.4. Нарушения в действиях закупочной комиссии.
3.5. Нарушения при заключении и исполнении договоров.
3.6. Неправильное применение Закона № 223-ФЗ.
2. Практика применения Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".
2.1. Примеры расчета соотношения долей российского и иностранного товара (работ, услуг) в смешанном предложении участника.
2.2. Примеры изменения Положения о закупке.
2.3. Примеры документации о закупке, учитывающей требования Постановления.
2.4. Административная практика применения Постановления.
2.5. Обзор разъясняющих писем Федеральных органов исполнительной власти.
3. Подходы к сопоставлению ценовых предложений участников, применяющих УСН и являющихся плательщиками НДС: административная и арбитражная практика.
4. Примеры по порядку оценки и сопоставления заявок, в том числе по критериям «цена договора», «квалификация участника», «срок поставки», «срок гарантии», «отрицательный опыт работы с заказчиком».
5. Иные возможные изменения законодательства.
- Конфликт интересов и его профилактика.
- Нормирование закупок.
- Особенности заявок субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Реестр банковских гарантий.
- Участие в закупках социально ориентированных некоммерческих организаций.
Лектор: Трефилова Татьяна Николаевна - эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН
Бронирование номеров в гостинице «Измайлово»
Одноместный/ двухместный номер -3640 руб./сутки; завтрак 700 руб.
У поправок непростая судьба. Проект в первом чтении был принят еще в сентябре 2015 г. Потом забуксовал из-за сопротивления госкомпаний, им предлагалось избавиться от 3800 способов закупок и перейти на пять. За закрытый перечень процедур и перевод на электронные площадки госзаказа выступала ФАС.
Новая версия проекта закрепляет перевод всех торгов в электронную форму, но только для государства. Также закрепляет регистрацию поставщиков через единую информационную систему, отмену обязательного обеспечения контрактов до 5 млн руб. и перевод всех торгов на спецсчета. При полном переводе всех госзакупок в электронную форму предложения участников торгов станут анонимными, участвовать в торгах смогут все желающие, а выбор победителя будет более объективным, передал через представителя замруководителя ФАС Рачик Петросян. Также это поможет избежать манипуляций с бумажной формой заявок.
Полностью перевести в электронную форму закупки госкомпаний не удалось (см. врез), следует из текста поправок. Против этого выступал «Газпром», направивший в комитет Госдумы по экономической политике свои предложения, а также несколько других госкомпаний, говорит сотрудник комитета Госдумы. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей». «Газпром» также настаивал, чтобы законопроект урегулировал внутригрупповые сделки, рассказывает сотрудник комитета: сейчас при продаже сырья «дочке» он обязан организовать тендер. По законопроекту внутренние сделки не будут публиковаться на сайте закупок и будут проводиться как закупка у единственного поставщика.
Электронный вид закупок
Для госкомпаний в электронную форму будут переведены только закупки среди малого и среднего бизнеса, рассказывает Петросян, для них будет установлен закрытый перечень процедур, а сами закупки будут проводиться на электронных торговых площадках, работающих в сфере госзакупок (всего их шесть. – «Ведомости»). Перевести закупки в электронный вид предложено с 1 июля 2018 г., обязательно проводить такие торги в электронной форме нужно с начала 2019 г., говорит представитель Минфина: планируется принять нормативные акты для безболезненного перехода на новые процедуры.
Но принять законопроекты в весеннюю сессию Госдума может не успеть. В понедельник поправки должны были быть рассмотрены на заседании комитета по экономической политике, но рассмотрение так и не состоялось, а сам проект может быть перенесен на осеннюю сессию, утверждают два участника совещаний в Госдуме. Представитель комитета от комментариев отказался. Минфин считает необходимым принять законопроект в весеннюю сессию, уточнил его представитель. Надежда, что поправки будут приняты в эту сессию, есть, считает федеральный чиновник.
Правительство торопится перевести госзакупки на электронные процедуры в кратчайшие сроки, чтобы исполнить поручение президента Владимира Путина, объясняет руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров. Но сами проекты могут навредить закупкам, предупреждают эксперты. Отмена обеспечения заявок в закупках до 5 млн руб. приведет к манипуляциям со стороны недобросовестных поставщиков и возврату рейдерства в сфере госзакупок, которое было широко распространено до его введения, говорит гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. Недобросовестные поставщики смогут шантажировать заказчиков и срывать торги, бесконечно снижая цену в ходе аукциона, опасается он. С ним соглашается гендиректор Агентства госзакупок Татарстана Яков Геллер – норма, которая должна была помочь малому бизнесу, может обрушить всю систему госзакупок.
Открытый же конкурс в электронной форме не улучшит процедуру торгов, считает Геллер, сохраняются субъективные критерии оценки. Сделать систему значительно прозрачнее и эффективнее помог бы каталог потребностей, считает он, но вместо этого планируется создать «каталог товаров работ и услуг». «Получается, что если дали больше денег – построим школу, а если меньше – садик», – заключает он. Законопроект не будет препятствовать развитию конкуренции, а, наоборот, улучшит ситуацию, считает представитель Минэкономразвития.
Зато поправки в закон о закупках госкомпаний по сути получились «беззубыми», указывает Черногоров: потерялась обязательность электронных процедур и остался нерешенным вопрос с регулированием электронных площадок, что не позволит решить проблему закупок у единственного поставщика.
Реформа госзакупок в последний год была одной из наиболее детально обсуждаемых в Белом доме. Решение о переводе всех закупок в электронную форму было принято правительством еще в конце 2013 года, совещания по теме практически в еженедельном режиме проводил первый заместитель премьера Игорь Шувалов, в периметре реформы работают Минфин, Минэкономики, ФАС, Росимущество и Федеральное казначейство, госкорпорации, крупнейшие госкомпании и инвестбанки. "Ъ" изучил, чего хотят чиновники и участники рынка от новой системы, какие видят в ней риски и почему на решение технического в целом вопроса у правительства ушло — и еще уйдет — несколько лет.
"Лучший закон о закупках"
Исторически регулирование сферы госзакупок вызывало межведомственные трения еще при разработке первого закона о них (94-ФЗ). Документ серьезно расширил функционал ФАС в контроле процедур размещения госзаказа — однако позднее ведомства начали добиваться реализации в системе закупок государства более сложного функционала для того, чтобы более эффективно обеспечить закупки технически сложной, наукоемкой, нестандартной и тому подобной продукции, а также работ и услуг. Это требовало использования механизмов предварительной квалификации и подтверждения способности подрядчиков выполнить заказ — однако усложнение системы, по мнению ФАС, увеличивало вес неценовых критериев при оценке предложений, а значит, снижалась экономия бюджетных средств и возрастал риск коррупции. В службе до сих пор вспоминают 94-ФЗ как "лучший закон о закупках".
Разногласия по вопросу регламентов поведения государства и его поставщиков при госзакупках сохранились и на следующем этапе реформы — при разработке закона о контрактной системе (44-ФЗ). Идеологически Минэкономики, которое возглавляла тогда Эльвира Набиуллина, добивалось того, чтобы закон 44-ФЗ регулировал не только размещение заказа, но и этапы планирования и последующего исполнения контракта. ФАС же при этом настаивала на сохранении в законе прозрачности самих процедур закупок, которые были присущи 94-ФЗ. В результате закон о контрактной системе получился существенно шире и описывал весь закупочный цикл — от планирования до приемки результатов. Были установлены новые способы определения поставщика (двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений). Появились антидемпинговые меры, реестр банковских гарантий, контракты жизненного цикла, банковское сопровождение контрактов.
Крупнейшие закупки стали предметом общественного обсуждения, но прозрачность процедур оформления госзаказа ФАС по-прежнему не устраивала — и в итоге многие аспекты процедур закупок были приведены к тем, что были изначально в 94-ФЗ. В частности, за 2016 год решением правительства заключение всех "несложных" строительных контрактов было возвращено в форму аукциона, а для оставшейся части "сложных" проектов значимость неценовых критериев была сокращена с 40% до 20%.
Цифровая революция
Нынешний этап реформы закупочной деятельности государства должен по идее снять сохранившиеся в контрактной системе противоречия за счет существенного прогресса в информатизации правительства. Успехи ФНС в контроле налоговых платежей, Минэкономики и ФАС — в объединении всех торгов на едином сайте, Федерального казначейства — в информатизации бюджетной сферы и Минфина — в области бюджетного планирования предполагается объединить в рамках единой информационной системы госзаказа (ЕИС). Это позволит решить одновременно все задачи, интересующие ведомства, участвующие в планировании, размещении, контроле и оплате всех товаров и услуг, которые закупает государство на 8 трлн руб. в год. Рабочие места в ЕИС должны обеспечить Минфину возможность планировать бюджетные расходы и оценивать адекватность цен поставщиков, ФАС — предоставить данные о соблюдении процедур размещения заказа обеими его сторонами и о состоянии конкуренции в этой сфере, для Минэкономики же ЕИС де-факто является инструментом мониторинга развития отраслей экономики и источником данных о госучастии в ней.
Методическим обеспечением госзаказа до весны 2017 года занималось Минэкономики — идеологически этим блоком руководил замглавы ведомства Евгений Елин, курировавший запуск контрактной системы, всю нормотворческую работу, выработку требований к функционалу ЕИС, работу с заказчиками и поставщиками. Однако, как признают и в министерстве, и в Минфине, и в ФАС, к концу процесса передача работы над ЕИС Минфину и подконтрольному ему Федеральному казначейству выглядела все более обоснованной. Оставшиеся технические задачи, по словам главы казначейства Романа Артюхина, являются для оператора ЕИС рутинными, а решать вопросы тонкой настройки и методического сопровождения удобнее в связке "казначейство-Минфин".
"Казначейства существуют в каждом субъекте. Информационно они обеспечены в самой высшей степени. Если казначейство будет следить за системой, то у ФНС будет возможность отслеживать деятельность фирм-однодневок и факты неуплаченного НДС. Именно так они должны работать в рамках государственного заказа",— отмечает куратор реформы в Белом доме, первый вице-премьер Игорь Шувалов. Техническое обеспечение работы ЕИС передано госкорпорации "Ростех" — она выбрана единственным поставщиком, что в Минфине объясняют уникальностью задачи: по словам замглавы ведомства Алексея Лаврова , "другую такую систему государство вряд ли соберется заказывать". Сейчас контракт Минфина с "Ростехом" находится в стадии подготовки, говорит господин Артюхин, корпорация "погружается в проблематику".
Что делать
"Ростеху" предстоит обеспечить работоспособность ЕИС в довольно сложной конфигурации: система должна содержать и постоянно обновлять данные единого каталога (де-факто прейскуранта всех закупок), включая спецификации и цены всех товаров и услуг, которые интересуют власти. Также в ЕИС будут храниться все данные о контрактах — от их планирования (в идеальном представлении Минфина — на трехлетний период), извещения о закупках, проведения процедур выбора поставщиков (запроса котировок, аукциона, конкурса и т. д.), заключения госконтрактов, контроля их выполнения и до окончательной фиксации в системе актов выполненных работ или документов о поставках и расчетах за них. Эта база данных должна давать ФАС возможность проверять конкурентность сделок и соблюдение участниками процедур в режиме онлайн, выдавать агрегированную статистику о числе и стоимости товаров, работ и услуг, а также об участниках торгов, их репутации, квалификациях и т. д. Для Минфина и казначейства ЕИС станет источником данных о госзаказчиках, состоянии бюджетных расчетов с ними и эффективности расходования казны.
Более того, возможность сопряжения ЕИС с информационными системами ФНС, в частности реестром юрлиц и системой контроля уплаты налогов, позволяет ведомствам как проверять частных контрагентов государства в случае крупных госконтрактов, так и "выглядывать" за пределы бюджетной сферы — в частности, проверяя цепочки субподрядчиков и контролируя их на предмет распределения между ними налогооблагаемой прибыли,— и учитывать эти данные при выборе поставщиков для будущих госконтрактов. "Казначейство и электронные площадки будут связаны таким электронным протоколом, мимо которого даже мышь не должна будет прошмыгнуть",— говорит господин Шувалов. "Когда ЕИС заработает, непрозрачных участков в госзаказе не останется в принципе",— поддерживают первого вице-премьера в казначействе.
Сейчас нерешенными остаются в основном периферийные вопросы работы ЕИС — например, продолжается теоретический спор ведомств о том, насколько глубоко необходимо изучать деятельность контрагентов государства при реализации казначейского сопровождения. Даже в самом казначействе признают, что хотели бы избежать "чрезмерного вмешательства в частный деловой оборот" — однако не готовы и допустить ситуации, при которой в цепочке посредников оседает 30-50% стоимости госконтракта. Среди видов закупок наибольшие сложности у ведомств вызывает контроль заказа работ и услуг: ФАС настаивает на установлении качественных и квалификационных показателей в качестве обязательных требований и снижении веса неценовых критериев при оценке предложений, конкретные же заказчики отмечают, что им часто важнее привлечь исполнителя, который оценит работу дороже, но выполнит ее качественно и в срок.
Также у ведомств нет единства в вопросе контроля закупок госкомпаний. В Минэкономики и Минфине воспринимают их закупочную политику как антиконкурентную, но признают, что такие экономические агенты должны пользоваться большей свободой в расходах, чем распорядители бюджетных средств. В ФАС же больше обеспокоены процедурными вопросами и рассчитывают постепенно ужесточить регулирование закупок госкомпаний, сблизив его с требованиями закона о контрактной системе. Так, по словам замглавы службы Рачика Петросяна , идеальной в ФАС воспринимают модель, в которой заказчики по 44-му и 223-му законам заполняют в ЕИС одни и те же формы извещений и процедур — но при этом контрактные менеджеры госкомпаний могут игнорировать поля, относящиеся к бюджетным ограничениям. Таким образом, подрядчики не будут путаться в процедурных особенностях, которые изобретаются от заказчика к заказчику, а сконцентрируются на предложении лучших условий для заказчика.
Кто виноват
Сложность ЕИС и отсутствие головного ведомства-исполнителя, однако, вызвали неоднократные задержки и сбои в работе над ней. Так, в начале года работа системы была де-факто парализована. В Минэкономики это объясняют тем, что введенное в систему требование проверки казначейством публикации заказчиками планов-графиков закупок было блокирующим, при этом алгоритма автоматизированной проверки еще не было. В казначействе добавляют: не понимали, как работать с планами, и заказчики. В результате казначейство вручную контролировало поток новых данных, что регулярно вызывало отказы в публикации извещений о закупках. Проблема была решена смягчением контроля — в казначействе говорят, что темпы публикации извещений о закупках уже восстановлены, а алгоритм проверки планов будет доработан и введен в действие позже.
Ужесточение же контроля над рыночным поведением АО с госучастием вызывает отчетливое противодействие. Так, по словам федерального чиновника, сейчас можно говорить о "тихом ползучем саботаже", с которым сталкивается исполнительная и законодательная власть в этой сфере. "Многие участники процесса построили свои площадки, все сделали, как будто закон исполняют — а по сути, никакой конкуренции. Есть хорошо организованные связи, — продолжает собеседник "Ъ".— Когда подают документы на участие в тендере, то машина не читает предложения — оказывается, они в большей части в фотографическом виде направляются на электронную площадку! Это все фикция".
При этом чиновники отмечают — субподрядчики должны понимать, что за ними действует особый контроль со стороны казначейства и ФНС. "Мы можем легко оформлять им крупные авансы, вплоть 60-70%, если нужно, но каждый раз надо смотреть движение средств, приемку работ, списание оплаты, хотя отчетность об этих средствах можно сделать значительно легче,— говорит господин Шувалов.— К тому же надо научиться контролировать, чтобы выделенные средства были направлены на выполнение контракта. Новое законодательство должно обеспечить способность к конкуренции, которой до этого фактически не наблюдалось".
Дайте срок
Уже на финальном этапе обсуждения реформы — в апреле 2017 года — в Белом доме возникла еще одна интрига, связанная со сроками запуска системы. Обсуждение инициировал глава Федерального казначейства Роман Артюхин, осторожно высказавшийся о том, что ведомство считает разумным перенести окончательный срок "электрификации" всех закупок на год. Казначейству, выступающему расчетной системой для всех госзаказчиков, сдвиг сроков необходим для отработки всех процедур, которые в ежедневном режиме придется выполнять 200 тыс. госзаказчиков — в отрасли работает около 1 млн специалистов по закупкам, и для бесперебойного перехода на новые правила IT-системы придется перенастраивать, а людей — переобучать. Это решение 4 мая поддержал своим поручением и президент Владимир Путин: с 1 июля 2018 года заказчики получат право на определение поставщиков в электронной форме, и только с 1 января 2019 года оно станет обязанностью.
При "цифровизации" закупок применяется принцип "погружения" опробованных в пилотных проектах методов и функций в "большую" систему контроля госзаказа — как в случае с системой контроля закупок лекарств, ряд наработок которой также войдет в ЕИС. Также президент уже поручил до 1 июля 2017 года перевести на электронные площадки, на которых закупается государство, обязательные закупки госкомпаний у малого бизнеса (напомним, последнему выделена квота в 10-18% таких закупок). По словам Игоря Шувалова, эту поправку к закону о закупках госкомпаний поддерживало правительство. "Чтобы торги по квоте МСП шли не на их корпоративных площадках, а на федеральных. Это даст совсем другой, более высокий уровень прозрачности",— говорит он.
Отметим, что, несмотря на передачу полномочий по окончательной настройке ЕИС Минфину и казначейству, Белый дом решил сохранить и накопленный опыт Минэкономики, поручив ведомству заняться завершением работы над проблемными законопроектами о переводе закупок в электронный формат (такое решение было принято на совещании в правительстве 10 мая). Само рассмотрение документов во втором чтении предварительно запланировано на конец июня. Основной проблемой, которую предстоит решить за это время, будет подготовка более тридцати подзаконных актов и расчет тарифа, который будут вправе взимать операторы электронных площадок за свои услуги.