Как выглядит суот для малых предприятий? Система управления охраной труда на предприятии Стандарт предприятия суот

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) предусматривает единый по стране кодекс охраны труда, в котором все строго и гармонично взаимосвязано.

Основные положения о ССБТ закреплены в ГОСТ «Система стандартов безопасности труда 12.0.001-2013». В нем также раскрывается само понятие ССБТ — это комплекс связанных между собой устанавливающих документов, закрепляющих положения о безопасности рабочей деятельности. Все нормы, входящие в него и утверждаемые госорганами, а также стандарты ССБТ должны быть взаимосвязаны и не должны противоречить друг другу. Несоблюдение их преследуется по закону.

ССБТ с момента своего создания по-сто-ян-но со-вер-шен-ство-ва-лась и об-нов-ля-лась. Она поз-во-ля-ет под-дер-жи-вать еди-но-об-ра-зие в ре-гу-ли-ро-ва-нии во-про-сов, свя-зан-ных с без-опас-но-стью труда, вы-яв-лять и устра-нять ее недостат-ки, умень-шать воз-дей-ствие на ра-бот-ни-ков вред-ной про-из-вод-ствен-ной среды.

Структура системы стандартов безопасности труда состоит из требований, определяющих:

  • как следует организовать работу;
  • условия стандартизации;
  • перечень опасных и вредных производственных факторов;
  • перечень условий, предъявляемых к зданиям, производственным процессам и оборудованию.

В систему ССБТ входят:

  • ГОСТ — госстандарты;
  • ОСТ — отраслевые;
  • СТП и СТО — предприятий и организаций.

Государственные стандарты

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда утвер-жда-ют-ся Гос-стан-дар-том Рос-сии и являются обязательными для использования всеми го-сор-га-на-ми и хо-зяй-ству-ю-щи-ми субъ-ек-та-ми. Они раз-ра-ба-ты-ва-ют-ся в от-но-ше-нии тре-бо-ва-ний без-опас-но-сти, име-ю-щих меж-от-рас-ле-вое зна-че-ние.

Первый раздел ГОСТ 12.0.001-2013 рассматривает общие положения ССБТ, второй за-креп-ля-ет струк-ту-ру си-сте-мы и обо-зна-че-ния раз-лич-ных групп стан-дар-тов. Рассмотрим подробнее.

Обо-зна-че-ние госстандарта ССБТ состоит из:

  • ин-декса — ГОСТ;
  • регистрационного номера, две первые цифры которого — 12 — представляют собой шифр системы стандартов безопасности труда;
  • последующее число с точкой (от 0 до 4) обо-зна-ча-ет груп-пу стан-дар-та;
  • следующие три цифры определяют по-ряд-ко-вый номер в груп-пе;
  • две или че-ты-ре цифры, которые указываются через тире, обо-зна-ча-ют год утверждения.

На-при-мер, ГОСТ 12.3.002-2014 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Процессы производственные. Общие требования безопасности».

В его на-зва-нии по-сле-до-ва-тель-но ука-зы-ва-ют-ся:

  • номер (ГОСТ 12.3.002-2014);
  • ка-те-го-рия (меж-го-су-дар-ствен-ный);
  • общий за-го-ло-вок «Си-сте-ма стан-дар-тов без-опас-но-сти труда»;
  • на-зва-ние, из которого можно судить о содержании документа, — «Процессы производственные. Общие требования безопасности».

Шифры системы имеют свое определение и приведены в таблице:

Отраслевые стандарты (ОСТ)

ОСТы утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами госнадзора и регламентируют требования безопасности в конкретной отрасли. Они являются необходимыми для использования всеми пред-при-я-ти-я-ми от-рас-ли, а также компаниями, ис-поль-зу-ю-щи-ми про-дук-цию дан-ной от-рас-ли.

Обо-зна-че-ние ОСТа, вхо-дя-ще-го в ССБТ, вклю-ча-ет в себя:

  • ин-декс — ОСТ;
  • циф-ро-вое обо-зна-че-ние ве-дом-ства, при-няв-ше-го стан-дарт;
  • ре-ги-стра-ци-он-ный номер ОСТа;
  • год принятия.

На-при-мер, ОСТ 68 12.0.05-87 «ССБТ. Порядок обучения безопасности труда и допуска к работам повышенной опасности», утв. Приказом Роскартографии № 136-пр от 06.09.2002.

Стандарты предприятий и организаций

Работа на предприятии в области стандартизации устанавливает стандарты безопасности труда с уче-том спе-ци-фи-ки производства, про-из-во-ди-мой про-дук-ции, усло-вий труда. Нормы, разрабатываемые предприятием, являются обязательными для его сотрудников. Как правило, в них рассматривается:

  • обеспечение безопасной работы на предприятии;
  • планирование деятельности в сфере БТ на предприятии;
  • обучение и инструктаж работающих;
  • обеспечение контроля;
  • надзор за объектами, представляющими повышенную опасность;
  • обеспечение противопожарных мер и защиты работников при пожаре;
  • организация обеспечения, эксплуатации, ухода и содержания средств индивидуальной защиты на производстве.

Нормы считаются успешно внедренными, если применяются все установленные ими требования.

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве статья 212. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

Кому и зачем нужна система управления охраной труда, смотрите выше в видео!

СУОТ - что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК РФ и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец "СУОТ на предприятии"

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу : Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации ?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Если в организации произошел несчастный случай, запросит ли инспектор по труду положение о СУОТ?

В случае, когда в организации произошел производственный инцидент с группой людей, имеющий тяжкие последствия или смертельный исход, будет проведена внеплановая проверка сотрудником Государственной инспекции по труду. Проводится дважды: в период расследования несчастного случая и по его завершению.

Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:

  • трудового договора;
  • карточки Т2;
  • табелей учета рабочего времени.

Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.

Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.

Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.

Внедрение СУОТ – это прямая обязанность работодателя, независимо от штата предприятия. Расскажем, из каких элементов состоит система, как её создать и обеспечить эффективную работу.

Читайте в статье:

Что такое система управления охраной труда на предприятии

СУОТ – это часть менеджмента организации, которая позволяет эффективно управлять рисками в сфере безопасности на рабочих местах. Обязанность её разработки и внедрения лежит, согласно законодательству, на работодателе.

Основа любого предприятия – это люди. Независимо от численности рабочего коллектива, важно понимать, что система создается в интересах людей. Это достижимо, только если она будет внедряться одновременно на всех уровнях. Система помогает минимизировать вероятность аварий, несчастных случаев на производстве, улучшить условия для работников, принимать меры по профилактике профзаболеваний.

4. Соответствовать должностным возможностям сотрудников.

Работа на предприятии в области стандартизации по охране труда состоит из организации внедрения государственных, республиканских и отраслевых стандартов ССБТ и организации разработки п внедрения стандартов ССБТ предприятия (СТП ССБТ). Общее руководство этими работами осуществляет руководитель или главный инженер предприятия (объединения).

Как написать стандарт по системе управления охраной труда?

Исходным документом, на основе которого внедряются стандарты, является приказ по предприятию, содержащий перечень внедряемых стандартов, план организационно-технических мероприятий, определяющий порядок их внедрения, а также состав комиссии для проведения этой работы, включающий руководителей соответствующих структурных подразделений предприятия и возглавляемая главным инженером.

Стандарты ССБТ предприятия относятся к организационно-методическим и могут разрабатываться для стандартизации следующих вопросов:

  • порядок планирования работ по охране труда;
  • организация работы по охране труда на предприятии, обучения и инструктажа работающих по безопасности труда, контроля состояния безопасности труда; порядок надзора за работами повышенной опасности; аттестации персонала, обслуживающего объекты повышенной опасности;
  • методы оценки уровня безопасности труда, работы по обеспечению безопасности труда в подразделениях и службах;
  • порядок проведения анализа причин травматизма и профессиональной заболеваемости, внесения требований безопасности в конструкторскую и технологическую документацию предприятия;
  • организация работы по пожарной безопасности;
  • порядок проведения измерений для оценки безопасности труда;
  • организация контроля за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ;
  • порядок составления заявок на средства индивидуальной защиты (СИЗ); выдачи и списания СИЗ, приемки поступающих на предприятие СИЗ, оформления рекламаций на СИЗ;
  • требования к хранению СИЗ;
  • порядок проведения осмотров СИЗ, сдачи их в ремонт, стирку, чистку, а также приемки и испытания средств коллективной защиты н порядок их эксплуатации.

Внедрение стандартов ССБТ на многих пищевых предприятиях способствовало улучшению организации работы по охране труда, улучшению его условий, снижению травматизма и заболеваемости, включению и профилактическую работу по охране труда коллектива предприятия. Например, на Орской кондитерской фабрике в 1986 г. введено в действие 22 стандарта ССБТ, в том числе пять стандартов предприятия. Использование положений стандарта предприятия «Методы оценки работы по обеспечению безопасности труда в подразделениях и службах фабрики» при ежемесячном присвоении цехам и участкам призовых мест способствовало мобилизации работников фабрики на соблюдении требований охраны труда.

Полезная информация:

Документация является источником информации в системе. В ней содержится описание системы, подробные указания о том, какие действия следует предпринимать, каким образом, кто отвечает за этот процесс, и какую информацию при этом необходимо регистрировать.
Организация разрабатывает и обеспечивает ведение документации, которая должна:

  • фиксировать происходящее в сфере охраны труда и безопасности производства события;
  • описывать порядок функционирования существенных элементов системы управления и их взаимодействия;
  • направлять к смежной документации.

Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.
Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, с тем чтобы:

  • документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и при необходимости корректировались и утверждались уполномоченными лицами;
  • копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;
  • отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;
  • архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

В любой системе управления охраной труда существует иерархия документации. Возлагается ее Руководством (или Положением) по системе управления, в которой описаны основные элементы и взаимодействия различных частей системы. Степень его детальности может быть различной, но в любом случае ключевым моментом является обязательное наличие ссылок на документацию других уровней системы (процедуры, инструкции и т.п.) или смежную документацию организации. Описание элементов системы, их взаимодействие и определения необходимой соответствующей документации должны быть четкими. Руководство (или Положение) в чем-то может напоминать путеводитель, которым можно пользоваться для ориентации в системе.

Следующий уровень иерархии документации представлен процедурами (методиками), которые содержат письменно оформленные указания, определяющие как, каким образом и в какой последовательности должны выполняться те или иные действия в рамках СУОТ.
Третий уровень документации, инструкции, состоит из подробных инструкций по охране труда для работников, выполняющих конкретные задачи.

Цель руководства – проинформировать работников, а при необходимости и подрядчиков, потребителей, заказчиков или других заинтересованных лиц о том, как организация обеспечивает организацию работ по охране труда, выполнение государственных нормативных требований.

Цель процедур — установить порядок выполнения политики руководства организации по охране труда. Число процедур может быть различно, следует лишь следить за тем, чтобы все необходимые действия были описаны. Процедуры могут быть связаны с каждым требованием соответствующей статьи стандарта. Все вместе они четко показывают порядок действий организации по обеспечению охраны труда.
Цель инструкций – обеспечить детальное описание того, как какая-либо конкретная операция или деятельность должны выполняться.

Подборка Новых Положений о Системе Управления Охраной Труда 2018!

Нужно отметить, что эти документы необязательно разрабатываются внутри организации, они могут быть типовыми, но их применение в организации должно быть оформлено приказом руководителя организации.

Документы этих трех уровней и типов содержат описание и предписания, они говорят о том, что и как надо делать. Это документы собственно системы управления. Однако помимо них существуют еще и другие виды документации, называемой сопутствующей документацией, которые включают документы по фиксации тех или иных событий или результатов, например регистрацию результатов мониторинга условий труда, отчеты о техническом обслуживании или результаты проверок.

Цель учетных записей – продемонстрировать соответствие охраны труда определенным требованиям и, таком образом, доказать эффективную работу СУОТ. Документы этого уровня не имеют четко определенной структуры и являются дополнительным доказательством деятельности, которая выполняется на других уровнях. Требования ко многим их этих документов содержаться в тех или иных нормативных актах или нормативно-технической документации.

  1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения контроля в ООО «ИНСТАЛКОМ».
  2. Требования данного Положения распространяются на работы по контролю, выполняемые в ООО «ИНСТАЛКОМ»

— ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения.

— Градостроительный кодекс, ФЗ №190 от 29.12.2004г.

— Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

от 12.01. 2007г. №7 «Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и

(или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции,

капитальном ремонте объектов капитального строительства».

— Федеральный закон от 30.12.2009г. №384 «Технический регламент о безопасности

зданий и сооружений».

— Федеральный закон от 27.12.2002. №184 «О техническом регулировании» .

— Федеральный закон от 26.12.2008г. №294 «О защите прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

и муниципального контроля».

— ГОСТ 16504-81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и

контроль качества продукции. Основные термины и определения».

— СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».

строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и

капитального ремонта объектов капитального строительства».

— РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации

при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального

строительства и требования, предъявляемые к актамосвидетельствования работ,

конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения».

— РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществления государственного

строительного надзора и выдачи заключений в соответствии построенных,

реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства

требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых

актов и проектной документации».

— ПР 50.2.006-94 порядок проведения проверки средств измерений.

— МДС 12-9.2001 «Положение о заказчике при строительстве объектов для

государственных нужд на территории Российской Федерации».

1. Общие положения.

1.1.Цель внедрения Положения о системе контроля качества СМР заключается в создании условий, гарантирующих выполнение строительно-монтажных работ организацией в полном соответствии с требованиями проектно-сметной документации и СниП, ГОСТ и действующего законодательства.

1.2. Задачи системы контроля качества строительных работ:

— определение соответствия показателей качествастроительных материалов и выполняемых работ установленным требованиям;

— повышение качества работ, снижение непроизводительных затрат на переделку, дефектов, брака, иных несоответствий;

— своевременное выявление, устранение и предупреждение дефектов, брака и нарушений правил производства работ, иных несоответствий, а так же причин их возникновения;

— повышение производственной и технологической дисциплины, ответственности работников за обеспечение качества строительно-монтажных работ.

1.3.Система контроля качества является многоступенчатой и предусматривает самоконтроль и контроль на всех этапах производственных процессов.

1.4.Строительный контроль осуществляется с требованиями Градостроительного кодекса РФ, ФЗ № 190 от 29.12.2004г. и иными нормативными документами. Строительный контроль качества работ в ООО «ИНСТАЛКОМ» включает:

— входной контроль проектной, рабочей документации, предоставленной Заказчиком;

— входной контроль применяемых материалов и оборудования;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершению операций;

— геодезический контроль качества;

— приемочный контроль качества;

— инспекционный контроль качества;

— лабораторный контроль качества СМР

1.4 Все ступени контроля качества выполненных работ организуются и проводятся с целью обеспечения своевременности и объективности их приемки внутри организации.

1.5 Данные результатов всех видов контроля фиксируются в соответствующих журналах

1.6 При выявлении фактов нарушения технологии работ, требований СНиП и других

нормативных документов, принимаются меры дисциплинарной ответственности.

1.7 Ответственным за организацию и внедрение системы контроля качества СМР

является генеральный директор Шик Сергей Александрович

Стандарты безопасности труда

Политика в области качества

2.1 Политика ООО«ИНСТАЛКОМ» в области контроля качества проведения работ по монтажу, ремонту, реконструкции и модернизации объектов тепловой энергетики и технологических трубопроводов заключается в строгом соблюдении правил, руководящих документов и предписаний Ростехнадзора РФ.

2.2.Директор ООО «ИНСТАЛКОМ» назначает персонал, ответственный за качество проведения работ в соответствии с его уровнем аттестации, отвечает за разработку, совершенствование и распространение руководства.

2.3.Директор ООО «ИНСТАЛКОМ» обязан оказывать всяческую поддержку работникам в успешном выполнении ими своих задач. Работникам предприятия дано чёткое понимание их ответственности, роли и обязательств.

2.4.Настоящее руководство создано для внутреннего пользования и находятся у заместителя директора. Оно может пересматриваться по решению заместителя директора.

3. Виды контроля. Должностные лица, ответственные за них.

3.1. Входной контроль

3.1.1 Входной контроль качества включает в себя контроль качества ПСД и контроль качества поступающих на объекты материалов и изделий.

3.1.2 Входной контроль качества проектно-сметной документации включает в себя проверку:

  • комплектации рабочих чертежей и смет;
  • наличие проекта организации строительства, согласованного с заинтересованными организациями;
  • наличие разрешения ГАСНа на строительство или реконструкцию.

3.1.3 Входной контроль качества ПСД осуществляет заместитель директора.

При входном контроле рабочей документации (проектов, чертежей, смет) производится проверка ее комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ. При этом выполняется:

  • проверка нормативов, применяемых в ПСД;
  • контроль за повышением уровня технологичности проектных решений;
  • контроль качества и полноты разработки ПСД;
  • проверка структуры технико-экономических показателей;
  • проверка качества ПОС;
  • контроль за соблюдением утвержденных проектов при разработке документации;
  • контроль за соблюдением сметной стоимости строительства.
  • Проверка наличия разрешения ГАСНа производится на каждый новый объект строительства или реконструкцию, а также в начале года (на объекты переходящие).

3.1.4 Входной контроль качества поступающих на производственную базу материалов от производителей производится начальником производственной базы визуально на соответствие их ГОСТам.

3.1.5 Входной контроль качества поступающих на объекты материалов с производственной базы и от производителей производится мастерами участков (прорабами) визуально на соответствие их ГОСТам и ТУ.
требованиям рабочих чертежей, паспортам и другим сопровождающим документах,
подтверждающим качество их изготовления с записью в журнале входного контроля
качества.

3.1.6 Входной контроль оборудования и материалов выполняется с привлечением сотрудников специализированных строительных лабораторий, производится приемка по количеству, качеству и комплектности. Выполняется также контроль за соблюдением гарантий заводов-изготовителей.

3.1.7 Входной контроль строительных материалов, изделий и конструкций осуществляется по СниП 3.01.01-85** начальниками (прорабами) участков непосредственно на рабочем месте по ГОСТ 24297-87. При входном контроле материалов и оборудования проверяется внешним осмотром соответствие их требованиям стандартов или других нормативных документов, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов. При выбраковке материалов вызывается поставщик (а при необходимости: представители проектной организации и лаборатории) и составляется акт на дефектную продукцию. По данному акту принимается соответствующее решение, Результаты контроля записываются в журнал входного контроля.

В ходе строительства выполняется контроль за правильным складированием и хранением строительных материалов на строительной площадке.

3.2. Операционный контроль качества.

3.2.1.Операционный контроль качества осуществляется непосредственно на строительных площадках в период выполнения определенных операций и в период их завершения.

3.2.2.Основные задачи операционного контроля:

  • обеспечение соответствия выполняемых работ проект и требованиям нормативных документов;
  • своевременное выявление дефектов, причин их возникновения и принятие мер по их устранению;
  • выполнение последующих операций после устранения всех дефектов, допущенных в предыдущей операции;
  • повышение ответственности непосредственных исполнителей (рабочих звеньев бригад) за качество выполняемых работ.

3.2.3.Способы контроля выполняемых операций — визуально, контрольно-измерительными приборами и инструментами. Отдельные виды работ требуют геодезического контроля. Перечень работ, требующих геодезического контроля, который выполняется инженером по техническому надзору.

3.2.4.Пооперационный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов производственных операций и обеспечивает своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению. Проверяется соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных процессов, соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, СНиПам и ГОСТам.

Законченная операция принимается мастерами участка и делается соответствующая запись в журнале производства работ. Туда же записываются результат: проверки контролирующих лиц руководства организации, представителей проектной организации, Госархстройнадзора. Эти записи принимаются линейным персоналом к неукоснительному исполнению.

При оформлении законченной операции, которую закрывает в дальнейшем следующая операция, составляется, документ «Акт на скрытые работы», подписываемый представителями генподрядчика, проектной организации, ген.директором организации.

Основными документами при пооперационном контроле являются нормативные документы Части 3 СНиП, технологические карты и в их составе схемы операционного контроля.

3.3. Геодезический контроль качества.

3.3.1.Геодезический контроль качества заключается в следующих положениях:

  • геодезической (инструментальной) проверке соответствия положения элементов, конструкций и частей зданий и сооружений, а также инженерных сетей проектным требованиям в процессе их монтажа и временного закрепления (при операционном контроле);
  • исполнительной геодезической съемке планового и высотного положения элементов, конструкций и частей зданий и сооружений, постоянно закрепленных по окончанию монтажа, а также фактического положения инженерных сетей.

Исполнительная геодезическая съемка подземных инженерных сетей выполняется до засыпки траншей. Результаты геодезической проверки при операционном контроле фиксируются в общем журнале работ. По результатам геодезической съемки составляются исполнительные схемы.

3.4. Приемочный контроль качества.

3.4.1.Приемочный контроль качества работ осуществляют следующие лица и организации:

Инженерно-технический персонал подрядной организации;
.технический надзор Заказчика;
.государственный архитектурно-строительный надзор;
..государственный санитарный надзор;
.государственный пожарный надзор;
.общественный контроль эксплуатирующей организации;
.государственный экологический надзор.

3.4.2.Приемка, выполненных работ осуществляется с оформлением документа «Акт приемки законченного строительства зданий и сооружений (этапа работ)» СниП 3.01.04.-87. В комиссию привлекаются представители генподрядной, проектных и эксплуатирующих организаций. В комиссии также могут участвовать представители других заинтересованных организаций: санэпиднадзора, Госархстройнадзора. пожнадзора и т.д.

При приемке выполненных работ в организации руководствуются следующими строительными нормами и правилами:

  • «Организация строительного производства» СНиП 3.01.01-85;
  • «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» СНиП 3.01.04-87;
  • «Правила разработки процессов контроля» ГОСТ 14317-75 и др.

3.5. Инспекционный контроль качества

3.5.1 В процессе производства работ по строительству, реконструкции и расширению объектов проводятся инспекционные проверки Государственными инспекциями (ГАСН.Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор и др.).

3.5.2 При получении предписания контролирующего инспектора необходимо устранить замечания. Если это возможно, в известность ставятся зам. директора по производству подрядной организации. Разрабатываются мероприятия для устранения замечаний, устанавливаются ответственные за материальное обеспечение данных мероприятий, ответственные за их выполнение при полном материальном обеспечении, сроки устранения замечаний.

3.6 Лабораторный контроль качества СМР.

3.6.1.Лабораторный контроль качества и метрологическое обслуживание, при необходимости, осуществляется на договорной основе с лабораториями.

3.6.2.Метрологическое обеспечение СМР осуществляется в соответствии с ГОСТ 8.002-86 ГСИ «Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений Основные положения» и ГОСТ 8.513-84 ГСИ. «Проверка средств измерений Организация порядок проведения».

Организацию лабораторного контроля на предприятии осуществляет инженер производственно-технического отдела.

4. Требования к повышению квалификации, профессиональной переподготовке работников.

  1. Специалисты ООО «ИНСТАЛКОМ» проводящие строительный контроль, должны иметь высшее профессиональное образование.
  2. Специалисты обязаны раз в пять лет, с момента выдачи диплома, либо последнего удостоверения о повышении квалификации, повышать квалификацию.
  3. Контроль подготовки и квалификации (аттестации) персонала проводится раз в пять лет.
  4. При контроле подготовки и квалификации (аттестации) персонала проводится проверка:

— Соответствие имеющегося образования профилю занимаемой должности;

— Порядок проверки знаний норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству работ, у руководителей и специалистов

(включая соответствующих процедур), наличие у них аттестатов о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение списков проверки знаний;

— порядок обучения и периодической аттестации сварщиков, контроллеров и рабочих других строительных профессий, ведение документации по учету их работы, личных клейм.

Управление документацией и записями по охране труда

Нормативно-правовое и информационное обеспечение охраны труда, документирование системы управления безопасностью являются необходимыми условиями трудоохранной деятельности. Процессы (субпроцессы) нормативно-правового и информационного обеспечения, управление документацией и записями направлены на формирование информационно-правового поля, в котором осуществляется управленческо-производственная и трудоохранная деятельность, на создание условий для реализации провозглашенной (принятой) политики в области охраны труда, эффективное функционирование системы управления, а также на получение управляющим органом (субъектом управления) оперативной, достоверной и достаточной информации о состоянии охраны труда, динамике травматизма в подразделениях и в целом на предприятии, с целью выработки управленческих решений, разработки профилактических мер и принятия корректирующих действий.

Это осуществляется путем:

  1. применения и выполнения в практической деятельности законодательных норм и требований, других нормативно-правовых актов (законов о труде и об охране труда, постановлений и решений директивных органов, стандартов системы безопасности труда и др.);
  2. формирования и обновления массива действующих нормативно-правовых актов;
  3. разработки и переработки регламентов, действующих в рамках предприятия;
  4. контроля за соблюдением нормоположений путем юридической экспертизы организационно-распорядительных документов;
  5. правового обучения работников всех категорий.

В соответствии с Законом об охране труда собственник обязан бесплатно обеспечить работников соответствующей нормативно-справочной, методической, информационной документацией.

Для этой цели на предприятии должны быть назначены лица, в должностные обязанности которых входит приобретение (получение), хранение, пополнение, распространение специальной литературы и других нормативно-регламентирующих документов.

По одному (контрольному) экземпляру этих документов должны храниться в библиотеке предприятия (или в другом подразделении, которому поручена эта функция) и в службе охраны труда. Распределение документов по другим службам (отделам) и подразделениям осуществляется по согласованию со службой ОТ.

Нормативные документы, действующие в рамках предприятия (стандарты, положения, инструкции, технологические карты и др.) должны разрабатываться в соответствии с установленным порядком и отвечать требованиям государственных, межотраслевых и отраслевых нормативных актов. Кроме этого, при их разработке должен учитываться предшествующий или заимствованный опыт других предприятий и смежных отраслей, данные анализов травматизма работающих (по типам оборудования, видам работы и т.п.) с целью определения всего комплекса опасных факторов, характера их проявления и условий возникновения опасных ситуаций.

Структура, построение, оформление и содержание внутренних нормативных актов должны соответствовать требованиям стандартов об оформлении документов, других НПА, включая типовые рекомендации по этим вопросам.

Документы должны храниться в систематизированном виде и снабжаться перечнем, который должен содержать наименование действующих документов, их регистрационный номер; даты утверждения; даты очередного пересмотра.

Проект разрабатываемого нормативного документа подлежит обязательному согласованию со службой охраны труда и юрслужбой. В случае необходимости он согласовывается также с другими заинтересованными службами, подразделениями и должностными лицами, перечень которых определяет служба охраны труда.

Утверждение и отмена нормативных актов предприятия осуществляется приказом по предприятию.

Все нормативные акты должны периодически пересматриваться. Срок пересмотра не может превышать сроков пересмотра государственного нормативного акта об охране труда или типового документа, на основании которого он разрабатывался, и не должен составлять более 10 лет, для инструкций по охране труда — 3 … 5 лет.

Внутренней организационно-методической, регламентирующей и правовой основой функционирования СУОТ может служить комплекс разработанных ранее стандартов предприятия (СТП) или вновь разрабатываемых стандартов организации (СОУ), других регламентирующих положений.

Необходимый перечень стандартов (положений) определяется службой охраны труда с учётом, с одной стороны, структуры управления производством, а с другой — специфики решаемых задач.

Информационное обеспечение достигается с помощью:

  1. системы информационного взаимодействия, формирования массива (банка) информационных, методических и справочных материалов, инструкций, изучения и использования передового зарубежного опыта, опыта смежных предприятий и т.д., своевременное ознакомление с ними персонала.
  2. экспресс-информирования всех работников предприятия по всем случаям травмоопасных и аварийных происшествий; по другим аспектам деятельности.
  3. пропаганды через печать, другие средства массовой информации о новых требованиях в области охраны труда, безопасных методах производства работ, путях и методах совершенствования этой работы и т.д.;
  4. применения более совершенных информационных средств и технологий.

Управление документацией и записями относится к числу наиболее сложных и важных направлений трудоохранной деятельности и включает документальное оформление процессов планирования, организации, контроля, регулирования и учёта документации системы управления профессиональной безопасностью. Документы и записи служат для осведомленности персонала о порядке функционирования системы и описания рабочих процессов и процедур. Осуществляется путем формирования информационной и нормативно-правовой базы, которая обеспечивает заданное функционирование системы в правовом поле; предусматривает широкое применение в этой связи внутрифирменных стандартов и положений.

В зависимости от выполняемой функции документация, регулирующая функционирование Системы управления охраной труда может быть двух видов:

  1. регламентная документация СУОТ, которая устанавливает нормативный порядок проведения трудоохранных мероприятий на предприятии (в Организации);
  2. учётная документация СУОТ, которая ведётся оперативно и предназначена для учёта выполнения реализуемых мероприятий и действий в рамках СУОТ.

К регламентной документации относятся:

  1. Руководство по Системе;
  2. Инструкции по охране труда и должностные инструкции;
  3. Различные положения;
  4. Руководящие документы и стандарты предприятия (организации);

Другие документы.

К учётной документации относятся:

  1. Журналы регистрации инструктажей по охране труда;
  2. Удостоверения по охране труда;
  3. Наряды-допуски на производство работ повышенной опасности и многие другие.

В связи с тем, что документация СУОТ относится к управленческой, она должна вводиться в действие распорядительными документами -приказами. Чтобы СУОТ была легитимной, необходимо, в первую очередь, разрабатывать регламентную документацию, устанавливающую порядок деятельности в области ОТ.

Организационные вопросы

В рамках регламентной документации утверждаются формы и порядок заполнения учётной документации.

Управление документом — это комплекс мер по работе с документом, включающий разработку, согласование, утверждение, изменение, периодическую проверку актуальности, издание, рассылку, актуализацию документа на рабочих местах, доведение до сведения персонала и обеспечение доступа к нему.

Документирование системы управления безопасностью труда определяет и закрепляет механизм функционирования СУОТ. Исходной базой для документирования могут служить требования и рекомендации международных стандартов ISO серий 9000, 14000, OHSAS 18000, а также национальные законодательные, нормативные и методические документы в области безопасности. Выходными документами являются разработанные и утвержденные собственником внутренние руководства, стандарты организации (предприятия), инструкции, методики, программы.

Характер документации, ее состав может быть представлен в любом, но в таком виде, который отвечает соответствующим требованиям, к числу которых относятся следующие:

1. Она должна быть комплексной, т.е. охватывать все аспекты деятельности, связанные с управлением безопасностью и отражать концепцию проводимой политики, а все процессы осуществления трудоохранной деятельности должны быть под контролем руководства предприятия и документированы.

2. Документация должна быть системной, т.е. строго взаимоувязанной, хорошо структурированной, функционально эффективной и распределенной по уровням управления. Она должна быть полной и давать четкое исчерпывающее и объективное представление как о состоянии системы в целом, так и об отдельных ее элементах, а также обо всех процессах и процедурах, реализуемых в СУБ (система управления безопасностью). Она должна оперативно отражать все изменения в функционировании системы.

3. Она должна соответствовать требованиям действующих национальных НПА, стандартов ИСО и рекомендациям МОТ.

4. Документация должна быть легко идентифицируемой, т.е. иметь соответствующие обозначения и номера, позволяющие установить принадлежность каждого документа к определенной части системы.

5. Документация должна быть адресной, т.е. каждый документ должен быть предназначен для конкретной области применения и для конкретных исполнителей.

6. Документация должна быть четкой, датированной и понятной ее пользователям и экспертам-аудиторам.

ВЫВОДЫ
Положение о СУОТ разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.

ОТВЕТ
Положение о СУОТ на предприятии - основа организации и функционирования системы управления охраной труда (далее - СУОТ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда (далее - Типовое положение).
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечить создание и функционирование СУОТ.
Определение СУОТ дано в статье 209 ТК РФ как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Типовое положение разработано для оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, то есть в помощь всем российским организациям в структурировании системы, разработки политики, целей и рабочих процедур в области охраны труда.
Создание СУОТ должно базироваться на соблюдении государственных нормативных требований охраны труда, учитывая при этом специфику собственной деятельности, достижения современной науки, наилучшую практику и другие национальные, международные, межгосударственные стандарты, рекомендации МОТ по СУОТ и безопасности производства. СУОТ должна быть совместима с другими системами управления, действующими у работодателя. Охрана труда подразумевает многоуровневое распределение обязанностей и ответственностей, поэтому интеграция СУОТ в общую систему играет очень важную практическую роль.
Положение разрабатывается работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.
Несмотря на то что положение является типовым, в нем в полной мере описывается структура системы, необходимые процедуры, распределение функций, управление документацией и т. д.
В положение о СУОТ с учетом специфики работодателя включаются указанные ниже разделы.
1. Политика работодателя в области охраны труда.
2. Цели работодателя в области охраны труда.
3. Обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя).
4. Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (с подразделами).
5. Планирование мероприятий по реализации процедур.
6. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
7. Планирование улучшений функционирования СУОТ.
8. Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
9. Управление документами СУОТ.
Политика в области охраны труда должна быть публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств. Политика определяется на основании предварительного анализа состояния охраны труда на предприятии, ее доступность для всех работников является важным аспектом функционирования СУОТ в целом. Политикой определяются цели работодателя в сфере охраны труда, которые должны быть сформулированы исходя из специфики деятельности, текущего состояния охраны труда, перспектив развития и модернизации производства, оценки их достижимости.
Типовое положение достаточно подробно описывает наполнение всех разделов. Примером может служить раздел «Обеспечение функционирования СУОТ». В нем выделяются не только 6 уровней управления (от уровня производственной бригады до работодателя в целом), но и возможное распределение обязанностей в сфере охраны труда по должностям. Количество уровней управления и распределения обязанностей зависит от специфики деятельности конкретного работодателя, структуры общей системы управления, численности и т. д. Распределение обязанностей можно закрепить в указанном разделе СУОТ либо в отдельных локальных нормативных актах, планах мероприятий, трудовых договорах и должностных инструкциях. Организации с численностью менее 15 человек могут упростить СУОТ за счет сокращения уровней управления охраной труда, при этом обязательным условием является сохранение полного объема обязанностей.
Огромную роль в функционировании СУОТ играют процедуры, направленные на достижение целей в сфере охраны труда.

Система управления охраной труда на предприятии - образец 2018

Типовое положение предлагает работодателям следующие основные процедуры:
1) подготовка работников по охране труда;
2) оценки условий труда;
3) управление профессиональными рисками (включая в себя идентификацию опасностей; анализ, оценку и упорядочивания выявленных опасностей, меры снижения профессиональных рисков);
4) наблюдение за состоянием здоровья работников;
5) информирование работников об условиях труда;
6) обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
7) обеспечение работников СИЗ, смывающими и обезвреживающими средствами;
8) обеспечение работников молоком или лечебно-профилактическим питанием;
9) обеспечения безопасности при выполнении подрядных работ и снабжении.
Серьезное внимание должно уделяться оценке профессиональных рисков. При разработке собственного положения СУОТ работодателю придется особо проработать идентификацию опасностей, их упорядочивание и анализ. В положении приведены основные опасности, которые работодатель может рассматривать с учетом специфики собственной деятельности.
Исполнение процедур должно проводиться в соответствии с утвержденным планом мероприятий. В нем должны быть отражены результаты анализа состояния охраны труда, общий перечень мероприятий, ожидаемый результат, сроки реализации процедур, ответственные лица и источники финансирования.
В СУОТ должен быть обеспечен контроль реализации процедур и функционирования системы в целом. Типовым положением рекомендованы виды контроля, которыми может воспользоваться работодатель с учетом специфики своей деятельности.
Работодатель должен постоянно улучшать функционирование СУОТ. При планировании улучшений необходимо ориентироваться на оценку степени достижения целей, выполнение принятых обязательств и эффективности действий.
В положении о СУОТ рекомендуется включать раздел, регламентирующий работу с авариями, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями. В разделе должен быть установлен порядок выявления потенциальных аварий и порядок действий в случае их возникновения.
Внедрение СУОТ на предприятии потребует разработки новых и актуализацию действующих локальных нормативных актов. В положении необходимо установить порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ. В Типовом положении выделяются контрольно-учетные документы, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению. К ним относятся:
акты и иные записи данных, вытекающие из осуществления СУОТ;
журналы учета и акты записей данных об авариях, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях;
записи данных о воздействиях вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса на работников и наблюдения за условиями труда и за состоянием здоровья работников;
результаты контроля функционирования СУОТ.
Управление охраной труда на основе СУОТ является эффективным инструментом, что подтверждается мировой практикой ее применения. Многие работодатели уже имеют действующие системы управления охраны труда, разработанные на основе государственных и межгосударственных стандартов, таких как: ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 или ГОСТ 12.0.230-2007. Для таких работодателей появляется не лишний повод провести анализ действующей СУОТ, а при необходимости организовать улучшение и актуализацию системы. Другим работодателям придется столкнуться с разработкой и внедрением СУОТ, что, безусловно, окажется непростой задачей, требующей значительных временных и финансовых затрат.
Повышение эффективности охраны труда, обеспечение безопасного труда, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний все это является основной задачей СУОТ. Результат будет зависеть от всеобщего понимания целей и исполнительной ответственности каждого работника организации.

Дмитрий Викторович СМИРНОВ ,
директор филиала в Новосибирске, направление «Охрана труда и Экология» группы компаний SRG

Требования безопасности трудовой деятельности в нашем государстве стандартизированы. Система стандартов безопасности труда (принятое сокращение - ССБТ) служит основой для разработки соответствующей документации и действует в целях установления единообразия норм и правил безопасности работников.

Общие положения

Основные положения о ССБТ первоначально были закреплены в ГОСТ 12.0.001-82 , действовавшем до 01.06.2014. На смену ему пришел ГОСТ 12.0.001-2013 .

ССБТ - это комплекс стандартов, закрепляющих положения о безопасности трудовой деятельности, которые взаимосвязаны между собой.

Между нормами и правилами, утверждаемыми государственными органами, и ССБТ должна быть установлена взаимосвязь, они не могут противоречить друг другу.

В систему ССБТ входят стандарты:

  • государственные (ГОСТ);
  • отраслевые (ОСТ);
  • предприятий (СТП) и организаций (СТО).

Государственные стандарты

  • утверждаются Госстандартом России;
  • обязательны для применения всеми государственными органами и хозяйствующими субъектами;
  • разрабатываются в отношении требований безопасности, имеющих межотраслевое значение.

Стандарты предприятий и организаций

  • разрабатываются специалистами по охране труда предприятия (организации) на основании государственных и отраслевых стандартов, входящих в ССБТ;
  • устанавливают требования безопасности трудовой деятельности на конкретном предприятии с учетом специфики его деятельности, производимой продукции, условий труда;
  • обязателен для применения работниками предприятия.

Заключение

Надо отметить, что ССБТ действует с 1972 года, и все это время она постоянно совершенствовалась, обновлялась. Данная система позволяет поддерживать единообразие в регулировании вопросов, связанных с безопасностью труда, выявлять и устранять его недостатки, уменьшать воздействие на работников вредной производственной среды.