Синано – таинственный авианосец. Жизнь и смерть авианосца «Синано» Литература и источники информации

После египетских пирамид и Великой Китайской Стены появились три линкора типа «Ямато», настоящее чудо света, такое же бессмысленное, как громоздкие пирамиды и длиннющая стена.

Сегодня более умные и определенно более здоровые люди видят в этих кораблях символ напрасных и трагичных военных усилий Японии. В качестве символа суперлинкоры «Ямато» и Мусаси», а также огромный авианосец «Синано» быстро превратились в легенды совместными усилиями американских и японских любителей истории флота.

Хотя в последнее время историки проявляют огромный интерес к проектированию и судьбе исполинских линкоров водоизмещением 64000 тонн, вооруженных 18,1-дюймовыми орудиями, «Синано», третий корабль этого типа, превращенный в самый большой в истории авианосец, обойден вниманием. Именно поэтому на сегодняшний день он является самым лучшим кандидатом в легенды.

Есть несколько причин для такой таинственности. Самой очевидной является полное уничтожение документов, связанных со строительством линкоров типа «Ямато» и их последующими модернизациями. Перед капитуляцией все бумаги Императорского военно-морского технического бюро (Кампон) были сожжены, в живых остались лишь несколько офицеров, знакомых с самыми секретными деталями японских кораблей военной постройки. Эти люди помогали оккупантам заполнить огромные лакуны, оставшиеся после гибели кораблей и уничтожения документов. Однако во многих случаях пробелы так и остались, в послевоенные годы они постепенно заполняются книгами и журнальными статьями, а также личными мемуарами. До самого последнего времени вся информация о линкорах «Ямато» и авианосце «Синано» находилась только в личных воспоминаниях офицеров, в годы войны работавших в Кампон.

После войны «Ямато» и «Мусаси» была посвящена значительная доля работ, в которых описывались действия линкоров. Самоубийственный бросок «Ямато» к Окинаве и его мучительно долгая гибель всего через 5 месяцев после роковой встречи «Мусаси» с американской авианосной авиацией в битве за Лейте привлекли внимание множества авторов в Японии и Соединенных Штатах.

Бесславная гибель «Синано» менее чем через день после выхода в первое плавание не вызвала такого интереса. И это понятно. История «Синано» значительно более сложна, в ней сплелось множество идей, не слишком известных в околоморских кругах. История «Синано» - это скорее не история боевых действий, а история сомнительной концепции и постройки корабля. Строительство затянулось на четыре года и поглотило десятки миллионов иен и сотни тысяч часов труда квалифицированных рабочих. В результате должен был появиться «могучий и несокрушимый плавучий замок», но все завершилось кучей обломков на дне после атаки американской подводной лодки. Кстати, это был самый крупный корабль, потопленный подводной лодкой во Второй Мировой войне.

Концепция: 1939–1942 годы

«Ямато» и «Мусаси», первые японские суперлинкоры, были спроектированы вскоре после отказа Японии от выполнения пунктов Вашингтонского договора. Этой работой руководили вице-адмирал Кейдзи Фукуда и капитан 1 ранга Китаро Мацумото из Кампон. Линкоры были заложены в 1937 году в Куре и Нагасаки.

«Синано» и четвертый безымянный линкор, получивший номер 111, было решено заложить в 1939 году. «Синано» был заложен на военно-морской верфи в Йокосуке 4 апреля 1939 года в специально построенном огромном сухом доке, укрытом за высокими утесами из песчаника. Строительство № 111 началось немного позднее на военно-морской верфи в Куре. Огромные занавесы укрывали доки от любопытных глаз.

Пока шло строительство «Синано» и № 111, была разработана программа пополнения флота на 1942 год. В ней была предусмотрена постройка еще трех огромных суперлинкоров. Один или два из них следовало построить по доработанному проекту «Ямато», на них планировалось снять часть противоминной артиллерии и увеличить количество зенитных орудий. Третий модифицированный проект «Ямато» сошел с чертежных досок Кампон в 1938 году. Этот корабль должен был нести шесть чудовищных 20-дюймовых орудий в трех башнях, немного напоминая британский линейный крейсер «Рипалс».

В эту амбициозную программу, разработанную еще до Пирл-Харбора, был включен крупный авианосец водоизмещением 50000 тонн (увеличенный и лучше защищенный вариант «Тайхо») и два линейных крейсера водоизмещением 33000 тонн, спроектированные, чтобы противостоять американским крейсерам типа «Аляска». По первоначальному проекту эти крейсера должны были получить три трехорудийные башни с 12-дюймовыми орудиями, но несколько высокопоставленных офицеров Ганрейбу предложили вооружить их шестью 14-дюймовыми орудиями в трех башнях. Конструкторы Кампон, возмущенные этим вмешательством, все-таки были вынуждены вернуться к работе, но все их усилия были напрасны. После начала военных действий в декабре 1941 года от строительства этих кораблей отказались.

Тем временем реалии надвигающейся войны вернули размечтавшихся адмиралов с неба на землю. Осенью 1940 года была сформулирована чрезвычайная военная программа. Было решено приложить все усилия для ускорения строительства авианосцев.

В Йокосуке работы на «Синано» заметно затормозились, так как мощности верфи были переключены на более неотложные работы, то есть на постройку авианосцев и переоборудование в авианосцы кораблей других классов. Работы на линкоре продолжались, но еле-еле.

Строительство четвертого линкора типа «Ямато», заложенного в Куре, находилось еще в самой начальной стадии, поэтому японцы не могли позволить себе тратить силы и средства попусту. Поэтому в ноябре 1941 года часть конструкций была разобрана на металл.

О строительстве «Синано» почти забыли, пока успешное окончание операций у Пирл-Харбора и в Малайе не заставило японцев снова рассмотреть вопрос о судьбе линкоров. Сторонники авиации в японских штабах утверждали, что быстрое уничтожение британских и американских линкоров авианосными самолетами в первые дни войны доказало бессмысленность титанических усилий, прилагаемых для достройки линкоров типа «Ямато». Судя по всему, эта точка зрения взяла верх, поэтому было решено резко замедлить достройку «Синано».

Если Пирл-Харбор поставил под вопрос ценность «Синано» для империи, то Мидуэй спас корабль. Битва при Мидуэе решающим образом повлияла на конструкцию японских авианосцев. 4 июня 1942 года самолеты с «Йорктауна», «Энтерпрайза» и «Хорнета» в считанные мгновения прикончили ударное соединение адмирала Нагумо, и от этого удара японский флот так и не сумел оправиться. Бомбы американских пикировщиков поразили авианосцы «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю», палубы которых были забиты заправленными и вооруженными самолетами. Три японских авианосца, пожираемых пламенем пожаров от бензина и рвущихся боеприпасов, были брошены командами и затонули, четвертый потопила американская подводная лодка.

Когда Объединенный Флот приполз обратно в японские воды, Императорская ставка уже планировала развернуть постройку новых авианосцев. Мидуэй выявил серьезные недостатки в проектах японских авианосцев. По мнению спасшихся моряков, чтобы противостоять атакам американских пикировщиков, авианосцам требовались бронированные полетные палубы и улучшенная защита бензохранилищ и складов боеприпасов. Хотя Императорский Флот отработал до совершенства методы борьбы за живучесть, их также следовало пересмотреть. Ветераны Мидуэя предложили пересмотреть принятые способы перевооружения самолетов и тушения пожаров.

Все надежды на выполнение программы пополнения флота на 1942 год были развеяны штормом, который пронесся по коридорам Императорской ставки после Мидуэя. Именно после этого сражения была составлена Пересмотренная программа пополнения флота, предусматривающая постройку 15 авианосцев улучшенного типа «Хирю» и 5 авианосцев улучшенного типа «Тайхо».

Было решено, что уроки Мидуэя лягут в основу долгосрочной программы строительства авианосцев. Даже при самых серьезных усилиях появления новых кораблей не следовало ожидать ранее середины 1945 года. А это, как многие опасались, могло быть слишком поздно.

В рамках "Четвертой программы пополнения и замены флота 1937 года" по бюджету 1938-39 г.г. были заказаны еще два линкора типа Ямато . Третий корабль, заложенный 4 мая 1940 г. на военно-морской верфи в Йокосуке, получил название "Синано".

Постройка "Синано" в декабре 1941 года была приостановлена при готовности примерно 50%. После гибели в течение мая-июня 1942 года в сражениях в Коралловое море и у атолла Мидуей пяти авианосцев командование флота, вынужденное в экстренном порядке принимать меры по восстановлению авианосных сил, приняло решение о перестройке "Синано" в авианосец. Первый проект предусматривал превращение недостроенного линкора в полноценный ударный авианосец со 150 самолетами, но требовал полной перестройки корпуса, тогда как потребность в авианосцах была крайне острой. Поэтому проект был отклонен, а в дальнейшем конструкторам необходимо было учитывать, что работы на корабле продвинулись достаточно далеко.

Проект перестройки "Синано" в авианосец был разработан совместно вице-адмиралом Фукуда Кейни, основным проектировщиком линкоров типа Ямато , и начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Ивамура Сейнти. Совместить практически готовый корпус линкора, высоко расположенную броированную полетную палубу, специфичное авиационное оборудование и просторные ангары было очень сложно, конструкторам неизбежно пришлось улучшать одни элементы за счет других. Так, за повышение живучести и сохранение хорошей остойчивости пришлось заплатить одноуровневым ангаром, в результате по площади ангаров "Синано" немного уступал втрое меньшему по водоизмещению Унрю .

Все эти особенности наложили определенный отпечаток на планы использования нового авианосца. Было ясно, что обычного ударного корабля этого класса из него не получится. Первоначально его хотели достроить как некий плавучий аэродром для обслуживания авианосных оперативных соединений и береговых авиабаз авиации флота. "Синано" должен был взаимодействовать с несколькими авианосцами типа Унрю , предполагалось, что после взлета ударных самолетов обычные авианосцы должны были отойти за пределы радиуса действия авиации противника, а возвращавшиеся после удара по противнику самолеты садились бы на "Синано". После подготовки к новому вылету самолеты могли продолжать бой или вернуться на свои авианосцы. Таким образом, вероятность атаки на авианосцы типа Унрю , обладавшие относительно слабой защитой, была бы значительно снижена. "Синано" же был неплохо подготовлен, чтобы принять на себя контратаку врага. Броневая полетная палуба, выдерживавшая попадания 1000-фунтовых авиабомб, и достаточно мощная ПТЗ давали неплохой шанс уцелеть.

Но иметь такой огромный вспомогательный корабль без собственной авиагруппы и с незначительными эксплуатационными и ремонтными возможностями показалось командованию флота слишком расточительным. Поэтому в результате оживленной дискуссии, было принято компромиссное решение, согласно которому на "Синано" размещалась небольшая авиагруппа, а сам корабль еще в ходе работ было решено переклассифицировать в авианосец поддержки. В его задачи входило бы: обеспечение авиагрупп авианосцев первой линии резервными самолетами, авиационным топливом и боезапасом, ремонт поврежденной авиатехники, а также ПВО Противо-воздушная оборона и ПЛО Противо-лодочная оборона силами собственной авиагруппы.

Первый проект предусматривал всего 18 собственных самолетов, а окончательный, подготовленный в сентябре 1942 года - уже 42 (нормальная авиагруппа) и 47 (максимальная). В любом случае этого было мало для самого крупного в мире авианосца. Авианосец получил стандартное для кораблей такого класса оборудование для приема самолетов: 18-тросовый аэрофинишер и три аварийных барьера. 12 тросов финишера и два аварийных барьера размещались в кормовой части полетной палубы, остальные - в носу. Авиаоборудование дополнялось двумя самолетоподъемниками максимальной грузоподъемностью 7500 кг и размерами 15x14 м и 12-тонным краном. Катапульта, как и на всех предыдущих японских авианосцах, отсутствовала, но огромная длина полетной палубы позволяла взлетать с полной нагрузкой любому из существующих или проектировавшихся типов палубных самолетов. Непропорционально большим для собственной авиагруппы был запас авиационного вооружения. В объемистых бывших погребах главного калибра помещалось 36 авиаторпед, 54 800-кг и 500-кг, 216 250-кг и 216 60-кг авиабомб. Это превышало нормы, существовавшие для японских авианосцев, и объяснялось специфическим назначением "Синано" как плавучей базы для авианосных оперативных соединений.

Корпус линкора остался практически без изменений. Были убраны только барбеты башен главного калибра, на их месте разместили подъемники авиационного боезапаса, защищенные 175-мм броней. Толщина броневого пояса была уменьшена вдвое - до 205 мм такой же броневой стали NVNC; полностью отказаться от него было невозможно, поскольку пояс входил в силовую структуру корпуса и был связан с ПТЗ, сохраненной в том же виде, как и на Ямато . Над корпусом линкора был надстроен небронированный частично открытый ангар, поверх которого располагалась полетная палуба размером 256x41,5 м, максимальная ширина по полетной палубе достигала 53 м. Ангар имел размеры 163x38,8 м, высота его составляла немногим более 5 м. Броневая противопожарная переборка делила ангар на две части. В кормовой должна была разместиться собственная авиагруппа, носовая часть была предназначена для машин с других авианосцев, тут же находились авиаремонтные мастерские. Носовая часть ангара на 2/3 длины прикрывалась сдвижными стальными шторами, перемещавшимися на роликах, кормовая часть была открыта на 1/3 своей длины. Это было существенным изменением в конструкции японских авианосцев, так как до "Синано" все корабли этого класса имели полностью закрытый ангар. Открытые ангары в значительной степени упрощали вентиляцию корабля и возможные аварийные и спасательные работы.

28 ноября 1944 г., через час после захода солнца, "Синано" вышел из Йокосуки. Командир авианосца кэптен Тосио Абэ повел его в порт Курэ, что находится во Внутреннем море. На борту "Синано" находилось 2515 человек, из них - 2175 офицеров и матросов, 300 рабочих судоверфи и еще 40 человек, взятых по найму. На борт было помещено также 50 самолетов-ракет и 6 быстроходных катеров для смертников. Собственную же палубную авиацию - 20 исребителей, 20 бомбардировщиков и 7 разведывательных самолетов вместе с ее экипажами "Синано" должен был принять в Курэ.

Три современных, получивших боевой опыт, эсминца "Исокадзе", "Юкикадзе" и "Хамакадзе" были выделены эскортировать авианосец. Командиры этих кораблей считали, что нужно совершать переход в дневное время и держаться ближе к береговой черте. Но кэптен Абэ приказал выйти ночью и в открытое море, увеличивая тем путь следования на 25 миль, чтобы прибыть к входу во Внутреннее море, как было намечено, в 10.00 29 ноября. Океанский переход протяженностью в 300 миль проходил в идеальной обстановке - ярко светила луна, волнение было легким. Скорость кораблей была около 20 узлов.

ПЛ Подводная лодка "Аrcerfish" (США) после обнаружения конвоя продолжала идти вперед тем самым курсом, пытаясь в то же время собрать о кораблях как можно больше информации. Вскоре на "Аrcerfish" поняли, что перед ними необычайных размеров японский авианосец с боевым охранением. Джозеф Инрайт стал выбирать удачный момент для атаки. В 3.17 29 ноября "Аrcerfish" произвела залп из всех носовых торпедных аппаратов. Залп оказался удачным - авианосец стал тонуть и погрузился на глубину 4000 метров.

Когда "Синано" уже более трех часов покоился на дне океана и спасательные работы были прекращены, командир дивизиона эсминцев отправил радиограмму в Главный штаб флота Японии, на военно-морскую базу Йокосука, а также на базу в Курэ следующего содержания: "...из 2515 человек личного состава, находившегося на борту "Синано", 1435 человек погибло; спасено 1080 человек, в том числе: офицеров 55; матросов и старшин 993; гражданских лиц 32. Спасен портрет императора... Все секретные документы утонули вместе с кораблем в закрытом сейфе и лежат на глубине 4000 метров".

За потопление авианосца водоизмещением почти 72000 тонн - крупнейшей цели, уничтоженной в годы второй мировой войны, - Джозеф Инрайт удостоился Креста ВМС Военно-морские силы США. Уничтожение "Синано" - самый успешный поединок за все 1682 боевых похода, осуществленных подводными лодками ВМС Военно-морские силы США.

Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями] Полмар Норман

Гибель «Синано»

Гибель «Синано»

Авианосец «Синано», переоборудованный из третьего линкора типа «Ямато» во время постройки, был спущен на воду 11 ноября 1944 года, а через 8 дней вошел в состав флота. Корабль имел водоизмещение 68059 тонн и был самым крупным авианосцем в мире, однако ему требовалось еще множество доделок. Он был укомплектован неопытным и совершенно необученным экипажем численностью 1400 человек. Корабль должен был перейти из Йокосуки в Куре, где предполагалось его достроить и испытать в относительной безопасности. Вечером 28 ноября «Синано» вышел из Йокосуки, имея на борту множество рабочих верфи. (На борту корабля также находился 51 пилот «Ока» – реактивной человекоуправляемой бомбы. Это была первая часть их путешествия в зону боевых действий.) Во время перехода прикрывать авианосец должны были 3 эсминца.

Поздно вечером 29 ноября американская подводная лодка «Арчерфиш» крейсировала в Токийском заливе, разыскивая торговые суда. Радар подводной лодки обнаружил «Синано», и она начала маневрировать, чтобы выйти в атаку. Хотя авианосец шел со скоростью 18 – 20 узлов, из-за того, что он двигался зигзагом, подводная лодка, следовавшая в надводном положении, все-таки сумела настичь его.

30 ноября в 3.17 «Арчерфиш» дала залп из 6 торпед по авианосцу типа «Сёкаку», как думали на лодке. Через минуту 4 «рыбки» попали в «Синано», и подводная лодка начала уходить от эсминцев.

Хотя 4 торпеды попали в корму авианосца, его командир был уверен, что корабль не получил смертельных повреждений, и приказал сохранять скорость 18 узлов.

Однако на нижних палубах уверенность была заметно меньше. Авианосец получил крен около 10? на правый борт. Это крен сразу был выровнен контрзатоплением. Однако из-за спешки, в которой строился корабль, во многих отсеках не были установлены водонепроницаемые двери. Так как авианосец шел со скоростью 18 узлов по штормовому морю, вода хлынула внутрь. Необученная аварийная партия не смогла выправить положение. Получив сообщение о состоянии дел на нижних палубах, капитан приказал уменьшить ход, но было уже поздно. Вспыхнувший пожар прорвался наружу. Хотя «Синано» был прекрасно оборудован для тушения пожаров, мало кто из его экипажа умел пользоваться противопожарным оборудованием. По некоторым сведениям, пришлось даже организовать бригаду с ведрами для доставки воды. Ко всем бедам «Синано» добавилась еще одна. Среди гражданского технического персонала, находящегося на борту, вспыхнула паника. Хотя эти люди носили военную форму, они отказались выполнять приказы офицеров корабля.

С поступлением воды справиться так и не удалось. Крен вырос настолько, что в 10.18 команде было приказано покинуть корабль. Через несколько минут «Синано» перевернулся и затонул, унеся на дно капитана и половину команды.

После гибели 4 авианосцев у мыса Энганьо и потопления гиганта «Синано» у японцев еще оставалось 6 авианосцев, не считая эскортных. Устаревший «Хосё» продолжал действовать как учебный корабль летчиков авианосной авиации. Имелись также легкий авианосец «Рюхо», переоборудованный лайнер «Дзуньё» и новейшие «Унрю», «Амаги», «Кацураги». Последний из них был закончен в октябре 1944 года. Однако эти корабли были беспомощны из-за нехватки подготовленных авианосных пилотов. А надлежащую подготовку пилотов нельзя было организовать из-за острой нехватки бензина и самолетов.

Однако именно в этот момент японская промышленность начала выпускать два новых типа самолетов – истребитель А7М «Сэм» и штурмовик В7М «Грейс». А7М стал долгожданным преемником великолепного истребителя А6М «Зеро». Проектирование А7М началось в 1942 году. Требовалось создать истребитель, который будет развивать скорость 400 миль/час на высоте 20000 футов и сможет набрать эту высоту за 6 минут. Его вооружение состояло из 2 – 20-мм пушек и 4 – 12,7-мм пулеметов. Работой над проектом руководил инженер Дзиро Хорикоши, в свое время возглавлявший проектирование «Зеро».

Работы над А7М «Реппу» («Тайфун») шли медленно из-за приоритета, отданного А6М и другим самолетам, а также отсутствия подходящего мотора. Прототип А7М1 взлетел 6 мая 1944 года. Он показал отличную маневренность, но мотор был слишком маломощным. Крайне неохотно руководство ВМФ разрешило компании Мицубиси установить более мощный мотор. (Запасы этих моторов были слишком малы.) В результате шестой самолет А7М1 превратился в А7М2. Самолет совершил первый полет 13 октября 1944 года и показал отличные характеристики, лучше, чем у F6F «Хеллкэта» – лучшего авианосного истребителя союзников на Тихом океане.

Производство истребителей А7М2 должно было начаться в апреле 1945 года, однако самолетостроительный центр возле Нагои был сильно поврежден землетрясением в декабре 1944 года. Все это и налеты тяжелых бомбардировщиков В-29 на моторостроительные заводы задержали начало производства А7М2. Были построены еще 6 прототипов А7М2, но лишь один серийный самолет был закончен, прежде чем воздушные налеты, рассредоточение промышленности и нехватка сырья полностью сорвали программу производства А7М. Были разработаны еще 2 варианта этого самолета: высотный истребитель А7М3 и А7М3-j с турбовинтовым двигателем. Этот самолет имел скорость 402 мили/час на высоте 33800 футов. Эти истребители, вооруженные 6 – 20-мм пушками в нескладывающихся крыльях, могли представлять серьезную угрозу воздушным операциям союзников над Японией.

В7А «Грейс», названный японцами «Рюсей» («Метеор»), был двухместным самолетом, способным выполнять бомбометание с горизонтального полета и с пикирования, а также торпедные атаки. Первый самолет этого типа взлетел в мае 1942 года, а на вооружение начал поступать в конце 1944 года. Это был самый крупный авианосный самолет, созданный японцами. Он имел размах крыльев 47 футов 3 дюйма. (А7М имел размах крыльев 45 футов 11 дюймов.) До конца войны японцы сумели выпустить 117 самолетов В7А.

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Гибель «С-80» В январе 1961 года, вечером, ко мне зашел мой товарищ, старший лейтенант Анатолий Евдокимов, Мы вместе учились в Ленинграде, познакомились еще курсантами на танцах. Своих будущих жен нашли в педагогическом институте им. Герцена и, оказавшись оба в северном

Из книги Японские тяжелые крейсера типа «Миоко» автора Иванов С. В.

Гибель «Асигара» Крейсер в сопровождении эсминца «Камикадзе» покинул 4 июня Сингапур с задачей прорваться в Батавию через пролив Бангка. Первый день похода прошел спокойно и корабль прибыл на место назначения. На базе на борт крейсера взошло 1600 человек, а также погрузили

Из книги Броненосный крейсер “Адмирал Нахимов” автора

Из книги Авианосцы, том 1 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

Гибель «Хиё» Затем американские самолеты атаковали 2-ю дивизию авианосцев («Хиё», «Дзуньё», «Рюхо»), которую прикрывали 1 линкор, 1 тяжелый крейсер и 8 эсминцев. Несколько торпедоносцев бросились на «Хиё». Пилот одного из «Авенджеров» лейтенант Джордж Б. Браун перед вылетом

Из книги Броненосный крейсер "Баян"(1897-1904) автора Мельников Рафаил Михайлович

Гибель «Оммани Бей» Пока десантные силы 7-го Флота шли через Филиппины к заливу Лингаен, они были несколько раз атакованы камикадзэ. Самолеты эскортных авианосцев и армейские базовые истребители отбили атаку 3 января, хотя один из японских самолетов упал в море всего в 500

Из книги Прерванный полет «Эдельвейса» [Люфтваффе в наступлении на Кавказ, 1942 г.] автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Гибель «Бисмарк Си» Ночью 21/22 февраля над соединением эскортных авианосцев, к которому должна была присоединиться «Саратога», разверзся ад. Около 18.45 бомбардировщик «Бетти» атаковал эскортный авианосец «Лунга Пойнт» (CVE-94). Однотипный с ним «Бисмарк Си» (CVE-95) открыл огонь

Из книги Броненосец “Наварин”. 1888-1905 гг. автора Арбузов Владимир Васильевич

Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

Гибель «авианосцев» Весьма любопытна судьба двух каспийских теплоходов, также ставших жертвами люфтваффе. В 1934 году на судостроительном заводе № 112 «Красное Сормово» в Горьком были заложены три однотипных сухогруза грузоподъемностью 1650 тонн, предназначавшиеся для

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть IV. 1915-1945 гг. автора

Из книги Жуков. Взлеты, падения и неизвестные страницы жизни великого маршала автора Громов Алекс

Гибель Джебсена Время действовать пришло в 1944 г. По одной версии, Джебсена похитили рано утром из его же дома, усадили в машину и скрытно вывезли в Испанию. Согласно другой версии, все было не так просто. В лиссабонской резидентуре получили телеграмму с известием о том, что

Из книги Броненосные крейсера “Шарнхорст”, “Гнейзенау” и “Блюхер” (1905-1914) автора Мужеников Валерий Борисович

Гибель «Капеллы» Работа по выявлению остальных членов этой замечательной шпионской сети продолжалась, за ее же главными фигурами велось постоянное наблюдение. Харро Шульце-Бойзена арестовали в министерстве авиации в воскресенье 30 августа 1942 г.; его жену Либертас

Из книги Линейные корабли типа "Баерн". Последние дредноуты империи кайзера Вильгельма II. автора Титушкин Сергей Иванович

Гибель С 21 по 23 марта 1941 г. в южных водах Исландии “Худ”, линкоры “Куин Элизабет” и “Нельсон” осуществляли поиск германских линкоров “Шарпхорст” и “Гнейзеиау”, вышедших из своих баз с целью прорыва в Атлантику. Поиск окончился безрезультатно, так как германские

Из книги Чудо Сталинграда автора Соколов Борис Вадимович

Гибель 33-й армии Алексей Исаев пишет о тогдашней ситуации так: «Командование Западного фронта и Ставка не видели больше необходимости держать в тылу врага войска генералов Ефремова и Белова. Они получили приказ пробиться к своим. Штаб фронта указал им полосу – через

Из книги автора

Гибель “Блюхера” А в Европийской части ввиду угрозы нападения англичан 8 сентября командование флота Открытого моря приняло решение отозвать немецкие корабли из Балтики в Северное море на подходы к Гельголанду. Уже 9 сентября крупные немецкие корабли снова были в Киле.

Из книги автора

Гибель эскадры Первая мировая война завершилась подписанием 11 ноября 1918 г. соглашения о перемирии между Германией и государствами Антанты, что фактически влекло за собой полную и безоговорочную капитуляцию Союза Центральных держав и окончательное крушение входивших

Из книги автора

Гибель 6-й армии После провала попытки деблокирования окруженная в Сталинграде немецкая группировка превратилась, по меткому выражению маршала Чуйкова, в «лагерь вооруженных пленных».По воспоминаниями К. Ф. Телегина, командующий 62-й армией Чуйков говорил Рокоссовскому

Опыт первых сражений на Тихом океане показал абсолютное превосходство авиации над артиллерией даже тяжелых кораблей. По этой причине «Синано», заложенный как суперлинкор, был перестроен в авианосец.

После принятия «Четвертой программы пополнения и замены флота 1937 года» Императорский флот заказал три суперлинкора типа «Ямато» — сам «Ямато», «Мусаси» и «Синано». «Ямато» и «Мусаси» были построены и вступили в строй. Постройка «Синано» была приостановлена в декабре 1941 года при готовности 50 %. После гибели в мае — июне 1942 года пяти авианосцев в битвах в Коралловом море и у атолла Мидуэй, командование флота приняло решение о переделке «Синано» в авианосец. Проект перестройки «Синано» был разработан основным проектировщиком линкоров типа «Ямато» вице-адмиралом Фукудой Кейни совместно с начальником военно-морского технического отдела вице-адмиралом Ивамурой Сейнти.

ПРОЕКТ

Совместить корпус линкора, бронированную полетную палубу, авиационное оборудование и просторные ангары оказалось задачей чрезвычайной сложности. Главной проблемой «Синано» стал баланс между остойчивостью судна и вместимостью ангаров. В результате корабль удалось сделать мореходным, но вот размеры ангаров получились даже меньше, чем на авианосце «Унрю», имевшим в три раза меньшее водоизмещение.

Стало ясно, что использовать «Синано» как полноценный авианосец не удастся.

Было принято компромиссное решение, согласно которому на «Синано» размещалась небольшая авиагруппа, а сам корабль еще в ходе работ было решено переклассифицировать в авианосец поддержки. Проект предусматривал размещение 42-47 самолетов. Для самого большого авианосца в мире это было непозволительно мало.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

«Синано» был одним из немногих авианосцев того времени, имевшим бронированную полетную палубу. Ангарная палуба, бывшая главная броневая, имела толщину 195 мм. Погреба боезапаса были защищены броней толщиной 180 мм. Цистерны с авиационным бензином размещались ниже ватерлинии и были защищены дополнительной 25-75-мм броней.

Островная надстройка корабля — в средней части с правого борта. Дымовая труба имела наклон 26° от борта, как на авианосцах типа «Хийо» и «Тайхо».

Энергетическая установка был как на «Ямато» — четыре паровых турбины и 12 котлов «Канпон Ро-го» обеспечивали проектную мощность 150 тыс. л. с. Скорость на испытаниях составила 27,3 узла. Каждый котел и турбоагрегат располагался в своем отделении. Авианосец имел стандартное для кораблей такого класса оборудование для приема самолетов: 18-тросовый аэрофинишер и три аварийных барьера. 12 тросов финишера и два аварийных барьера размещались в кормовой части полетной палубы, остальные — в носу. Авиаоборудование дополнялось двумя самолетоподъемниками максимальной грузоподъемностью 7500 кг и размерами 15 х 14 м и 12-тонным краном. Вооружение также было стандартным для больших японских авианосцев: 16 х 127-мм/40 универсальных орудий «тип 89» в спаренных установках. Зенитное вооружение дополняли 35 х 25-мм автоматов «тип 96». Перед выходом в первый поход в срочном порядке дополнительно разместили еще 40 одноствольных автоматов. Корабль имел 12 х 28 установок неуправляемых зенитных. Были установлены два радара «тип 21» для поиска воздушных и надводных целей и радар «тип 13» поиска воздушных целей. На борту было множество высококачественных оптических приборов, в число которых входило 40 бинокуляров.

ГИБЕЛЬ: ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД

Поскольку в 1944 году американцы уже активно осуществляли бомбардировки Японии, для завершения постройки было решено перевести «Синано» на военно-морскую базу Куре, во Внутреннее море. На корабль загрузили 50 самолетов и 9 катеров для камикадзе. Собственную авиагруппу должны были разместить на «Синано» после перехода на базу. 28 ноября 1944 года в 18:00 «Синано» вышел в открытое море без авиационного противолодочного прикрытия. Его сопровождал эскорт из трех эсминцев типа «Кагэро»: «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе». Одиночная американская субмарина SS-311 «Арчер-Фиш», действовавшая под командованием Джозефа Инрайта, обнаружила «Синано» на расстоянии 12 миль в 20:48. Началась погоня, которая длилась всю ночь. Авианосец шел со скоростью 20 узлов, противолодочным зигзагом. В 22:30, по причине перегрева подшипника одного из гребных валов «Синано» был вынужден уменьшить скорость до 18 узлов. Скорости авианосца и охотившейся на него подводной лодки сравнялись.

29 ноября 1944 года в 03:17 ночи «Арчер-Фиш» выпустила из носовых торпедных аппаратов шесть торпед. Четыре достигли цели. Все торпеды легли в центральную часть правого борта. Эсминцы сопровождения бросились атаковать субмарину. Было сброшено 14 глубинных бомб, но «Арчер-Фиш» благополучно ушла из-под удара. Кэптен Тосио Абэ посчитал повреждения неопасными. Авианосец продолжил движение. Но корабль был недостроен и недооборудован. В частности не хватало насосов для откачки воды. Водонепроницаемые переборки оказались негерметичными. Команда авианосца была новая и несработанная. Все эти факторы сказались самым трагичным образом на судьбе корабля. В 5 часов утра «Синано» еще имел малый ход и крен 13°, но уже стало ясно, что довести корабль до мелководья не удастся. К девяти утра прекратилась подача энергии. Крен судна составил более 20°. В 10:18 была отдана команда «покинуть корабль».

Эсминцы подошли к авианосцу и начали эвакуировать экипаж. Но уже в 10:55, всего через 17 часов после выхода в свой первый боевой поход, «Синано» перевернулся и быстро затонул. Эсминцы успели принять на борт 1080 человек из экипажа «Синано», 1435 человек погибли. Кэптен Тосио Абэ и находящийся при нем вахтенный сеи (младший лейтенант) Ясуда отказались покинуть тонущий корабль. Как и все корабли типа «Ямато», «Синано» погиб в результате потери остойчивости.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА «СИНАНО»

  • Водоизмещение, т:
    стандартное: 64 800
    полное: 71 890
  • Размерения, м:
    длина максимальная: 266
    ширина максимальная: 53
    осадка максимальная: 10,8
  • ГЭУ: 12 котлов, 4 паровые турбины «Канпон Ро-го» мощностью 153 000 л. с.
  • Скорость хода, узлов: 27,3
  • Дальность плавания, миль: 10 000 (на скорости 18 узлов)
  • Вооружение:
    артиллерия:16 х 127-мм, 12×120-мм орудий;
    зенитная артиллерия: 45 х 25-мм, 22 х 13-мм зенитных автомата;
    ракетное вооружение: 12 х 120-мм установок неуправляемых зенитных ракет
  • Авиационная группа:
    18 истребителей А7М2 «Реппу»
    12 ударных самолетов В7А «Рюйсей» и 6 разведчиков C6N1 «Сайюн»
  • Экипаж, чел: 2400 (с летным составом)

Возможно вам будет интересно:


Итак, первая статья:
...После пирамид Египта и Великой Китайской стены три корабля типа «Ямато» также вошли в число чудес света, но они, подобно величественным пирамидам и длинной стене, воистину явились великим безрассудством...

Трагедия авианосца «Синано», как я полагаю, стала символом наших военных неудач. Мы создали прекрасный корабль и очень им гордились. Он казался нам величественной и непоколебимой твердыней на море. Но он был потоплен, не успев сделать ни одного выстрела. Это больше чем насмешка судьбы. (Тосиказу Казе. Япония)

Далее - по книге Джозефа Инрайта «Синано» - потопление японского секретного суперавианосца" (Всем почитателям военно-морской истории рекомендую - http://militera.lib.ru/memo/usa/enright/index.html)

Идея постройки кораблей этого типа возникла в октябре 1934 года, когда генеральный штаб ВМС Японии, разрабатывая планы неизбежного столкновения с Соединенными Штатами, поручил императорскому военно-морскому техническому комитету («Кампон») изучить вопрос о возможности создания новой серии 11] сверхмощных линейных кораблей. В то время в генштабе придерживались твердого убеждения, что линейный корабль - ключ к господству на море. Там мечтали о создании целого флота линейных кораблей, которые бы безгранично превосходили любые американские по водоизмещению, скорости и вооружению.
Однажды в Японии было задумано создать втайне три самых мощных однотипных бронированных линейных корабля, которые должны были внушать всем страх - этакие жестокие хищники морей. Предполагалось, что линкоры будут рыскать в международных водах в поисках добычи. Каждый корабль имел водоизмещение 70 000 тонн, корабельную артиллерию калибром 18,1 дюйма, снаряды весом по 3200 фунтов, которыми мог поражать цели за дистанции 22,5 мили, при работе 12 котлов типа «Кампон» развивал скорость до 27 узлов. Ни один боевой корабль другого государства, в том числе и США, не мог сравниться с этими гигантами ни своим вооружением, ни водоизмещением, ни скоростью. Для сравнения: американский линкор «Миссури» имел полное водоизмещение 52000 тонн, а знаменитые корабли нацистской Германия «Тирпиц» и «Бисмарк» - по 51000 тони.

Это трио превосходило не только имевшиеся в ВМС любой страны корабли, но и вообще все, что могло быть построено другими странами в ближайшее десятилетие. Обладая такой мощностью, защитой и устрашающим вооружением, эти дредноуты могли помочь воплотить мечту императорской Японии одержать победу во второй мировой войне. Они вошли в историю под названиями «Ямато», «Мусаси» и «Синано». До того времени в мире не было подобных им кораблей, и маловероятно, что такие могут появиться теперь: высока стоимость, иные теперь технические средства ведения войны на море.


Новые корабли была отнесены к типу «Ямато» (по наименованию головного корабля этой серии). «Ямато» был заложен 4 ноября 1931 года на военной судоверфи: в Куре, другое корабль - «Мусаси» - 29 марта 1938 года на судоверфи «Митсубиси» в Нагасаки.

По 4-й программе кораблестроения в 1939 году было намечено заложить еще два корабля. Третий дредноут этого типа - «Синано» - был заложен как корпус 12] корабля № 110 военно-морской судоверфи Йокосука 4 мая 1940 года.

Четвертый линкор, еще без названия, того же типа, что и «Синано», был заложен чуть позже, в том же году, в Куре, как корпус корабля № 111. Строительство его не было завершено, а корпусная сталь пошла в период второй мировой войны на срочную постройку других судов. «Кампон» разработал проекты постройки дополнительно еще трех «непобедимых дредноутов». На двух из них планировалась установка орудий еще большего калибра - 19,7 дюйма. Однако они так и не были заложены.

По традиции каждый из кораблей этого типа, находившийся в то время в постройке, получил наименование одной из префектур Японии. Головной был назван «Ямато» - по префектуре на основном острове Японии Хонсю, омываемом с одной стороны Тихим океаном, а с другой - проливом Кии. Название второго корабля дано по префектуре Мусаси, она простирается вдоль побережья Токийского залива, в ее состав входит столица Токио. Линкор «Синано» получил свое наименование по префектуре в самом центре острова Хонсю, к северо-западу от префектуры Мусаси. Название это носит и главная река Японии - Синано, которая тянется на 342 мили.

В сухом доке № 6 на военно-морской судоверфи в Йокосуке, что на западном берегу Токийского залива, полным ходом шло переоборудование линкора «Синано» в авианосец. Завершение перестройки было намечено на февраль 1945 года. Для маскировки этих работ с трех сторон дока было возведено высокое ограждение из гофрированной нержавеющей стали. Четвертую сторону дока от любопытных глаз заслонял естественный барьер, представлявший собой высокую отвесную скалу из известняка. В итоге сухой док с «Синано» был изолирован от остальной части базы. Тысячи судостроителей, находясь на казарменном положении на территории, жили под угрозой тюремного заключения и даже казни в случае если произнесут хоть слово об авианосце. Столь ужесточенные меры секретности пресекли возможность утечки информации. За исключением неясных слухов о возможном существовании авианосца, во время войны на Тихом океане об этом корабле ничего не было официально известно, даже когда он вышел в море из Токийского залива. В справочнике ВМС США, естественно, не было никаких сведений об этом корабле. Японская секретная полиция строго запретила иметь фотоаппараты на территории судоверфи, тем более где-то поблизости от сухого дека № 6. Вести съемку не разрешалось ни под каким предлогом. Вот так «Синано» стал единственным крупным кораблем нашего столетия, который никогда официально не был сфотографирован в период достройки.

Впервые «Синано» был сфотографирован 1 ноября 1944 года разведывательным самолетом Б-29, пролетавшим над Токийским заливом на высоте 32 000 футов. Но эта фотография никогда не попадала к командующему подводными силами США на Тихом океане, следовательно, ее не распространяли среди подводников.
В планах переоборудования «Синано» в авианосец вице-адмирал Кейджи Фукуда из «Кампона» большое внимание уделял бронированию корабля. Так же как у «Ямато» и «Мусаси», ниже ватерлинии «Синано» шла броня-так называемые «пузыри». Они должны были свести к минимуму поражающую силу торпед, вызывая детонацию вне основного корпуса судна. Однако, в отличие от 16-дюймового броневого пояса «Ямато» и «Мусаси», броневой пояс «Синано» был в два раза тоньше.

Главная палуба авианосца, являясь его ангарной палубой, имела броню толщиной от 4 до 7,5 дюйма.

Корпус линкора остался практически без изменений. Были убраны только барбеты башен главного калибра, на их месте разместили подъемники авиационного боезапаса, защищенные 175-мм броней. Толщина броневого пояса была уменьшена вдвое - до 205 мм такой же броневой стали НВНЦ; полностью отказаться от него было невозможно, поскольку пояс входил в силовую структуру корпуса и был связан с ПТЗ, сохраненной в том же виде, как и на "Ямато". Над корпусом линкора был надстроен небронированный частично открытый ангар, поверх которого располагалась полетная палуба размером 256х41,5 м, максимальная ширина по полетной палубе достигала 53 м. Ангар имел размеры 163х38,8 м, высота его составляла немногим более 5 м. Броневая противопожарная переборка делила ангар на две части. В кормовой должна была разместиться собственная авиагруппа, носовая часть была предназначена для машин с других авианосцев, тут же находились авиаремонтные мастерские. Носовая часть ангара на 2/3 длины прикрывалась сдвижными стальными шторами, перемещавшимися на роликах, кормовая часть была открыта на 1/3 своей длины. Это было существенным изменением в конструкции японских авианосцев, так как до "Синано" (кроме экспериментального "Хосе") все корабли этого класса имели полностью закрытый ангар. Открытые ангары в значительной степени упрощали вентиляцию корабля и возможные аварийные и спасательные работы.
Полетная палуба, протяженностью 839,6 фута, и два громадных лифта были спроектированы так, чтобы выдерживать удар авиационных бомб весом до 1000 24] фунтов. Эта палуба была покрыта слоем стали толщиной 3,75 дюйма. На 33 дюйма ниже проходил еще один слой стали такой же толщины. Между стальными слоями были втиснуты коробчатые бимсы, а пустоты между ними заполнены смесью из цемента, опилок и сока каучуконосов.
Полетная палуба занимала площадь примерно 12000 квадратных ярдов. Она находилась на высоте 48 футов над ватерлинией, то есть на 12 футов ближе к поверхности воды, чем у таких кораблей ВМС США, как «Эссекс», и это обеспечивало необычно большую метацентрическую высоту (мера остойчивости) «Синано», составлявшую 11 футов.

"Синано" был одним из немногих авианосцев того времени, имевшим бронированную полетную палубу. Кроме него в годы второй мировой войны такая палуба была только на британских эскадренных авианосцах и на японском "Тайхо", а первые американские авианосцы с такой палубой - типа "Мидуэй" - вошли в строй флота уже после ее окончания.



Масса защитной брони составляла 17 700 тонн, то есть одну четвертую водоизмещения авианосца «Синано». Таков был тоннаж многих легких крейсеров.

«Синано» имел исключительно мощную зенитную артиллерию. 16 орудий с большим углом возвышения калибром 5 дюймов, 145 скорострельных зенитных орудий калибром 25 миллиметров, 12 многотрубных спаренных реактивных установок, каждая из которых способна была вести залповый огонь 28-30 ракетами калибром 4,7 дюйма...

Битва у острова Мидуэй преподала японцам много уроков. В частности, явилась необходимость усовершенствовать уязвимые вентиляционные системы.

Все трубопроводы «Синано» были защищены броней толщиной 1,5 дюйма. Дерево было изъято из конструкции везде, где это только было возможно. Везде была применена огнеупорная краска. Кроме того, была установлена система пеногонного огнетушения отечественного производства в целях дополнительной противопожарной защиты.

Четыре главные паровые турбины «Синано» имели мощность 150 000 лошадиных сил и обеспечивали скорость до 27 узлов. Цистерн для топлива было установлено больше, чем планировалось. Это гарантировало дальность плавания до 10 000 миль. Дополнительно были установлены цистерны авиационного топлива. Их защитили броней и окружили цистернами с морской водой в целях увеличения защиты.

Островная надстройка помещалась в средней части корабля с правого борта. Дымовая труба имела наклон 26° от борта, как и на авианосцах типа "Хийо" и "Тайхо", что оказалось более удачным решением, чем отвод дымовых газов через бортовые дымоходы ниже уровня полетной палубы.

В результате всей этой модернизации полное водоизмещение «Синано» составило 71 890 тонн, что превысило на 200 тонн водоизмещение «Ямато» и «Мусаси». 25] Со временем, однако, бронезащитная масса последних возросла на 1700 тонн.

Таким образом, «Синано» был тогда самым крупным из всех когда-либо построенных авианосцев. Он сохранял это превосходство до 1961 года, когда был введен в строй атомный авианосец США «Энтерпрайз». Характеристики остойчивости в общем не сильно отличались от характеристик "Ямато", что можно считать значительным успехом конструкторов, так как авианосцы отличаются более высоким расположением грузов. Метацентрическая высота составляла 3,45 м, а диапазон остойчивости - до 79,2°. На испытаниях корабль имел свыше 1000 т грузового балласта. Период качки для такой большой метацентрической высоты оказался вполне приемлемым - 15 секунд. Сохранено было и рулевое управление по типу "Ямато": два руля - главный и вспомогательный - с площадью 41 и 13,3 кв. м соответственно. Будучи одновременно положенными на борт, они сообщали кораблю при развороте на полной скорости крен до 10°.
15 июня 1944 года генеральный штаб ВМС Японии направил приказ на военно-морскую судоверфь Йокосука - сдать авианосец «Синано» на четыре месяца раньше намеченного срока. Кораблестроители были обескуражены. Времени и так не хватало, а тут его еще урезали. Кэптен Татсуо Маэда, главный кораблестроитель верфи, отнесся к указанию философски. Надо было уменьшить время - он увеличил производительность рабочих. Нельзя было увеличить количество рабочих-он увеличил время рабочего дня, с 11,5 до 14 часов, и отменил выходные.
Благодаря новому, изматывающему графику строители подготовили «Синано» к спуску на воду к 5 октября 1944 года. В 8.00 в сухом доке № 6 были открыты клапаны затопления, чтобы наполнить док водой и снять ею новый боевой корабль с килевых блоков, на которых он стоял четыре с половиной года. В течение часа уровень воды в доке достиг отметки четырех футов ниже уровня Токийского залива. Вдруг без всякой видимой причины плавучий затвор массой в 5000 тонн - ворота в сухой док - со страшным грохотом накренился. Вода залива, подобно морскому приливу, ворвалась в док, подняла «Синано» и бросила вперед. Лопнули полторы сотни швартовых. Как гигантские лоскуты, ударили они и прошлись по воде вблизи корабля в дикой пляске, произведя невообразимый свист, 26] шум и паническое чувство опасности. Сила хлынувшей в док воды была так велика, что «Синано» прошел расстояние в 100 футов до стенки дока за несколько секунд и с ходу, со скоростью 15 узлов, врезался в нее. От столкновения носовой части корабля с бетоном возник страшный грохот, наполнивший всю громадную территорию судоверфи.

Затем волны моря отхлынули из сухого дока назад, увлекая «Синано» в залив. Когда уровень воды в сухом доке снова стал ниже уровня залива, волны швырнули корабль еще раз на стенку. Трижды «Синано» бросало туда-сюда в его бетонной колыбели, пока уровень воды внутри дока и в заливе не сравнялись, после этого корабль, наконец, замер.

Официального сообщения о чьей-либо гибели не было, но общеизвестно, что многие моряки и гражданские лица, находившиеся на борту «Синано» и на площадке перед сухим доном, получили ранения.

В ходе расследования администрация судоверфи была обескуражена неслыханным упущением: балластные цистерны внутри батопорта, ворот между сухим доком и заливом, никогда не заполнялись водой. Все годы, пока док углублялся, эти ворота держались, выходит, на соплях.

Обыкновенно работы следовало вести в таком порядке; заполнить водой док, заполнить водой балластные цистерны, откачать из дока воду. Все годы, пока шло строительство «Синано», батопорт удерживался только за счет собственного веса да благодаря уравновешивающему давлению со стороны залива.

Несмотря на аварию, 8 октября состоялась церемония наименования авианосца. Затем он был снова поставлен в док - на ремонт поврежденных корпуса и отсека, в котором был раздавлен и затоплен гидролокатор. Нормальный вид был возвращая кораблю за три недели, но нельзя было уже возвратить людям веру в счастливее будущее «Синано»; ведь неудача при спуске на веду всегда считалась плохой приметой, предвестником несчастья.
11 ноября «Синано» впервые вышел из судоверфи для проведения заводских испытаний в Токийском заливе. Они включали в себя посадку на борт самолетов при скорости корабля до 24 узлов. Во время проведения этих испытаний в дневное время на высоте более 30000 футов пролетел самолет Б-29. Видимо, именно тогда, если не раньше, «Синано» был обнаружен и сфотографирован американскими пилотами.

19 ноября было объявлено, что работа по постройке «Синано» завершены, и администрация судоверфи передала корабль ВМС Японии. На авианосце был поднят военно-морской флаг, и его официально вводят в состав флота. С пышными почестями на особом месте мостика устанавливают красочный портрет императора Хирохито...
Из-за усилившихся бомбардировок американцев, было принято решение ночью перебазировать "Синано" во внутреннее море. 28 ноября, в 18.00, точно по плану, «Синано» прошел между мысом Иро и островом Тосима в открытое море. На борту его находилось 2515 человек, из них - 2176 офицеров и матросов, около 300 рабочих судоверфи и еще 40 человек, взятых по найму: прачки, парикмахеры и т. п. На борт было помещено также 50 самолетов-ракет и 6 быстроходных катеров для смертников (камикадзе). Собственная же палубная авиация «Синано» - 20 потребителей, 20 бомбардировщиков и 7 разведывательных самолетов - вместе с ее экипажами, не должна была находиться на «Синано» до тех пор, пока он не достигнет Внутреннего моря. Три эсминца «Исокадзе», «Юкикадзе» и «Хамакадзе» были выделены эскортировать авианосец «Синано»...

В 20.48 радар одиночной американской подводной лодки "Арчер-Фиш" обнаружил цель в 12 милях по пеленгу 30 градусов.

Только в 21.40 американцы установили, что преследуют авианосец, но к этому времени на "Синано" уже обнаружили работу вражеского радара. Капитан 1 ранга Абэ считал, что ему предстоит встреча с группой вражеских лодок, поэтому авианосец продолжал идти противолодочным зигзагом, а "Исокадзэ", пытавшемуся атаковать "Арчерфиш", было приказано занять свое место в ордере. Долгое время расстояние между "Синано" и лодкой оставалось примерно одинаковым - около 90 кабельтовых, но около 22.30 "Синано" из-за перегрева одного из гребных валов вынужден был уменьшить скорость до 18 узлов. Это обстоятельство, а также противолодочный зигзаг решили судьбу авианосца. Уже отставшая лодка смогла догнать авианосец и занять выгодную позицию. Около 3 часов, изменив в очередной раз курс, "Синано" двинулся прямо на нее, дистанция сократилась с 60 до нескольких кабельтовых. Пропустив головной эсминец, командир американской лодки капитан 2 ранга Инрайт приказал дать шеститорпедный залп. Положение авианосца было неидеальным, стрелять приходилось с его кормовых курсовых углов. Торпеды были выпущены с интервалом 8 секунд, и в момент, когда пятая торпеда выходила из аппарата, первая уже поразила "Синано" в правый борт, вслед за ней раздалось еще три взрыва. Было 03.17 29 ноября.

Одна из торпед попала в район 104-го шпангоута, затопив пост живучести © 2, а также компрессорное отделение правого борта (шп. 89-103) и погреба зенитного боезапаса. Внешнее котельное отделение © 3 было затоплено очень быстро, и весь находившийся там персонал погиб, вода также начала поступать в смежные с ним котельные отделения © 1 и © 7. Причиной затопления внешнего машинного отделения правого борта стало попадание торпеды в отсек сальника гребного вала (район 161-го шпангоута) и течь через набивку сальника. Еще одна торпеда попала в кормовые цистерны авиационного бензина между 188-м и 201-м шпангоутами. На "Синано" еще не было авиагруппы, и цистерны были пусты, но это попадание привело к затоплению кладовых, разрушению палуб над местом взрыва и гибели личного состава, отдыхавшего в кубриках в этой зоне. Американские торпеды имели заряд в 330 кг.

Сразу после взрывов торпед "Синано" получил крен 9-10°. Контрзатоплением отсеков противоположного борта удалось лишь на некоторое время задержать крен на отметке 12°, но поступление больших масс воды взять под контроль не удалось. Причиной этого стало все-таки не начальное разрушение подводной защиты, которое было довольно обширным (в ряде случаев упорные бимсы, поддерживающие противоторпедную переборку, обрушились на тонкую фильтрационную переборку, пробили ее, что привело к затоплению находящихся за этой переборкой отсеков), а отсутствие герметичности переборок. Начальный крен в 10° соответствовал ожидаемой величине при попадании шести торпед, но в дальнейшем вместо его уменьшения наблюдалась постоянная фильтрация воды из отсека в отсек.

Присутствие большого числа гражданских рабочих вносило дополнительную путаницу и неразбериху, наблюдались даже абсолютно нехарактерные для японского флота отдельные случаи невыполнения приказов и паники.

В 5 часов утра "Синано" еще имел малый ход и крен 13°, но к этому времени уже стало ясно, что довести корабль до мелководья не удастся. В 07.00 из-за отсутствия пресной воды прекратилась подача пара в машинные отделения, машины были остановлены, а их персонал получил приказ подняться наверх. Попытка буксировать "Синано" эсминцами эскорта не удалась, равно как и последняя попытка спрямить корабль затоплением котельных отделений левого борта, а в 09.00 на авианосце прекратилась подача электроэнергии. В 10.18 капитан 1 ранга Абэ вынужден был отдать приказ покинуть корабль. Эсминцы эскорта подошли непосредственно к борту "Синано" и начали прием команды. Крен авианосца, достигший к этому времени 30°, продолжал расти, и около 11 часов "Синано" перевернулся и затонул в точке 33°20ь с.ш. и 136°20ь в.д. Эсминцы эскорта приняли на борт 1080 человек, 1435 человек были объявлены пропавшими без вести, но, видимо, часть из них была спасена прибрежными судами, так как считается, что с авианосцем погибла только четверть его экипажа. Командир корабля капитан 1 ранга Абэ отказался покинуть "Синано" и погиб вместе с ним.

Спасенные члены экипажа «Синано» были доставлены на эсминцах под командованием кэптена Синтани на остров Митсуко, в гавань Куре. Они высадились на берег около 17 часов 30 ноября 1944 года. Их разместили в бараках, которые ранее использовались как изоляторы для больных инфекционными болезнями. Морякам эсминцев сход на берег был также запрещен. ВМС Японии намеревались скрыть от общественности факт существования «Синано» и его гибель.

28 декабря 1944 года группе моряков из 30 оставшихся в живых офицеров и старшин было приказано прибыть в императорское военно-морское министерство в Токио, где началось совершенно секретное расследование причин гибели «Синано». Было заведено дело под названием «Расследование С» (буква «С» означала «Синано»). Вели расследование вице-адмирал Гунити Микава и еще 12 офицеров высокого ранга.

Позже стало известно, что офицеры «Синано» были возмущены оскорбительным тоном вопросов. У них создалось впечатление, что их заранее считали виновными в гибели авианосца.

Комиссия под руководством адмирала Микавы составила только пять экземпляров подробного секретного отчета по этому расследованию. Один экземпляр был передан коммандеру Тихайе, который служил в 217] оперативном управлении штаба Объединенного флота Японии и был ветераном войны.

Через 36 лет коммандер Тихайя вспоминал, что в докладе комиссии в гибели «Синано» обвинялись «строители, члены экипажа и штаб военно-морской базы в Йокосуке».

Ввиду того что виновными было названо столь много лиц, никто не был наказан...

Этот официальный документ по расследованию гибели «Синано», с множеством письменных свидетельств и всяких подробностей о конструкции «Синано» и описанием его последних часов, американцы никогда не держали в руках. В самом конце войны, перед оккупацией, высшее военное командование императорской Японии приказало уничтожить все официальные документы. Среди них были и те пять экземпляров доклада комиссии, обозначенные буквой «С». Та же участь постигла и спасенный энсином Ясудой вахтенный журнал «Синано». Что же касается офицеров «Синано», то они обвинялись в том, что не смогли выровнять крен авианосца путем затопления отсеков левого борта при использовании водоотливных средств. В действительности выровнять крен было невозможно из-за того, что кингстоны левого борта оказались выше уровня воды, - не стало возможности забирать воду для затопления отсеков противоположного борта в целях выравнивания крена и дифферента. Даже при нормальной работе насосов механики не смогли бы спрямить корабль. А тут забортная вода вообще не забиралась насосами.

Техническая комиссия США в Японии отметила в 1946 году, что система противоторпедной защиты на «Синано» была несовершенна.

В докладе комиссии особенно подчеркивалось, что соединение между противоорудийной броней толщиной 8 дюймов на корпусе и противоторпедной броней на подводной части авианосца имело дефекты в конструкции.

Четыре торпеды, выпущенные из подводной лодки 223] «Арчер-Фиш» на глубине 10 футов, взорвались в этой прокладке, нанеся авианосцу смертельное ранение.

Кроме того, указывалось, что в котельных было применено горизонтальное расположение бимсов - с целью обеспечить прочность носовых и кормовых переборок. Но сила торпедных ударов по правому борту была такова, что бимсы в котельном отсеке № 3, словно тараны, проделали огромные пробоины в прилегающей переборке, что привело к затоплению котельного отсека № 1.

Отчет Технической миссии США в Японии включает такую оценку: «Из всех, с точки зрения японцев, военно-морских катастроф потеря «Синано» была наиболее удручающей. Третий, и последний, из боевых суперкораблей был потоплен на второй день своего боевого похода всего лишь четырьмя торпедами, выпущенными подводной лодкой. Шок, который пережило японское военно-морское министерство, легче представить, чем описать».
Использованы материалы с http://interesting-stories.nnm.ru/