Внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс. Внешняя торговля и внешнеторговая политика государства Ограничение внешней торговли

Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является торговля, на долю которой приходится около 80 % всего объема международных сделок.

Международная торговля это система международных товарно-денежных отношений, развивающаяся под воздействием интернацио­нализации хозяйственной жизни и интенсификации между­народного разделения труда в условиях научно-технической революции. Международная торговля складывается из внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров и услуг.

В объем импорта включаются: товары, произведенные за границей и ввезенные в страну для реализации или исполь­зования внутри страны, или для экспорта в третьи страны; обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров называется реимпорт.

Предметом экспорта являются: товары, произведенные в стране;

· товары, ввезенные в страну и переработанные в ней;

· ранее ввезенные товары, не подвергшиеся никакой переработке, так называемый реэкспорт.

Состояние и динамику внешней торговли страны характеризует ряд показателей, основными из которых являются:

· стоимостной и физический объем внешнего товарооборота;

· товарная и географическая структура внешнего товарооборота;

· уровень специализации и индустриализации экспорта;

· экспортная и импортная квота;

· сальдо торгового баланса.

Стоимостной объем экспорта и импорта товаров, а также сальдо торгового баланса РФ на ФОБ (франко-борт) основании в последние годы имеет положительную динамику (рис. 6.1). Исключение составляет 2009 год, что вызвано в первую очередь мировым экономическим кризисом. По данным 2010 года по объему экспорта товаров Россия занимает 13 место в мире, по объему импорта – 19 место, а по величине положительного сальдо торгового баланса – 4 место, пропустив вперед Китай, Японию и Германию. Большинство развитых экономик мира (США, Великобритания, Германия и др.) имеют пассивное сальдо торговых балансов (табл. 6.1).

По товарной структуре экспорта и импорта можно судить об уровнях специализации и индустриализации экономики страны. Например, динамика структуры экспорта России за период с 2006 по 2010 года иллюстрирует незначительное увеличение доли продукции химической промышленности, а также машин и оборудования, что является положительной тенденцией. В то же время увеличение доли минеральных продуктов,

включая топливо и энергетические товары, на 2,5 %, свидетельствует о сохранении сырьевой ориентированности экспорта и экономики России (см. табл. 6.1).

Рис. 6.1. Объемы экспорта, импорта и сальдо торгового баланса России, млн долл. США

Совокупность мер непосредственного воздействия со стороны государства на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг, называется внешнеторговой политикой . В мировой практике различают два принципиально различающихся вида внешнеторговой политики:

1) фритредерство , представляющее собой теорию и практику свободной торговли;

2) протекционизм – теория и практика ограничительного регулирования внешней торговли.

Таблица 6.1 Товарная структура экспорта России, в % к итогу

Статья экспорта

Продтовары и сельскохозяйственное сырье, кроме текстиля

Минеральные продукты

Продукция химической промышленности

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

Древесина, целлюлозно-бумажные изделия

Текстиль, текстильные изделия, обувь

Драгоценные камни и драгоценные металлы

Металлы и изделия из них

Машины и оборудования

Другие товары

Главным и наиболее распространенным инструментом государственного регулирования внешней торговли является тарифное регулирование или таможенный тариф.


Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен законом РФ «О таможенном тарифе», в котором в качестве основных целей таможенного тарифа РФ определены:

· рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

· поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

· защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

· обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

Разнообразие таможенных пошлин огромно. Их классификация осуществляется по различным критериям, в зависимости от которых выделяют следующие виды таможенных пошлин :

1) по способу взимания различают специфические таможенные пошлины , начисляемые в виде фиксированной суммы на единицу обложения (вес, объем, площадь) на недорогие стандартизированные товары, и адвалорные таможенные пошлины , начисляемые в процентах от стоимости товара;

2) по происхождению различают преференциальные таможенные пошлины , ставки по которым ниже минимальных и зачастую равны нулю, договорные пошлины, используемые для товаров тех стран, с которыми действуют соответствующие договоры, и генеральные (максимальные ) пошлины , применяемые по отношению к товарам тех стран, которые не пользуются никакими преимуществами в силу отсутствия с ними специальных соглашений.

3) по характеру самих пошлин выделяют антидемпинговые таможенные пошлины , используемые применительно к товарам, ввозимым по демпинговым ценам, и компенсационные таможенные пошлины , призванные компенсировать ущерб, наносимый иностранными экспортными субсидиями, предоставляемыми экспортирующими странами своим производителям. Обе пошлины назначаются в дополнение к обычным импортным пошлинам. Использование антидемпинговых мер регулируется Всемирной торговой организацией (ВТО) Соглашением по антидемпинговым мерам (САМ). Антидемпинговые пошлины наиболее часто применяются для защиты импорта в США, странах Европейского Союза (ЕС), Канаде, Австралии. Вопросы субсидирования регулируются ВТО Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам (СКМ);

4) по объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные пошлины , в результате применения которых отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены, так как к мировой цене прибавляется величина тарифа на импорт. Экспортные пошлины приводят к тому, что цена страны-экспортера оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается, в результате чего величина экспорта падает. Транзитные пошлины взимаются с товаров, перевозимых транзитом через территорию данной страны, встречаются крайне редко и используются как средство торговой войны;

5) по типам ставок выделяют постоянные таможенные пошлины , в которых применяются не изменяемые в зависимости от ситуации ставки, и переменные таможенные пошлины , ставки по которым могут изменяться в установленных государством случаях.

Вторая половина ХХ века характеризуется значительным снижением тарифных барьеров при одновременном росте количества нетарифных торговых ограничений. Особенно активно такие ограничения используют развитые страны, хотя сами являются демонстративными сторонниками свободной торговли. Примерно 20 % всех товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, попадают под нетарифные ограничения.

К методам нетарифных ограничений относятся:

· экспортные и импортные квоты, то есть стоимостное или количественное ограничение объемов вывозимых и ввозимых товаров;

· антидемпинговые меры, добровольные экспортные ограничения, лицензирование и эмбарго, в совокупности образующие группу количественных ограничений;

· субсидирование и кредитование экспорта;

· финансовые ограничения в виде ограничений на накопление иностранной валюты, требований предоплаты импорта и применения множественных валютных курсов.

Сегодня только 20 % мирового товарооборота совершается по правилам свободной торговли, 25 % – в условиях действия протекционистских мер, 25 % – в рамках транснациональных корпораций (ТНК) и еще 25 % – доля компенсационной торговли.

Внешняя торговля - это торговля между странами, состоя­щая из вывоза и ввоза товаров и услуг. Ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта и импорта. Экспорт - про­дажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Экс­порт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характери­зующими международное движение товаров, которые применяют­ся для всестороннего анализа внешней торговли и для практичес­ких целей. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами. Экспорт и импорт товаров, по которым за данный период произведены пла­тежи, образуют торговый баланс. Торговый баланс является лишь частью платежного баланса. Платежный баланс включает в себя суммы всех денежных платежей, произведенных данной страной другим странам за определенный период, и сумму всех денежных поступлений, полученных ею за тот же период из других стран. Можно иметь пассивный торговый баланс, т. е. превышение импорта товаров над экспортом, и в то же время активный платежный ба­ланс, т. е. превышение денежных поступлений из-за границы над платежами другим странам.

Существует ряд показателей, характеризующих степень вовле­ченности страны во внешнеэкономические связи. Например, экс­портная квота показывает отношение стоимости экспорта к сто­имости ВВП. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень «открытости» экономики. Экспортный по­тенциал (экспортные возможности) - это та доля продукции, ко­торую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).

Следует отметить, что экспортная ориентация производства ста­вит его в зависимость от изменений мировых цен, колебаний спро­са и предложения, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для стран с узкой специализацией экономики, развитие которой предопределяется экспортной выручкой. Не ме­нее чревата опасными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, дефицит торгового баланса, ограничения на внешне­торговые поставки в стране-экспортере - все это может неблаго­приятно отразиться на экономике, чрезмерно зависимой от импор­та. Производство, создаваемое с участием иностранного капитала и на базе импортной технологии, может привести к зависимости от зарубежных экономических центров.

Внешняя торговля страны регулируется государством в ходе осу­ществления внешнеторговой политики. При выработке и реализации внешнеторговой политики используются два принципиальных подхо­да. Первый, фритредерство, предполагает свободу торговли, осуще­ствление ее без ограничений; второй, протекционизм, обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяй­ства. Неустойчивость в мировой торговле, мировые экономические кризисы заставляют страны использовать политику торгового протек­ционизма. Раньше протекционизм опирался в основном на тарифно- таможенную систему, но после Второй мировой войны резко увеличи­лось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение им­порта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К чис­лу нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления толь­ко товарами отечественного производства, сложный валютный конт­роль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольственные товары и т. п. Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения, как импортные квоты, т. е. ко­личественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запреща­ет нелицензированный ввоз.

Для регулирования отношений между странами в области внеш­ней торговли были созданы международные организации: ГАТТ, ЮНКТАД и др. ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и тор­говле) С 1995 г. стала функционировать Всемирная торговая организа­ция (ВТО) в качестве преемницы к ВТО.

Еще по теме 42. внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс.:

  1. 10. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ МИРОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
  3. Классификация статей платежного баланса по методике МВФ
  4. 42. внешняя торговля и торговая политика. Торговый и платежный баланс.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг - Медицинское право - Международное право -

Внешняя торговля - это торговля между странами, состоя­щая из вывоза и ввоза товаров и услуг. Ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта и импорта. Экспорт - про­дажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Экс­порт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характери­зующими международное движение товаров, которые применяют­ся для всестороннего анализа внешней торговли и для практичес­ких целей. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами. Экспорт и импорт товаров, по которым за данный период произведены пла­тежи, образуют торговый баланс. Торговый баланс является лишь частью платежного баланса. Платежный баланс включает в себя суммы всех денежных платежей, произведенных данной страной другим странам за определенный период, и сумму всех денежных поступлений, полученных ею за тот же период из других стран. Можно иметь пассивный торговый баланс, т.е. превышение импорта товаров над экспортом, и в то же время активный платежный ба­ланс, т.е. превышение денежных поступлений из-за границы над платежами другим странам.

Существует ряд показателей, характеризующих степень вовле­ченности страны во внешнеэкономические связи. Например, экс­портная квота показывает отношение стоимости экспорта к сто­имости ВВП. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень «открытости» экономики. Экспортный по­тенциал (экспортные возможности) - это та доля продукции, ко­торую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).

Следует отметить, что экспортная ориентация производства ста­вит его в зависимость от изменений мировых цен, колебаний спро­са и предложения, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для стран с узкой специализацией экономики, развитие которой предопределяется экспортной выручкой. Не ме­нее чревата опасными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, дефицит торгового баланса, ограничения на внешне­торговые поставки в стране-экспортере - все это может неблаго­приятно отразиться на экономике, чрезмерно зависимой от импор­та. Производство, создаваемое с участием иностранного капитала и на базе импортной технологии, может привести к зависимости от зарубежных экономических центров.



Внешняя торговля страны регулируется государством в ходе осу­ществления внешнеторговой политики. При выработке и реализации внешнеторговой политики используются два принципиальных подхо­да. Первый, фритредерство, предполагает свободу торговли, осуще­ствление ее без ограничений; второй, протекционизм, обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяй­ства. Неустойчивость в мировой торговле, мировые экономические кризисы заставляют страны использовать политику торгового протек­ционизма. Раньше протекционизм опирался в основном на тарифно- таможенную систему, но после Второй мировой войны резко увеличи­лось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение им­порта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К чис­лу нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления толь­ко товарами отечественного производства, сложный валютный конт­роль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольственные товары и т.п. Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения, как импортные квоты, т.е. ко­личественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запреща­ет нелицензированный ввоз.

Для регулирования отношений между странами в области внеш­ней торговли были созданы международные организации: ГАТТ, ЮНКТАД и др. ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и тор­говле) С 1995 г. стала функционировать Всемирная торговая организа­ция (ВТО) в качестве преемницы к ВТО.

43.валютная система и валютный курс. Важное значение в мирохозяйственных связях имеют валют­ные отношения, которые являются одной из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений. Они возникают с началом функционирования денег в международ­ном платежном обороте и обслуживают обмен результатами дея­тельности субъектов мирового хозяйства. Когда национальные де­нежные единицы выходят за национальные границы, то приобре­тают новое качество - становятся валютой. Понятие валюта применяется в нескольких значениях: денежная единица данной страны (доллар США, японская иена и др.) и тот или иной ее тип (золотая, серебряная, бумажная); денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах и используемые в международ­ных расчетах, - иностранная валюта; международная (региональ­ная) денежная расчетная единица и платежное средство (СДР - специальные права заимствования, евро - единая валюта стран ЕС).



В зависимости от степени свободы обмена национальной валю­ты на иностранную различаются свободно конвертируемые, час­тично конвертируемые и замкнутые, неконвертируемые валюты. Свободно конвертируемая валюта (СКВ) - валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. СКВ обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимо­стью, т.е. одинаковыми режимами обмена как для нерезидентов, так и для резидентов. Сфера обмена СКВ распространяется на те­кущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической деятельностью (внешнеторговый обмен, неторговые платежи, ино­странный туризм), а также на операции по движению внешних кре­дитов и заграничных инвестиций. СКВ без специальных разреше­ний обменивается на любые другие валюты, режим ее функциони­рования практически означает отсутствие каких-либо валютных ограничений. В настоящее время к числу СКВ относятся доллар США, канадский доллар, национальные валюты стран ЕС, Швей­царии и Японии. СКВ обычно используется при определении ва­лютной цены. Частично конвертируемая валюта (4KB) - на­циональная валюта стран, в которых применяются валютные огра­ничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций. Как правило, 4KB обменивается только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота. Замкнутая, неконвертируемая валюта - национальная валюта, которая функционирует только в пределах одной страны и не обме­нивается на другие иностранные валюты. К замкнутым относятся валюты стран, применяющих различные ограничения и запреты по вывозу и ввозу, продаже, покупке и обмену национальной и ино­странной валюты, а также использующих различные меры валют­ного регулирования, в том числе валютные коэффициенты с целью ограничения расчетов в иностранной валюте. Замкнутыми являют­ся национальные валюты большинства развивающихся стран.

Цена денежной единицы национальной валюты, выраженная в денежных единицах валюты другой страны, называется валютным курсом. Общей его основой является покупательная способность валюты, в которой отражаются средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Конкретная величина валютного курса зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях про­центных ставок, состояния платежного баланса. Существуют два полярных режима валютного курса: фиксированный и плавающий, а также их различные сочетания и разновидности. Фиксирован­ный валютный курс - официально установленное соотношение между национальными валютами, основанное на определяемых в за­конодательном порядке валютных паритетах. Плавающий курс - свободно изменяющийся под воздействием спроса и предложения валютный курс, основанный на использовании рыночного механизма.

Формирование устойчивых отношений по поводу купли-прода­жи валюты и их юридическое закрепление привели к образованию валютной системы. Валютная система -это совокупность денеж­но-кредитных отношений, сложившихся на основе интернациона­лизации хозяйственной жизни, развития мирового рынка и закреп­ления в международных договорах и государственно-правовых нор­мах. Различаются национальные, международные (региональные) и мировая валютные системы. Национальные валютные систе­мы представляют собой совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необхо­димые для нормального процесса общественного воспроизводства. Мировая и международные (региональные) валютные системы обслуживают взаимный обмен результатами деятельности нацио­нальных экономик. Их базой являются международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля между странами. Мировая валютная система в своем развитии прошла ряд эта­пов. Первой сложившейся мировой валютной системой была Па­рижская характерными призна­ками которой были принятие золотого (золотомонетного) стандар­та и режим свободноплавающих валютных курсов. В 1922 г. на смену Парижской была законодательно оформлена Генуэзская валютная система, которая базировалась на золотодевиз-ном стандарте (в дополнение к золоту использовались девизы - иностранные валюты). Золотые паритеты были сохранены, действо­вал режим плавающих валютных курсов. Некоторое время в отдель­ных странах (США, Великобритания, Франция) использовался так­же золотослитковый стандарт.

Следующий этап в развитии мировой валютной системы свя­зан с решениями международной валютно-финансовой конферен­ции в г. Бреттон-Вудсе (США, 1944 г.), которые юридически офор­мили новую бреттон-вудсскую валютную систему. Ее основные принципы: сохранение функций мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных пла­тежных и резервных валют национальных денежных единиц, прежде всего доллара США, а также английского фунта стерлин­гов;

В соответствии с решениями Бреттон-Вудсской конференции 1944 г. были созданы две валютно-финансовые и кредитные орга­низации в системе ООН. Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-финансовая организация, со­зданная для содействия развитию международной торговли и ва­лютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, а также для предоставления кредитных ресурсов своим членам при валют­ных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов, и для осуществления программ стабилизации экономи­ки. Новые экономические и политические условия потребовали се­рьезных изменений инструментов, методов и организации миро­вой валютной системы. Они были оформлены в решениях Кинг-стонской (Ямайка, 1976 г.) конференции стран - участниц Между-народного валютного фонда. Соглашение, подписанное в г. Кингстоне в 1976 г. и вступившее в силу в 1978 г., означало юри­дическое оформление четвертой мировой валютной системы. Ямай­ская валютная система характеризует современный этап в разви­тии мировой валютной системы и предусматривает полную демо нетизацию золота и окончательный переход к использованию в ка­честве мировых денег национальных валют и международных рас­четных денежных единиц - специальных прав заимствования (СДР), выпускаемых МВФ. Это предполагает: отмену официаль­ной цены на золото и золотых паритетов; прекращение размена долларов на золото для центральных банков и правительственных органов; разрешение продажи и покупки золота по рыночным це­нам; право выбора странами любого режима валютного курса; при­знание системы плавающих валютных курсов взамен их жесткой фиксации; наделение МВФ полномочиями по наблюдению за ва­лютной политикой стран-членов. -

В Западной Европе в 1979 г. была создана Европейская ва­лютная система и европейская валютная единица ЭКЮ, которая стала одной из мировых валют и вступила в обращение в каче­стве мировых денег во всемирном хозяйстве. С 1 января 1999 г. произошел переход к единой валюте стран Европейского союза - евро.

44 . Переходная экономика и ее особенности в России. Переходная экономика по своей природе есть особое состоя­ние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в пе­риод перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, время экономических, политических и социальных преобразований. Основными чертами переходной экономики являются: ее неустойчивость - изменения развития в переходной экономике усиливают неустойчивость существующей системы с тем, чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе; альтернативный характер раз­вития - итоги развития переходной экономики могут быть разны­ми; появление и функционирование особых переходных экономи­ческих форм - в них проявляется «смешанность» старого и нового в переходный период, эти формы указывают направленность пе­рехода и являются признаком его необратимости; особый харак­тер противоречий в переходной экономике - они носят револю­ционный характер, так как речь идет о смене экономических сис­тем; историчность переходной экономики - процессы смены экономических систем идут с разной интенсивностью, длительность перехода зависит от особенностей региона^ отдельной страны.

Типы переходной экономики могут различаться по масштабам. При классификации по масштабам выделяют локальную и глобаль­ную переходные экономики. Локальная переходная экономика ха­рактеризует переходное состояние в каком-либо регионе или отдель­ной стране. В ее основе лежит особенность развития каждой эконо­мики и вытекающая отсюда неравномерность развития различных регионов и стран. Глобальная переходная, экономика представляет собой единый процесс изменений в масштабах всего мирового хозяй­ства. Глобальные переходные процессы характерны для всей истории человечества. На их развитие определяющее воздействие оказывают изменения на локальных уровнях, вследствие которых складываются и определенные глобальные тенденции. В то же время глобальные процессы развиваются и под воздействием самостоятельных (глобаль­ных) факторов, в частности углубления общественного разделения труда, ведущего к интернационализации хозяйственной жизни.

Переходный процесс в России происходит в особых историчес­ких условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. Развитые индустриальные страны находятся в полосе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, что означает глубокие качественные изменения в функционировании обществен­ного организма: существенно возрастает роль нематериального про­изводства; в отличие от индустриального общества на первый план выдвигается человек по сравнению с технико-технологическими факторами; по некоторым определениям от эры энергетической общество переходит к эре информационной. Страны с существен­ным развитием элементов традиционной экономики в настоящее время быстро прогрессируют на пути к современным формам ры­ночной экономики. Государства Центральной и Восточной Евро­пы, Россия и другие республики бывшего СССР осуществляют пе­реход от административно-командной системы к социальному ры­ночному хозяйству.

Особенность современной переходной экономики в России со­стоит в исторической беспрецедентности перехода, выступающего как переход к рыночной экономике не от традиционной, а от осо бой, существовавшей в относительно небольшом числе стран пла новой экономики. Россия в этом смысле, как и после 1917 г., bi многом вновь выступая первопроходцем, должна решать пробле мы, не известные до настоящего времени. Все это составляет осо бые трудности переходных процессов. Опыт других бывших соци алистических стран, начавших переход несколько раньше, не мо жет быть использован в полной мере и в силу иных масштабов и экономики, и в силу меньшего срока действия в них плановой сие темы. Уникальность российских проблем означает, что в их реше нии нельзя полагаться на какие-либо «наигранные модели», разра ботанные для переходных процессов.

Рыночные реформы в России начались в сложной экономичес кой обстановке. Страна приступила к переходу к рынку в условия экономического и политического кризиса. Кризисные явления в экс номике начались со второй половины 1987 г. и были отмечены ре: ким ростом дефицита государственного бюджета: Такие показатели свидетельствовали о полном расстро! стве государственных финансов и невозможности нормального фу! кционирования экономической системы в целом. Причинами этот явились: известная антиалкогольная кампания, осуществленная ti пично административными методами и приведшая к резкому с< кращению доходов бюджета; кампания «ускорения» экономиче" кого развития на базе научно-технического прогресса, повлекш; за собой ущерб для потребления населения в результате искусе венного нагнетания инвестиций в машиностроение; резкое сокр щение золотого запаса страны; повышение закупочных цен на сел скохозяйственную продукцию при фиксировании розничных ц< на продовольствие, что привело к росту дотаций, а следовательн к увеличению бюджетного дефицита; резкое увеличение внешн< задолженности страны; распространение хозрасчета на отдельш территории, в результате чего те перестали платить налоги в общ государственную казну; всеобщий переход на бартер и огранич ния на вывоз товаров с отдельных территорий. Кроме того, отрицательно повлияли на экономику страны такие факторы, как падение мировых цен на нефть, чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, забастовки шахтеров и этнические конфликты.

К началу 90-х гг. союзная политическая власть во многом утра­тила свою былую силу, что привела к потере управляемости эконо­микой и усилило кризисные явления в хозяйственной жизни стра­ны. Положение еще более осложнилось, когда в конце 1991 г. рас­пался Советский Союз. В результате рарушился существовавший ранее единый народнохозяйственный комплекс СССР, экономичес­кие связи внутри которого были гораздо теснее, чем, к примеру, внутри европейского рынка. Этот фактор резко углубил экономи­ческий кризис и привел к новому витку падения производства в России. К концу 1991 г. сложилась критическая ситуация, когда по существу был разрушен потребительский рынок, возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет. Правительство уже не могло далее бездействовать и ждать. Нужно было определиться: либо возвратиться назад, к жестко централизованной администра­тивной системе хозяйствования, либо идти на радикальную эконо­мическую реформу, вперед к рынку. Был выбран второй путь - переход к рынку, но без подготовки и постепенности, скачкообраз­но, начиная с либерализации цен.

2 января 1992 г. была отменена государственная регламентация 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. По расчетам правительства Е. Гайдара, розничные цены должны были возрасти в 2-3 раза. На деле же они увеличились в течение I квартала 1992 г. более чем в 6 раз, а по сравнению с началом 1991 г. - в 13-15 раз 2 . Это был сильный шоковый удар для общества. Цена экономичес­ких реформ 1992 г. оказалась непомерно велика: произошло значи­тельное снижение жизненного уровня населения, усилился спад производства, возросла инфляция, стали активно разрушаться на­учно-технический потенциал страны, ухудшаться структура произ­водства, падать его эффективность и т.д. Правительство радикалов-реформаторов в значительной степени утратило доверие общества, была признана необходимость корректировки принятого курса ре­форм. В декабре 1992 г. премьера Е. Гайдара сменил В. Черномыр­дин. В целом в период 1992-1996 гг. произошел значительный спад производства. Объем реального валового внутреннего продукта сократился примерно на 40%, промышленного производства - на 50% 3 .

Сложившаяся в настоящее время ситуация в России требует осу­ществления корректировки курса реформ по следующим направ­лениям. Первое - социальная переориентация всей экономичес­кой политики. Критерий повышения уровня и качества жизни на­селения должен стать основным при отборе вариантов принятш всех экономических и политических решений.Второе - создание условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциа ла субъектов Российской Федерации. Налоговую, бюджетную, денеж но-кредитную политику следует проводить исходя из потребностей каж дого региона при максимальной мобилизации собственных ресурсов. Третье - усиление контроля за денежно-кредитной сферо! страны. Необходимо восстановление полной дееспособности де нег и достижение финансового равновесия в стране. Требуютс экономические, организационные инструменты, направляющи денежные потоки на инвестиции в производство.Четвертое - наведение порядка в управлении государствен ным имуществом. Приватизация не создала слой эффективных соб ственников. Денежная приватизация осуществлялась в последне время по индивидуальным схемам передачи наиболее ценных объеь тов, принадлежащих государству, в частную собственность. Ест опасность, что и борьба с естественными монополиями может npi вести к такому же результату. Реформу нельзя сводить лишь к 6ai кротству неплатежеспособных предприятий, макроэкономическг политика призвана обеспечивать условия для нормализации ситу; ции на уровне микроэкономики.Пятое - выработка единой стратегии структурной перестро] ки экономики. Стимулирование научно-технического прогрес< должно быть стержневым направлением государственной экон мической политики.Шестое - усиление внимания к проблемам сельского хозя ства, так как оно создает рабочие места и в промышленности, ел жит основой продовольственной безопасности страны.

Седьмое - восстановление единого экономического простра ства в пределах большей части бывшего Советского Союза.Восьмое - постепенное открытие страны для иностранной ко куренции, для привлечения иностранного инвестиционного кап тала, включение экономики России в международную экономичес кую жизнь, ее активное участие в мировой торговой и валютно-финансовой системе.Ключевую роль в восстановлении экономики России должно играть государство как важнейший гарант вывода ее из кризиса. Необходимо создать целостную, внутренне непротиворечивую сис­тему законодательных актов, обеспечивающих государственное ре­гулирование экономики. В целом у России есть все возможности, чтобы встать на путь стабилизации и экономического роста на но­вой для нее социально-экономической основе.

1. Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из экспорта и импорта товаров и услуг. Осуществляется преимущественно через коммерческие сделки, оформляемые внешнеторговыми контрактами. В.т. страны регулируется государством. Для этого используются такие средства, как таможенный тариф, лицензирование, контингентирование и др.нетарифные ограничения, а также прямое и косвенное субсидирование экспорта и др. средства.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

Выгодность внешней торговли. Теория сравнительных преимуществ. Экспорт во внешней торговле, по А. Смиту, становится выгодным, если издержки на производство товаров внутри страны значительно ниже, чем у других государств. В этом случае товары, произведенные национальной экономикой, имеют абсолютные преимущества перед зарубежными конкурентами и могут быть легко проданы за границей. С другой стороны, ни одно государство не может иметь абсолютного преимущества по всем производимым товарам, следовательно, импортировать нужно те из них, которые дороже обходятся внутри страны и дешевле – за рубежом. Тогда одновременно получается прямая выгода и от экспорта, и от импорта.

На основе абсолютных преимуществ А. Смита Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных издержек (преимуществ), в соответствии с которой при определении выгодности внешней торговли следует сравнивать не абсолютный, а относительный эффект, и не сами издержки, а их соотношения. При этом надо учесть, что, производя те или иные товары в условиях ограниченности ресурсов, страна лишается возможности производить другие, не менее нужные ей, поэтому в соответствии с теорией сравнительных преимуществ Д. Рикардо вполне возможна ситуация, при которой стране выгодно импортировать товары, даже в случае если их производство внутри страны обходится дешевле. В этом случае теория абсолютных издержек А. Смита становится частным случаем теории сравнительных издержек.

Теория сравнительных издержек Д. Рикардо в современных условиях дополнена теорией Хекшера-Олина, по имени двух шведских экономистов, доказавших, что страны стремятся экспортировать не только те товары, которые обладают абсолютными и относительными преимуществами, но и при производстве которых интенсивно используются относительно избыточные факторы производства, а импортируют товары, для производства которых в стране имеется дефицит факторов. В отличие от А. Смита и Д. Рикардо их современные последователи считают, что от внешней торговли выгадывают обе стороны – и данная страна, и весь остальной мир.

Основным показателем внешней торговли является внешнеторговй оборот. Внешнеторговый оборот - измеряемый в денежном выражении экономический показатель, характеризующий объём внешней торговли страны, группы стран или административно-территориального образования (региона) за определенный период времени: месяц, квартал, год. Равен сумме стоимостей экспорта и импорта.

Для сбора, обобщения и систематизации статистических данных о внешнеторговом обороте разработаны международные номенклатуры, которые учитываются в процессе построения национальных внешнеторговых классификаций. Важнейшими из них являются: Международная стандартная классификация ООН, принятая в 1985 г., состоящая из 10 разделов, 67 отделов, 261 товарной группы и 3118 товарных позиций; Номенклатура гармонизированной системы описания и кодирования товаров, вступившая в силу с 1983 г., включающая 21 раздел, 96 групп, 33 подгруппы, 1241 товарную позицию, 3553 подпозиций и 5019 субпозиций.

При сопоставлении величин экспорта и импорта для отдельной страны фиксируется сальдо внешнеторгового оборота. Сальдо является положительным в случае, когда объем экспорта превышает объем импорта. И наоборот, когда объем импорта превышает объем экспорта, фиксируется отрицательное сальдо внешней торговли. Чаще всего эти ситуации отражаются одной категорией - чистый экспорт, который в зависимости от сальдо внешней торговли будет выводиться со знаком «плюс» или «минус». Положительный чистый экспорт увеличивает объем национального продукта, а отрицательный его уменьшает.

Величина чистого экспорта отражается в торговом балансе. Торговый баланс - это государственный учет соотношения между экспортом и импортом товаров и услуг. Он, в свою очередь, как документ является частью платежного баланса. В платежном балансе государства регистрируются потоки денежных средств, идущих в страну и из страны.

Внешняя торговля стала очень интенсивной, так внешнеторговый оборот за 50 лет ХХ века возрос в 25 раз.

Причинами роста внешней торговли являются:

Важные сдвиги в производстве в условиях научно-технического прогресса, которые требуют специализации и кооперирования в международном масштабе;

Возросший экспорт капитала и усиление транснациональных компаний за счет специализации и кооперирования своих предприятий, расположенных в разных странах;

Либерализация международной торговли и интеграция стран, особенно в Западной Европе, поскольку были отменены ограничения в торговле между этими странами, на которые приходится почти половина объема мировой торговли;

Возникновение новых отраслей под воздействием научно-технической революции, ускорившей процесс международного разделения труда и вызвавшей рост обмена наукоемкой продукцией, готовыми изделиями и услугами.

Внешняя торговля позволяет реализовать экономию на масштабе производства. Такие блага, как компьютеры, лекарства, самолеты, автомобили и многие другие, производятся в условиях убывающих издержек. Емкость внутреннего рынка часто оказывается недостаточной для того, чтобы в полной мере использовать преимущества крупномасштабного производства. Особенно ярко это видно на примере таких небольших стран, как Швейцария. Выход таких стран с экспортным товаром на мировой рынок позволяет снизить издержки выпуска в расчете на единицу продукции.

Внешняя торговля приводит к усилению конкуренции и повышению эффективности производства. Внешняя торговля расширяет конкуренцию за счет вхождения на рынок производителей данного блага из других стран. Прежде чем принимать какие-либо протекционистские меры для защиты своих предприятий, любое правительство должно тщательно оценить риск монополизации внутренних рынков. Внешняя торговля способствует расширению политических связей между странами. Примерами успешного политического сотрудничества экономически тесно связанных между собой стран могут служить Европейское сообщество и другие страны, в частности, Россия.

На деле рыночные условия торговли определяются реальными факторами: условиями спроса и предложения на каждое благо; денежными факторами - курсом обмена валют этих стран. Изменение любого из этих условий приводит к изменению условий торговли в целом.

Каждая страна проводит свою внешнеторговую деятельность. Внешнеторговая деятельность – предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Внешнеторговая деятельность осуществляется в целях защиты экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности РФ, стимулирования развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечения условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику.

2. Несмотря на либерализацию современной внешнеэкономической деятельности, значительную роль в развитии внешней торговли и ее регулировании сохраняют за собой государства, которые проводят соответствующую внешнеторговую политику. Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира. Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений (различных союзов и группировок). Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет существенное значение. При этом внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой.

Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации. Стратегия внешнеторговой политики состоит, прежде всего, в определении ее целей и решении главных для развития и регулирования внешней торговли вопросов. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеторговой политики.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли.

Помимо факторов, вытекающих из собственно внутринационального экономического развития, здесь действуют и факторы, вытекающие из общего процесса интернационализации экономической жизни. Иными словами, здесь действует система "прямых и обратных связей". При этом внешнеторговая политика должна учитывать как позитивные тенденции гармонизации международных экономических отношений, так и негативные тенденции обострения международной конкуренции.

Внешнеторговая политика является составной частью внешней политики государства как таковой. Поэтому неслучайно некоторые страны мира, особенно ведущие развитые страны с рыночной экономикой, нередко используют широкий арсенал собственно политических средств воздействия на страны, выступающие в качестве реальных или потенциальных конкурентов на международной экономической арене.

Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического благосостояния всех стран - как экспортеров, так и импортеров, на практике международная торговля практически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства.

Итак, под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:

Изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

Изменение объема экспорта и импорта;

Изменение структуры внешней торговли;

Обеспечение страны необходимыми ресурсами;

Изменение соотношения экспортных и импортных цен,

Современная внешнеторговая политика - это взаимодействие двух тенденций:

1) протекционизма - политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;

2) либерализации (политика свободной торговли) - связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю.

Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

«селективный протекционизм» - направлен против отдельных стран или товаров;

«отраслевой протекционизм» - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

«коллективный протекционизм» - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

«скрытый протекционизм» - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Крайняя форма протекционизма - экономическая автаркия – означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производится не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Экономика страны может быть открытой и закрытой.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

§ углубление специализации и кооперации производства;

§ рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

§ распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

§ рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).

Открытая экономика – основное звено мирового хозяйства. Являясь по своему происхождению и по логике анализа производными от национальных хозяйств, международные экономические отношения оказывают существенное, а иногда и определяющее обратное воздействие на экономическую политику государств.

Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой экономики выглядит следующим образом:

Y = С + J + G +Xn,

Xn – экспорт (X) минус импорт (Z).

Экспорт расширяет эффективный спрос, прибавляя к внутреннему зарубежный сбыт товаров и услуг, между тем как импорт замещает внутреннее потребление альтернативной зарубежной продукцией, т.е. возможности внутреннего рынка уменьшаются.

Открытость экономики усложняет государственное экономическое регулирование, снижает коэффициент его полезного действия, поскольку к взаимозависимости подключаются факторы внешнего ряда.

Международные сопоставления показывают, например, что склонность к импорту была в 60-80-е годы высокой у Швейцарии и Великобритании, но заметно более низкой у США и Японии. Мультипликатор возрастания национального дохода у этих стран обнаружил интересную последовательность: Швейцария - 1,3; Великобритания - 1,4; США 3,2; Япония - 3,7.

Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.

Первоначальное изменение экспорта порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения.

Мультипликатор экспорта или простой мультипликатор внешней торговли (μ x) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (МPС) или предельную склонность к сбережению (МPS):

μ x = 1/MPC = 1/(1-MPS).

Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:

∆Y = μ x * ∆Хn.

Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если учесть, что часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения.

Предельная склонность к импорту (МPМ) – это отношение изменения объема импорта к изменению дохода.

Равновесный доход равен:

Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдель­ными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностран­ных конкурентов с помощью торговых барьеров.

Существуют 2 группы методов политики протекционизма:

1. Тарифные методы.

2. Нетарифные методы.

Нетарифные методы делятся на группы:

1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт.

2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды): требования к маркировке и упаковке; ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества.

3. Экономические методы:

§ валютный контроль;

§ обеспечение уплаты таможенных платежей;

§ контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в слу­чае антидемпинговых мер);

§ государственная монополия на внешнюю торговлю;

§ государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну.

Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как:

§ таможенные тарифы;

§ ограничительные условия;

§ межгосударственные договоры и соглашения;

§ мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Свобода торговли обладает многими достоинствами:

1. Благодаря сво­бодной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов. Если каждая страна будет специализироваться на производстве и экспорте тех товаров и услуг, в которых она имеет абсолютные или сравнительные преимущества, а ввозить из других стран товары и услуги, в которых ее преимущества невелики либо не существуют, то мировое производство, мировой экономический рост и эффективность использования ограниченных ресурсов достигнут максимума.

2. Свободная торговля ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию.Возросшая конкуренция со стороны иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками.

3. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации.Если страны не могут свободно торговать, они должны пе­ребросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их ис­пользования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привиле­гии и порождает ренту по положению.Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения.