Управление организацией в условиях глобализации. Влияние глобализации на менеджмент Развитие управления в условиях глобализации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический универс и тет»

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (ф и лиал)

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

КУРСОВАЯ РАБОТА

По к урсу: «Менеджмент»

На тему: «Цели и задачи менеджмента в условиях глобализации эк о номики»

Выполнила студентка

4 курса очного отделения

специальности 080502-м

«Экономика и управление на

Предприятии со спец.

машиностроение»

Григорьева И.Н.

Подпись_________________

Проверила:

Поняева Н.Г.

Чебоксары

2006

Введение

1 Глобализация как неизбежность развития общества

1.1 Понятие глобализации

1.2 Значимость и место менеджмента в процессе глобализации экономики

2 Особенности развития менеджмента в условиях глобализации экономики

Выводы и предложения

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

Глобализация экономической деятельности является в настоящее время гла в ной объективной тенденцией в развитии современного мира; она оказывает с у щественное влияние на экономическую и общественно-политическую жизнь всех без исключения национальных государств. Российская Федерация, вста в шая на путь либерализации национальной экономики, также не является и с ключением. Последствия глобализации в российской экономике (положител ь ные и отрицательные) испытывают не только отдельные компании, но и все н а селение страны (доступность товаров, повышение цен, инфляция, и т.п.).

1 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК НЕИЗБЕЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие глобализации

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ-ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно н о вый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.

Экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобал и зации, составляя его ядро, а сама глобализация представляет собой более в ы сокую стадию интернационализации, ее дальнейшее развитие, когда долго накапл и вающиеся количественные изменения привели к качес т венному скачку. Мир становится единым рынком для большинства ТНК и к тому же большинство р е гионов открыто для их деятельн о сти.

Глобализация стала важнейшей реальной характеристикой совр е менной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих ход ра з вития нашей планеты. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществе (эконом и ческий, политический, юридический, социальный и т.д.) нельзя рассматр и вать ограниченно только как таковое (таковой). Глобализация международных отношений - это усиление взаимозависимости и взаим о влияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Она затрагивает практич е ски все сферы о б щественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также с а ми условия с у ществования человечества. Исходя же из цели исследования, представленного в статье, рассмотрим понятие глобализации примен и тельно только к мировой экономике.

Процессы глобального развития, в рамках которых структуры национал ь ного производства и финансов становятся взаимозависимыми, ускоряются в р е зультате увеличения числа заключенных и реализованных внешних сделок. Глобализация, охватившая все регионы и секторы мирового хозяйства, принц и пиально изменяет соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна национальная эк о номика независимо от размеров стран (крупные, средние, малые) и уровня ра з вития (развитые, растущие или переходные) не может больше быть самодост а точной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребн о сти в капитале. Ни одно государство не в с о стоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной де я тельности.

Хотя понятие «глобализация» является в последнее время наиболее часто встр е чающимся в экономической литературе, до полной ясности этого термина, как в концептуальном плане, так и в практическом, еще очень далеко. Глобал и зационные процессы оцениваются неоднозначно. Пр и ведем лишь две точки зрения.

Профессор социологии Калифорнийского университета (США) М.Кастельс определил глобализацию как «новую капиталистическую эконом и ку», перечислив в качестве основных ее характеристик следующие: информ а ция, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; эта новая экономика о р ганизуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, произво д ства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; и она является гл о бальной .

Глобализацию ряд специалистов представляет как достаточно узкое п о нятие: процесс сближения потребительских предпочтений и универс а лизация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всеми р ные продукты в ы тесняют местные.

С другой точки зрения, глобализацию мировой экономики можно охара к теризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния разли ч ных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепе н ном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, к а питала, рабочей силы и знаний.

Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой эконом и ки, а именно:

- внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технол о гиями, объектами интеллектуальной собственности;

- международное движение факторов производства (рабочей силы, кап и тала, информации);

- международные финансово-кредитные и валютные операции (безво з мездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных эк о номических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финанс о вые механизмы и инструменты, операции с вал ю той);

- производственное, научно-техническое, технологическое, инжинири н говое и информационное сотрудничество.

Современная глобализация мировой экономики выражается в сл е дующих процессах (рис. 1 ):

1 ) углублении, прежде всего, интернационализации производства , а не о б мена, как это имело место ранее. Интернационализация производства проявл я ется в том, что в создании конечного продукта в разных формах и на разных стадиях участвуют производители многих стран мира. Промежуточные товары и пол у фабрикаты занимают все большую долю в мировой торговле и в межкорпор а тивных трансфертах. Институциональной формой интернационализации прои з водства выступают ТНК;

2 ) углублении интернационализации капитала , заключающемся в росте межд у народного движения капитала между странами, прежде всего, в виде прямых инвестиций (причем объемы прямых иностранных инвестиций растут быстрее, чем внешняя торговля и производство), интернационализации фондового ры н ка;

3 ) глобализации производительных сил через обмен средствами произво д ства и научно-техническими, технологическими знаниями, а также в форме междун а родной специализации и кооперации, связывающих хозяйственные ед и ницы в целостные производственно- потребительские системы; через произво д ственное сотрудничество, международное перемещение производственных р е сурсов;

Рис. 1 . Компоненты глобализации мировой экономики

4) формировании глобальной материальной, информационной, организацио н но-экономической инфраструктуры , обеспечивающей осуществление междун а родного сотрудничества;

5 ) усилении интернационализации обмена на основе углубления междунаро д ного разделения труда, возрастания масштабов и качественного изменения х а рактера традиционной международной торговли овещест в ленными товарами. Все более важным направлением международного сотрудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального прои з водства;

6 ) увеличении масштабов международной миграции рабочей силы . В ы ходцы из относительно бедных стран находят применение в качестве неквалифицир о ванной или малоквалифицированной рабочей силы в разв и тых странах. При этом страны, использующие иностранный труд для заполнения определе н ных ниш на рынке труда, связанных с низкоквалифицированной и малооплачива е мой работой, пытаются удерживать имм и грацию в определенных пределах. В то же время современные телекоммуникационные технологии открывают н о вые возможности в этой области и позволяют безболезненно ограничить имм и грационные процессы. Любая компания в Европе, Северной Америке или Яп о нии может с легкостью п о ручить выполнение, например, компьютерных работ исполнителю, находящемуся в другой стране, и незамедлительно получить г о товую работу в своем оф и се;

7 ) растущей интернационализации воздействия производства и потребл е ния на окружающую среду , что вызывает рост потребности в международном сотру д ничестве, направленном на решение глобальных проблем современн о сти.

Прогнозируется, что в видимой перспективе глобализация повлечет за собой:

- интенсификацию интеграционных региональных процессов;

- большую открытость экономических систем государств, в насто я щее время еще не полностью осуществивших либерализацию хозяйственной деятельн о сти;

- беспрепятственный доступ всем участникам на любые рынки;

- универсализацию норм и правил осуществления торговых и финансовых оп е раций;

- унификацию регулирования и контроля за рынками;

- стандартизацию требований к перемещению капитала, инвестиционному пр о цессу и всемирной платежно-расчетной системе.

Установлено, что характерной чертой глобализации в экономике стан о в ится сочетание процессов автомат изации и интеграции. Это н а шло отражение в «парадоксе Нейсбитта»: «Чем выше уровень глобализ а ции экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники». Дж. Нейсбитт отм е чает движение, с одной стороны, к политической независимости и самоуправл е нию, с другой, - к формированию экономических альянсов.

Следовательно, парадокс глобализации в том, что чем богаче и кре п че внутренние связи общества, тем выше степень его экономической и с о циальной консолидации, и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успе ш нее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и ада п тироваться к условиям гл о бального рынка.

1.2 Значимость и место менеджмента в процессе глобализации эк о номики

Отношение к глобализации как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных проце с сов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Нес о мненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и нег а тивный характер, однако альтернативы ей нет, в связи с чем основное внимание в статье уделено исследованию опасностей (угроз), которые несут эти проце с сы, и возможностей и выгод, возникающих в процессе глобализации.

Прежде всего, важнейшим методологическим и практическим вопросом является определение соотношения между понятиями «глобализация», «инте р национализация хозяйственной жизни», «международное экономическое с о трудничество», «международная экономическая интеграция», чему и будет п о священа первая часть статьи. А далее остановимся на сущности процесса гл о бализации, его предпосылках, конкретных проявлениях и позитивных и нег а тивных последствиях.

В результате международной кооперации производства, развития межд у народного разделения труда, внешней торговли и международных экономич е ских отношений в целом происходит усиление взаимосвязи и взаимозависим о сти национальных экономик, нормальное развитие которых невозможно без учета внешнего фактора. Данное явление принято называть интернационализ а цией хозяйственной жизни . Можно дать достаточно общее определение этого понятия:

Интернационализация хозяйственной деятельности - это усиление вза и мосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние междун а родных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.

В своем развитии интернационализация экономики прошла ряд этапов. Первоначально она представляла собой международное экономическое сотру д ничество : затрагивала, прежде всего, сферу обращения и была связана с во з никновением международной торговли (конец XVIII - начало XX века). В конце XIX века набирает силу международное движение капитала.

Международное экономическое сотрудничество означает развитие усто й чивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизво д ственного процесса за рамки национальных границ.

Следующим этапом явилась международная экономическая интеграция , объективно обусловленная углублением международного разделения труда, и н тернационализацией капитала, глобальным характером научно-технического прогресса и повышением степени открытости национальных экономик и своб о ды торговли. Интеграция в переводе с латинского (integratio) означает соедин е ние отдельных частей в общее, целое, единое.

Международная экономическая интеграция - сближение и взаимопр и способление национальных экономик, включение их в единый воспроизводс т венный процесс в интернациональных масштабах.

Международную экономическую интеграцию можно охарактеризовать как процесс хозяйственного объединения стран на основе разделения труда м е жду отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах путем развития глубоких устойч и вых взаимосвязей.

Международная экономическая интеграция - это достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой экономики, качес т венно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных св я зей. На этой ступени происходит не только сближение национальных экономик, но и обеспечивается совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно рег у лируемый межгосударственными органами.

Экономическая интеграция, в частности, выражается в:

- сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и по л ной или частичной их унификации;

- ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы м е жду этими странами;

- сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования о д ного единого (общего) рынка;

- стирании различий между экономическими субъектами, относящимися к ра з ным государствам;

- отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партн е ров в каждой из национальных экономик и т.п.

Процессы экономической интеграции идут как на двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе. В качестве характерной особенности интеграционных объединений в настоящее время можно назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные хозяйственные ко м плексы с общими наднациональными и межгосударственными органами упра в ления.

На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализ а ция . Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции и глобализ а ции, можно выразить взаимосвязанной це почкой, представленной на рис. 2 . Этапы, отраженные на рисунке, безусловно, несколько упрощенно характер и зуют процесс интернационализации мировой экономики. В реальной действ и тельн о сти очень сложно выделить эти этапы в чистом виде, можно выявить только определенные тенденции, и существуют несомненно как прямые, так и обратные связи между ними. Так, например, говоря о глобализации как необр а тим ом и объективном процессе, имеется ввиду именно тенденция развития, при чем не всегда прямолинейная , а с зигзагами на определенных отрезках вр е мени и с обратным движением. Процесс идет скорее по спирали, на очере д ном витке достигая развития на более высоком уровне. Несколько абстрактная сх е ма приводится с целью попытки разграничить понятия «интернационализ а ция хозя й ственной жизни», «международное экономическое сотрудничество», «межд у народная экономическая интеграция», «глобализация».

Рис. 2 . Этапы интернационализации хозяйственной деятельности

Глобализация и интеграция - это многоуровневые явления, затрагива ю щее:

- региональную, национальную экономику (макроуровень);

- товарные, финансовые и валютные рынки, рынки труда (мезоур о вень);

- отдельные компании (микроуровень).

На макроэкономическом уровне глобализация проявляется в стремлении государств и инт е грационных объединений к экономической активности вне своих границ за счет либерализации торговли, снятия торговых и инвестицио н ных барьеров, создания зон свободной торго в ли и т.п. Кроме того процессы глобализации и интеграции охватывают межгосударственные согласованные меры по целенаправленному фо р мированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информ а ционного, политического) пространства в крупных р е гионах мира.

На микроэкономическом уровне глобализация проявляется в расширении деятельности компаний за пределы внутреннего рынка. Большинству крупне й ших транснациональных корп о раций приходится действовать в глобальных масштабах: их рынком становится любой район с высоким уровнем потребл е ния, они должны быть способны удовлетворять спрос потребителей везде, н е зависимо от границ и национальной принадлежности. Компании мыслят в гл о бальных категориях покупателей, технологий, издержек, поставок, стратегич е ских альянсов и конкурентов. Различные звенья и стадии проектирования, пр о изводства и сбыта пр о дукции размещаются в разных странах, унифицируясь в международном масштабе. Создание и развитие транснациональных фирм п о зволяет обойти множество барьеров (за счет использования трансфертных п о ставок, цен, благоприятных условий воспроизводства, лу ч шего учета рыночной ситуации, приложения прибыли и т.д.).

Учитывая, что для ТНК (особенно многонациональных и глобальных) внешнеэкон о мическая деятельность в большинстве случаев имеет более важное значение, чем внутренние операции, они выступают основным субъектом гл о бализационных процессов. Транснациональные корпорации - это основа гл о бализации, ее главная движущая сила.

1.3 Роль менеджера в условиях глобализации экономики

В основе причин глобализации экономики лежат следующие фа к торы: технологические (в первую очередь, транспортные и информационные); экон о мические (концентрация и централизация капитала, рост международного ра з деления труда и т.п.); политико-интеграционные (создание наднациональных объединений, т а моженных союзов, прозрачность национальных границ и т.п.); общест венные (рост мобильности людей, ослабление роли традиций, обычаев и т.п.); институциональные (либерализация, дерегулирование, создание трансн а циональных компаний и т.п.); эколого-демографические (быстрый рост числе н ности населения и его миграция, глобальный характер экол о гических проблем и т.п.); и инновационно-информационные (рост творческой активности людей, мобильность новых знаний и идей, быстрая материализация знаний, усиление роли информации и т.п.).

Действие практически всех указанных факторов с течением времени не ослабевает, а, наоборот, существенно усиливается , что предъявляет повыше н ные требования к экономической политике как отдельных государств в целом, так и транс национальных и национальных компаний.

Основным стержнем их экономической политики в настоящее время я в ляется стратегия, обеспечивающая создание конкурентных преимуществ, в свою очередь, позволяющих осуществлять эффективную экономическую де я тельность в масштабах регионов или всего мира в целом.

Создание конкурентных преимуществ обеспечивается развитием и вн е дрением новых, прежде всего, высоких технологий, повышением качества пр о изводимых товаров и оказываемых услуг, а также увеличением требованием к образовательному уровню персонала компаний.

Сегодня является общепризнанной прямая зависимость между мощью экономики и достижениями в научных исследованиях и высоким образовател ь ным уровнем населения стран. Поэтому неслучайно развитые страны (США, Япония, Германия и другие) имеют обширные национальные программы разв и тия науки и образования населения.

Глобализация экономики предъявляет огромные требования к квалиф и кации и творческому потенциалу руководителей и организаторов производства и сфер услуг – менеджеров. Управленческая деятельность в условиях глобал и зационной экономики требует обширных знаний и специфических способн о стей организовывать работу громадных компаний со множеством филиалов и региональных объединений, на которых заняты многие тысячи сотрудников с разной культурой, моралью и специфическими потребностями.

В настоящее время актуальным является подготовка специалистов в о б ласти глобального менеджм ента или международного бизнеса, которая уже н а чата в нескольких университетах западных стран (например, в США, Германии, Японии, Франции и др.).

Подготовка таких специалистов начата в ряде университетов и России (в основном, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде). В течени е н е скольких лет подготовка специалистов в области глобального менеджмента в е дется в Санкт-Петербургском Государственном Политехническом Университ е те (СПбГПУ) на базе Российско-Американской высшей школы управления (РА ВШУ).

Основная цель такой подготовки – дать студентам достаточный объем знаний и выработать у них практические навыки, необходимые для работы в области международного бизнеса, занимаясь проблемами глобального менед ж мента.

Выполнение указанной цели возможно при соблюдении следующих тр е бований к подготовке менеджеров в условиях глобализированной экономики:

1) фундаментальная общенаучная подготовка, основой которой является изуч е ние математики, методов моделирования и естественно-мировоззренческих ди с циплин;

2) глубокая экономическая и управленческая подготовка, основой которых я в ляются циклы специальных дисциплин, раскрывающих экономические закон о мерности функционирования компаний, стран и мира в целом, а также принц и пы и методы управления ими;

3) широкая информационно-компьютерная подготовка, основой которой явл я ются циклы дисциплин по информатике и программированию, системам по д держки и принятия решений, информационным системам управления и т.п;

4) углубленная подготовка по иностранным языкам, основой которой является английский язык, изучаемый на протяжении всего периода обучения, а также второй язык: немецкий или французский (по выбору), изучение которого нач и нается со 2-го курса;

5) обязательное включенное образование в течение одного или двух семестров, осуществляемое в одном из университетов Западной Европы;

6) производственная практика в течение одного-двух месяцев в качестве дубл е ра менеджера в отечественных или зарубежных компаниях;

7) участие студентов в процессе обучения в научно-исследовательской работе с подготовкой рефератов или докладов на семинарах или конференциях и их публикацией.

Кроме того, студенты, обучающиеся по программе глобального менед ж мента, должны удовлетворять и соответствующим психо-физиологическим требованиям (способность работать в сложной и динамичной окружающей ср е де, с людьми разной культуры, разных этических норм, и т.п.), что обеспечив а ется, с одной стороны, их природными данными (что выявляется в результате их отбора), а с другой, - соответствующей подготовкой (тренингом делового общения, выявлением специфических ролей в коллективах или группах и т.д.).

В условиях глобализированной экономики усиливается конкуренция не только транснациональных и национальных компаний, но и университетов и других высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специолистов и, в первую очередь, менеджеров для работы в области глобального менеджера.

Чтобы обеспечить эффективную подготовку менеджеров для глобализ и рованной экономики следует предоставить большую самостоятельность вы с шим учебным заведениям в части формирования учебных программ подготовки и содержания учебных планов (другими словами, ослабить роль Министерства образования и его соответствующих учебно-методических управлений) с одн о временным усилением контроля со стороны Министерства образования за к о нечные результаты и качество подготовки специалистов.

Конкуренцию при подготовке менеджеров следует практиковать не тол ь ко между университетами (что уже имеет во многих российских городах), но и внутри университетов, когда разные факультеты или Школы управления п а раллельно осуществляют такую подготовку по программам, несколько отл и чающимся друг от друга при сохранении, однако, основных целей подготовки менеджеров. Такой положительный опыт накоплен, в частности, в СПбГПУ, где несколько факультетов и институтов осуществляют подготовку менедж е ров, конкурируя на здоровой основе , друг с другом.

Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распростр а нения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непр е рывного внедрения и н новаций в мировом масштабе.

Глобализация экономической деятельности является объективным явл е нием современного мира, последствия которого еще мало изучены и исслед о ваны. Задача высшей школы состоит в том, чтобы адекватно реагировать на объективные требования этого процесса и, по возможности, вовремя учитывать их, корректируя содержание и формы подготовки специалистов. В этом и з а ключается то спасительное средство, позволяющее университетам успешно функционировать в современном и глобальном мире.

2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

2.1 Цели менеджмента в условиях глобализации экономики

Начиная новое дело, создавая коммерческое предприятие, предприним а тель, естественно, хочет и получить определенную прибыль. Однако , выбирая область своего бизнеса, необходимо ориентироваться на те товары, р а боты и услуги, которые пользуются спросом потенциальных покупателей, потребит е лей и клиентов. Функционируя в условиях непрекращающейся конк у ренции, фирма должна заботиться о постоянном наращивании объемов прои з водства, обновлении ассортимента, снижении издержек, пов ы шении качества. В связи с этим логично говорить как о результативности, так и об эффективности пре д приятия, т.е. в первом случае оцениваются результаты деятельности, а во вт о ром – степень выгодности предприятия (например, как отношение результата к издержкам). Повседневная забота о повышении результативности и эффекти в ности работы фирмы и есть главная цель менеджмента. Кроме того, функцией менеджмента является собственно руководство и управление. При этом нео б ходимо различать эти два понятия. Если управление есть элемент, функция о р ганизационных систем различной природы (биологической, социальной, техн и ческой), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерж и вание режима деятельности, реализацию их программ, то руководство можно определить как процесс более высокого порядка, главной составляющей кот о рого является определение миссии и цели организации. Другими словами, р у ководство – это направление де йствий на выполнение плана, ответ на вопрос : «Что делать?», а управление – обеспечение выполнения плана, т.е. ответ на в о прос: «Как делать?» и реализация плана с помощью подчиненных. Конечно, при работе с персоналом приходится отвечать и на более сложные вопросы: кем достаточно только руководить, а кем и руководить и управлять. А это уже зависит от квалификации сотрудников, опыта работы, сложности задания и других факторов.

Другая цель менеджмента – обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Это следует понимать, с одной стороны, как управление качеством в ы пускаемой продукции, выполненных работ, оказываемых услуг, а с другой – как управление ассортиментной политикой и поиск новых рынков сбыта.

Концепция глобальных стратегий направлена на оптимизацию междун а родной деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработке единой стратегии, направленной на о п тимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Существуют разные направления этой концепции:

1 ) теория множественности целей, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;

2 ) признается, что оптимизация деятельности осуществляется в целях ма к симизации прибыли;

3 ) оптимизация деятельности направлена на получение макс и мальной прибыли в результате лучшего приспособления организац и онной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, к о ординация);

4 ) оптимизация деятельности осуществляется путем соверше н ствования основных функций управления. В частности планирования (долгосрочного ).

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации прои з водственного процесса, включая управление производством и развитие техн и ко-технологической базы, а также эффективное использование кадрового п о тенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активн о сти и лояльности каждого работника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производс т венно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплаты труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства – выпуска продукции и у с луг.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функциониров а ния фирмы исходя из того, что прибыль – не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных резер в ных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реал и зацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняе т ся, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является п о стоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельн о сти в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как п равило, в показательной форме.

2.2 Задачи менеджмента в условиях глобализации экономики

Важнейшая задача менеджмента заключается в организации производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся м а териальных и людских ресурсов и обеспечении рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим и с учетом целей менеджмента в задачи менеджмента вх о дят:

1) обеспечение автоматизации производства и переход к использованию рабо т ников, обладающих высокой квалификацией;

2) стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

3) постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

4) постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

Определение конкретных целей развития фирмы;

Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности р е шения;

Разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их р е шения;

Выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на ра з личные временные периоды;

Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

Установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, коо р динации и контролю за производственным процессом и достижение намече н ных целей получают оценку на рынке.

К основным задачам управления можно отнести:

Управление персоналом (коллективом, кадрами);

Управление качеством продукции;

Управление инновациями (нововведениями в организации);

Стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниче н ного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий);

Управление финансовыми ресурсами;

Управление материальными ресурсами и запасами;

Управление информационными ресурсами;

Управление временными ресурсами (сетевое планирование);

Управление производительностью труда;

Антикризисное управление предприятием;

Управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, например, страт е гиями «цена – качество»);

Управление по целям (МВО) (предположено в 1950-х гг. П.Друкером, предп о лагает правильную постановку цели(ей) и последующий переход к формиров а нию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать за д ним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий с целью ее недопущения);

Управление по результатам (цикличный процесс: постановка результатов (ц е лей) – процесс ситуационного управления - контроль за результатами; на пе р вый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напор и стость менеджера).

Задачей процесса управления любой организации является повышение прибыльности, снижение издержек и элиминирование (исключение) рисков. Для некоммерческих организаций (к каковым теперь также применимо понятие менеджмента) актуальным является как раз минимизация затрат (расходов на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергию, оплату труда, амортизацию). Преодоление рисков и рисковых ситуаций касается всех пре д приятий независимо от их отношения к коммерции, поскольку любой бизнес связан с той иной долей риска.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресу р сов– материальных, финансовых, трудовых и др.

На современном этапе цели и задачи менеджмента существенным обр а зом изменились, что связано с масштабным ростом международной деятельн о сти крупных промышленных фирм, укреплением их размеров путем консол и дации капиталов, появлением и развитием новых форм информационных ко м муникаций и технологий.

Крупные и крупнейшие фирмы, осуществляющие свою деятельность в мировом масштабе, ориентируют менеджмент на глобальный охват всех ры н ков и предприятий в разных странах. Менеджмент в транс национальных ко р порациях приобретает черты международной деятельности, означающей нео б ходимость приспосабливать формы и методы управления к условиям, склад ы вающимся на мировом рынке в целом и на рынках отдельных стран. Это треб у ет от менеджмента приспособления к новым условиям международной корп о рации, причем как в краткосрочной, так и особенно в долгосрочной перспект и ве. Отсюда потребность в развитии стратегического менеджмента, сочетающего разработку и реализацию долгосрочных планов развития фирм в меняющейся внешней среде с решением задач внутрифирменного управления. Важную роль в реализации поставленных целей и задач играет принципиально новое техн о логическое обеспечение производственных и управленческих процессов, вед е ние бизнеса на новой, более рациональной технологической основе. Это прив е ло к усложнению менеджмента в связи с необходимостью ориентации на гл о бальную сферу деятельности фирм, быструю адаптацию к меняющимся усл о виям внешней деловой среды, стремительному научно-техническому прогрессу и постоянному процессу инноваций, объективно необходимому для развития компаний. Поэтому в современных условиях менеджера крупных компаний о д новременно решают практически все вопросы, касающиеся деятельности оп е ративно-производственного подразделения, и должны обладать высокой комп е тентностью как в вопросах маркетинга, планирования, финансов, мотивации персонала, так и в области технологии производственного процесса и внедр е ния инноваций. Этого тре бует применение в менеджменте комплексного по д хода при решении поставленных целей и задач.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большов А.С. Менеджмент/ Учебное пособие.- СПб: Питер, 2000.- 106с.: ил.- (Серия «Краткий курс»).

2. Владимирова А. Глобализация мировой экономики. //Менеджмент в России и за рубежом.- 2001.- №3.- с.97-111.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2005.- 511с.- (Серия «Золотой фонд российских учебн и ков»).

4. Закиров Ш.М., Савруков Н.Т. Менеджмент: Конспект лекций. – СПб.: Политехн и ка, 2001. – 180 с.

5. Кузнецов Ю. В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. Издательство ОЛБИС, 1997.- 192с.

6. Менеджмент. Основные теор етические концепции менеджмента: Совреме н ный гуманитарный университет: 0022.21.04;4.- м.: ЮНИТА 1, 2000.- 62с.

7. Менеджмент: Теория, практика и пути развития: 2-я международная научно-практическая конференция : 10-12 ноябр. 1999г. Материалы конф/ Междунар. акад. наук высш. шк. и др.- М.: Нестор, 1999.-225с.

8. Менеджмент: Конспект лекций. – СПб.: Политехника, 2001. – 180 с .

9. Муханова Н.В. Мировая экономика: Учеб. пособие/ Под общей ред. Прф. В.В. Кобзева. Спб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. 118с. (Экономика и управление на предприятии).

10. Спиридонов И.В. Мировая экономика: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 1999.-256с.

Позитивные последствия глобализационных процессов

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможн о сти чел о вечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятел ь ности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечес т ва.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно н а звать:

Глобализация способствует углублению специализации и международного раздел е ния труда. В ее у с ловиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способс т вует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затр а тах).

Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах пр о изводства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следов а тельно, к устойчивому экономическому росту.

Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаим о выгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых те х нологий и распр о странение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосх о дят темпы роста мировой торговли, что является ва ж нейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздейс т вие на национальные экономики. Пр е имущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использов а ния передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня в е дущих в соответс т вующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относ и тельно меньших затратах.

Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утве р ждается, что гл о бализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых ко н курентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных ры н ках, которое становится не под силу отдельному гос у дарству или корпорации. Ведь к вну т ренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сил ь ные внешние конк у ренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потреб и телям, так как конкуренция дает им возмо ж ность выбора и снижает цены.

Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате раци о нализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технол о гий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мир о вом масштабе.

Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финанс о вых ресу р сов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий ф и нансовый инструментарий на возросшем к о лич е стве рынков.

Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в пе р вую оч е редь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консол и дацией ресурсов, координацией действий в разли ч ных сферах.

Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать вс е общее п о вышение благосостояния в мире.

Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобал и зации

Как мы уже отмечали, процессы глобализации в мировой экономике воспринимаются и оц е ниваются по-разному. Но по-разному к ним относятся не только отдельные уч е ные, специалисты и эксперты, но и жители разных стран. Глобализационные процессы чаще всего приветствуются в развитых странах и вызыв а ют серье з ные опасения в развивающемся мире. Это связано с тем, что преимущества глобализации распред е ляются н е равномерно . Поэтому одним из основных вопросов, в ы зывающих наиболее жаркие дискуссии, является: кто оказывается в выигрыше от глобализ а ции ?

Современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промы ш ленно разв и тыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобал и зация укрепляет поз и ции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же вр е мя развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит зам о розить нынешнее полож е ние менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализ а ции.

Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдел ь ных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, фактически основную часть преим у ществ получают богатые страны или и н дивиды.

87 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Вся история мировой торговли насчитывает более 1000 лет. Уже с XIX в. большое количество торговых фирм Европы и Азии сотрудниками на международном уровне.

В торговле, которая осуществляется в наше время, есть одна особенность: это постоянно увеличивающаяся доля продукции компаний, которая в конечном итоге пересекает национальные границы.

Некоторые фирмы сориентированы на национальные и глобальные рынки.

Такая тенденция связана с большим количеством факторов.

Соответственно увеличению объемов в мировой торговле способствуют инвестиции в сфере услуг.

К таким инвестициям относятся финансовые, конструкторские, юридические и многие другие формы интеллектуального капитала.

Некоторые международные организации, которые проводят в рамках своей деятельности различные референдумы, семинары и внедряют различные законы, способствуют выходу на мировой уровень многих торговых фирм.

Проведение переговоров об условиях международной торговли способствуют возникновению новых путей развития этой отрасли.

Сама деятельность международных институтов направлена на развитие возможных процессов интернационализации мировой экономики.

Современный менеджмент испытывает направленное влияние тенденций интернационализации и глобализации.

Интернационализация – это своего рода возрастание экономической деятельности, которое не знает национальных и географических границы.

Глобализация – это более развитая форма интернационализации. Глобализация – это процесс возрастания значения международных контактов компании, по сравнению с внутренними. Для глобализации характерно преодоление значения государственных границ как своеобразного барьера на пути товарных потоков.

Это способствует увеличению роли менеджмента и одновременному поднятию его на уровень мирового управления.

Глобализация и интернационализация менеджмента характеризуется:

1) возникновением особых систем транснационального взаимодействия;

2) своеобразным поглощением одних предприятий другими;

3) созданием совместных предприятий. Менеджер международного масштаба решает практически те же задачи, что и обычный менеджер, но только происходит это на более высоком уровне.

На него возлагается большая ответственность. От эффективности принятия его решений зависит деятельность не только одной фирмы, а также целой отрасли.

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Зло современного производства. Представим себе современное промышленное предприятие, например, автомобильный завод ВАЗ, ставшее кооперативным, то есть каждый работник является коллективным собственником этого предприятия. Если не предпринимать дополнительных мер по

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения.Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции,

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. НТР как определяющий фактор развития современного МРТ Научно-техническая революция (НТР) на современном этапе вызывает глубокие изменения в структуре производительных сил, меж– и внутриотраслевых пропорциях в национальных хозяйствах все более растущего числа стран

Из книги Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. автора Паппэ Яков Шаявич

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

5.2 Интернационализация российского бизнеса В рассматриваемый период на качественно новый уровень вышла интернационализация российского бизнеса. Этим словосочетанием мы обозначаем два процесса. Во-первых, появление у российских компаний и предприятий стратегических

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

3.4. Интернационализация высшего образования и специфика подготовки кадров в условиях кризиса Реформирование системы высшего профессионального образования России осуществляется с учетом тенденций мирового развития: разработана Федеральная целевая программа развития

Из книги Экономический кризис: кто виноват и что делать автора Конюхов Николай Игнатьевич

Из книги Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. автора Катасонов Валентин Юрьевич

1.1. Палеонтология и истоки современного кризиса Уже на этапе древних людей появились индивиды, которые были более способны к самоорганизации, к изменению структуры социальных отношений. Появление таких людей было огромным шагом вперёд на пути цивилизационного развития.

Из книги Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем автора Адизес Ицхак Калдерон

Часть III Религия современного капитализма Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой -

Из книги Кризис – это возможность. 10 стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху перемен автора Стейнберг Скотт

Стили менеджмента и неправильного менеджмента Разница между грамотными менеджерами и неправильными менеджерами в том, что последние не владеют некоторыми обязательными для управленца ролями, они не способны их исполнять вовсе. В таблице, представленной ниже, мы можем

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Уроки современного лидерства Все это подводит нас к не менее важному выводу: необходимо постоянно импровизировать, если мы хотим двигаться без остановок. Вам не нужна ни академическая степень, ни высокая должность, чтобы развивать мастерство импровизации: просто

Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти

Феноменология современного терроризма в России Терроризма как такового в Советской России не было, хотя террор и существовал, но преимущественно государственный. Например, после взрыва в 1919 г. бомбы в Леонтьевском переулке Москвы следующий акт терроризма был совершен

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Идолы современного мира Около пяти столетий назад на Западе произошли великие перемены. Расцвет современной науки и подъем философского движения под названием Просвещение привели к тому, что современное общество ниспровергло идолов религии, племени и традиции, заменив

Из книги автора

Глава 5 Caterpillar и интернационализация производства В период предвыборной кампании в США осенью 2012 г. кандидаты на различные должности на федеральном уровне и уровне штатов считали себя практически обязанными ругать «офшоризацию» американских рабочих мест. Эти

Из книги автора

Интернационализация и американские рабочие места при близком рассмотрении Вопрос об интернационализации занятости – довольно щекотливая тема для Caterpillar и других мировых фирм. Приводит ли интернационализация в итоге к появлению большего числа рабочих мест и повышению

С.П. Болотов

В статье рассматриваются факторы совершенствования менеджмента. Уделено внимание концепции планомерного роста конкурентоспособности и концепции «центральной компетенции организации». Приведены основные пути практического повышения способностей организации. Описаны основные виды организационных способностей: абсорбционные способности, многофункциональные способности, трансформационные способности. Исходя из анализа сущности способностей автор делает вывод о возможном измерителе.

Рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке. По мнению автора, требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

В условиях конкуренции Российские предприятия работают уже более 10 лет. Конечно в каждой отрасли свои условия конкуренции, где-то слабее, где-то сильнее, но средний уровень конкуренции все-таки ниже, чем в развитых странах запада. Российские менеджеры работают пока в не очень сложных конкурентных условиях. Сложность их работы заключается в неустойчивости деловой среды, в изменчивости законодательства, в неумелом администрировании, в неполном исполнении обязанностей многими участниками рынка, включая государство, как орган регулирования рыночной деятельности.

Чтобы ускорить поступательное развитие Российской экономики, следует постепенно менять деловую среду Российских предприятий. Она обычно меняется под воздействием двух групп факторов: совершенствованиезаконодательства в сфере экономики, включая нормативные правительственные акты и совершенствование менеджмента в российских предприятиях. В данной работе рассмотрим факторы совершенствования менеджмента.

Еще одним важным фактором, влияющим на Российскую деловую среду можно назвать глобализацию экономических процессов. Влияние зарубежных стран, их законодательства и их компаний на российскую экономику безусловно имеет место и будет в дальнейшем усиливаться.

Поскольку конкуренция усиливается, в том числе со стороны зарубежных компаний, то Российские менеджеры должны строить свою конкурентную борьбу на таком же уровне, как и их соперники. Иначе российские компании не выдержат напора современных методов и средств конкуренции со стороны зарубежных компаний, отстанут от них и создадут им условия для завоевания Российского рынка.

В последнее десятилетие теория менеджмента обогатилась разработкой глубинных процессов развития конкурентных преимуществ компаний. Если раньше только строились отдельные гипотезы о влиянии менеджмента на экономические результаты компаний, то сейчас имеется концепцияпланомерного роста конкурентоспособности.

Основой новой теории являются способности организации или организационные способности. Они необходимы для трансформации бизнеса, т.е. для перестройки всей системы производства с целью приобретения конкурентных преимуществ над другими компаниями. Способности рассматриваются как свойство организации, заключающееся в эффективном использовании своих ресурсов. Правда эффективность рассматривается как получение новых рыночных результатов за счет рационального применения как внутренних, так и внешних ресурсов.

Поскольку рыночное окружение меняется, то чтобы успешно работать организации надо создать другой набор способностей. Способности означают получение данной организацией продукта, с помощью которого можно расширить продажи и потеснить конкурентов. Для создания нового набора способностей необходимо расширение «репертуара» поведения организации. В свою очередь поведение организации складывается из новых действий менеджеров, таких, которые раньше они не могли выполнять. Ниже будет раскрыт механизм формирования новых способностей организации.

Проблема развития организационных способностей возникает тогда, когда использование старых способностей не позволяет организации видеть перспективы в новых рыночных условиях. Использование в этом случае прошлых способностей в новых условиях может навредить компании.

Способности частью заложены в организации при ее создании, но могут также приобретаться извне. Приобретение способностей очень сложный процесс, включающий приобретение знаний, получение опыта,формирование основных компетенций, расширение «репертуара», развитие стратегического видения и стратегическую трансформацию.

Еще в 1990 году американские ученые Прахалад и Хамел обосновали новую для того времени концепцию «центральной компетенции организации». Центральная компетенциярассматривается как опыт умелого соединения ресурсов и способностей организации для достижения реального результата. Центральная компетенция – это управленческий стратегический потенциал в виде опыта реализации какого-либо проекта, приведший организацию к получениюхорошего рыночного результата.

Когда предприятие организует выпуск хорошей продукции и она дает рыночный успех, то этот опыт умелого применения всех ресурсов в динамике является по сути компетенцией генерального менеджмента , которая включает разработку стратегического плана, привлечение необходимых ресурсов, умелое объединение их и организацию всей деятельности с высокой эффективностью. Слабая центральная компетенция не дает возможности развивать способности организации.

Компетенции являются важным условием для развития способностей организации. Способности – это внутреннее свойство организации, определяемое результатами ее деятельности. А результаты деятельности зависят от компетенции, т.е. от знаний, умений и навыков работников организации. Однако существует иерархия управления, согласно которойвысшие определяют необходимую компетенцию низших. Следовательно, компетенцияработников во многом определяется высшими менеджерами и частично объективными условиями.Высшиеменеджеры имеют возможность преодолеть за несколько лет неблагоприятные условия и в идеале компетенция организации на 100% зависят от высшего менеджмента.

Имеются несколько основных путей практического повышения способностей организации (см. работу по ссылке 1):

1.Открытие новых каналов информации;

2.Пересмотр новых рыночных реальностей;

3.Процессы сбора, своевременной обработки и обмена информацией;

4.Использование форм и методов взаимодействия персонала.

Компетенция, лежащая в основе способностей может прирастать только двумя способами: научными исследованиями или приобретением знаний, опыта и навыков. Чаще всего предприятия не занимаются собственными научными исследованиями. Даже те крупные компании – мировые лидеры, которые ведут научные исследования, многие знанияпокупают извне, так как невозможно исследования проводить во всех необходимых направлениях. Есть специализированные научные организации, которых трудно обогнать. Легче приобретать специализированные знания.

Другое дело умения и навыки. На основе приобретенных знаний можно произвести собственные опыты и эксперименты, которые и дают умения и навыки. Но есть специализированные обучающие организации, которые наряду со знаниями дают навыки через умения. Однако обучающие организации могут дать только основные, стандартные навыки и умения. А на предприятии всегда имеются собственные особенности, которые чаще заключаютсяв наборе ресурсов и компетенций.

Это обуславливает необходимость обладания высшей стратегической компетенцией, которая большей частью формируется в результате творческого осмысления действительности и нахождения творческих управленческих решений. Сущностная основа такого рода компетенции – это стратегическое видение того, как может компания умело применить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для последовательного превращения их в значительные рыночные результаты.

В пользу такого вывода говорит тот факт, что имитация (абсорбция) новой технологии предприятием не всегда ведет к новым способностям, т.к. организационные способности формируются через специфические ресурсы и условия, такие как управленческий потенциал, стратегическое видение рынка, конкурентные преимущества и т.д.

Способности у предприятий всегда эволюционируют. Они могут размываться, или развиваться неадекватно рыночным условиям. В результате можно наблюдать отставание предприятия от рыночных условий. Это происходит тогда, когда генеральный менеджмент имеет недостаточную компетенцию и не может эффективно управлять стратегическим развитием организации.

Различают следующие основные виды организационных способностей:

1.Абсорбционные способности, которые всегда присутствуют в той или иной форме. Бывают скрытые способности, когда отдельные работники сами приобретают знания и умения, но их не включают в систему развития компетенции для достижения новой способности.Для развития организационных способностей недостаточно наличие пусть даже высокого уровня (как система) абсорбционных способностей. Нужны еще другие способности.

2.Многофункциональные способности (стратегическое видение и планирование). Способности анализа рынка, оценки позиции конкурентов и проведения управленческого обследования ведут к разработке стратегии, которая охватывает все стороны и аспекты деятельности предприятия. Поэтому такие способности были названы многофункциональными. Сама способность разработки стратегии не дает гарантии получения реального конкурентного преимущества. Планы могут быть не реализованы.

3.Трансформационные способности, которые включают работников с определенными компетенциями в общую деятельность. Если система новой деятельности продумана и имеются работники всех необходимых компетенций, то последовательное включение этих работников с их новым «репертуаром» в систему бизнес-процессов преобразует организацию. И эти преобразования запускают процесс изготовления новой продукции и другие новые процессы, которые в совокупности создадут рост продаж, рост прибылии увеличение доли рынка.

Развитие способностей организации заключается не только в обучении работников, повышении их уровня компетенции. Крайне необходим коллективный опыт совместной деятельности по внедрению нововведения. С этой целью необходимо приобрести опыт в эксперименте по изменению «репертуара» путем реконфигурации и рекомбинации ресурсов и рутин (под рутинами понимаются стандартизованные действия работников) . Такой эксперимент поможет увеличить способности компании к освоению нового знания и к трансформации организации.

Другим условием развития способностей является экспертиза. Наивысший уровень компетенции, как было давно доказано, имеется у экспертов. Экспертами являются специалисты узкого профиля, проработавшие по этой специальности более 10 лет, имеющие научные публикации и практический опыт решения проблем по специальности. Эксперты обладают не только большими знаниями и опытом, но и творческими способностями. Им легче найти нестандартное решение по их профилю. А как мы помним, способности организации – это не только выработка новой продукции, но и получение рыночных результатов. Поскольку рыночные условия меняются, то организация должна быть способна вырабатывать новые решения для достижения успеха всякий раз за многие годы. Следовательно, вырабатывать новые нетрадиционные решения могут только эксперты, как специалисты высшей компетенции.

Если экспертыинтегрированы в компанию, тогда достигается преимущество в способностях. Чтобы интегрировать экспертов, необходимо создать систему распространения, интеграции и трансформации знаний. Эта система делает организацию менее зависимой от экспертов, поскольку они находятся вне организации, но связаны с ней информационными каналами и договорами. Это будет система импортирования экспертных знаний.

При создании механизма развития организационных способностей важно иметь методику оценки уровня способностей. Она должна показывать, насколько развиты способности у организации. Для этого нужно иметь шкалу и показатели для сравнивания. Поскольку проблема оценки способностей новая, то пока никаких методик оценки еще не выработано. Можно только предложить подход к оценке организационных способностей.

Исходя из анализа сущности способностей можно сделать вывод о возможном измерителе. Таким инструментомможет служить вопрос: в какой мере учтены организацией рыночные реальности? Дело в том, что если способности организации слабые, то в своей деятельности она плохо учитывает рыночные реальности. А если она полностью учитывает рыночные реальности, то должны быть получены максимальные рыночные результаты. Следовательно, способности соответствуют мере учета рыночных результатов.

Другим направлением оценки является оценка компетенции. Компетенция в организации, как правило, представлена многообразная. Поэтому оценку надо проводить по направлениям деятельности и по должностям. Например, стратегическая компетенция соответствует высшим менеджерам. Она охватывает понимание стратегических проблем в общем и проблем реальных в организации в частности. Компетенция может быть разделена по уровням на знания, умения и навыки. Компетенция высшего уровня должна включать навык творческого решения стратегических проблем.

В данной работе кратко рассмотрена концепция развития конкурентных способностей организации. Она включает содержание организационных способностей, их состав, истоки (компетенции), пути развития способностей и подход к их оценке.

Требуется проведение дальнейших исследований по расшифровке процессов и механизмов развития организационных способностей.

Практические менеджеры в РФ к сожалению имеют недостаточную профессиональную подготовку. По нашим оценкам, только около 20 % менеджеров имеют дипломы высшего образования по менеджменту. Еще около 20 % имеют сертификаты курсов по менеджменту. Таким образом, при решении вопросов стратегического развития организации в условиях международной конкуренцииотечественные менеджеры заметно уступают иностранным в профессиональной подготовке.

Обучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20 % потребности.

Россия отстает от развитых стран и по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное. Многое студентам дается из книг и сугубо теоретического материала, тогда как на работе выпускникам приходится решать практические проблемы. Недостаток практических навыков и нехватка современных зарубежных материалов объясняется трудностями всей системы образования в РФ. Профессора, доценты и преподаватели мало участвуют в управленческих исследованиях, в которых осваивается практика Российских предприятий. Существует также проблема нехватки учебников, специальных журналов и книг по менеджменту. Сейчас в России издательский бум. Переводят на русский язык самые современные книги по менеджменту, но они не попадают в библиотеки и к студентам, по причине нехватки финансовых ресурсов.

Проблемы развития менеджмента в РФ при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

Bhatt G. D. A resource-based perspective of developing organizational capabilities for business transformation// Knowledge and process management. 2000., V. 7., N. 2, pp. 119-129

Prahalad C.K., Hamel G. The core competence of the corporation// Harvard Business review. 1990, V. 68, No. 3, pp. 79-91

Управление предприятием в условиях глобализации экономики: проблемы и пути совершенствования

MANAGEMENT by ENTERPRISE In the conditions of GLOBALIZATION of ECONOMY: PROBLEMS And WAYS of PERFECTION

Полянский Семен Яковлевич

доктор экономических наук,

Заведующий кафедрой финансы и кредит

Московский университет им. С.Ю. Витте,

филиал в г. Рязани

Степанов Александр Аннаярович

доктор экономических наук,

профессор кафедры менеджмента и маркетинга

Московского университета им. С.Ю. Витте

S. Polyanskiy

The Doctor of Economics,

Managing chair the finance and the credit

The Moscow university of S.JU.Vitte,

Branch in Ryazan

A. Stepanov

The Doctor of Economics,

The professor of chair of management and marketing

The Moscow university of S.JU.Vitte

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние управления предприятием, выявляются проблемы, возникшие в условиях глобализации экономики и ужесточения конкуренции по всему рыночному спектру, предлагаются пути его совершенствования.

Ключевые слова: управление, глобализация, международная торговля, транснациональные корпорации, финансовый менеджмент.

Annotation

In article the current state of operation of business is considered, the problems which have arisen in the conditions of globalization of economy and toughening of a competition on all market spectrum come to light, ways of its perfection are offered.

Keywords: management, globalization, international trade, multinational corporations, financial management.

Экономика России в последнее десятилетие активными темпами втягивается в общемировой процесс глобализации хозяйственных связей, который в ближайшей и обозримой перспективе будет определять основные принципы политики любого государства.

В большинстве публикаций и официальных документах международных организаций процесс глобализации определяется как «существенное возрастание объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков при их растущей взаимосвязи». (1).

Процесс глобализации экономики в отличие от своего прародителя международной торговли заключается в том, что в первом случае национальные корпорации одних стран реализуют в собственных экономических интересах сравнительные преимущества производства других стран, превращаясь тем самым в транснациональные корпорации. Во втором случае, в условиях международной торговли сравнительные преимущества каждая страна превращает в конкурентные преимущества индивидуальных, имея при этом собственную выгоду от международной торговли. (2).

Нормой в международных отношениях в современном мире становится жесткая, безжалостная конкуренция за рынки сбыта, за обладание сырьевыми природными ресурсами, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. Все виды деятельности становятся более глобальными, так как размываются понятия географических границ, ускоряются темпы научно-технического прогресса и возрастает его роль как фактора конкурентной борьбы, повышаются требования потребителя к качеству всех видов деятельности товаропроизводителя и предприятий, оказывающих услуги.

Если ставить перед собой цель победы в жесткой конкурентной борьбе, то одним из актуальных направлений институциональных преобразований в сфере экономики России является ее адаптация к изменяющейся внешней среде функционирования, повышения устойчивости, ресурсо-экономичности и экологичности.

Недостаточно будет больше работать, чем ранее. Победителями окажутся те, кто сможет организовать деятельность предприятия, нацеливающую весь коллектив на обслуживание потребителей его продукции и услуг.

Взаимосвязи предприятия с заказчиками и другими организациями должны быть подчинены только двум целям – обеспечение требований потребителя и завоевание рынка.

Отсюда, одной из первоочередных организационно-экономических задач России является, по нашему мнению, трансформация старой, столетней давности системы управления предприятием с жесткими формальными правилами, процедурами и полномочиями, которая до настоящего времени применяется в большинстве предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, производящих товары, а также в предприятиях, оказывающих услуги, и замена ее на управление предпринимательского, менеджерского типа. Парадигма управления сложившаяся в период стабильного развития перестает работать и экономический кризис превращается в кризис управления. Роль управления в ближайшей и отдаленной перспективе будет состоять не в том, чтобы стоять на вершине иерархической пирамиды и командовать «сверху», а управлять делом фирмы, конкретного предприятия, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность перед коллективом, обществом в целом за их результат.

Победителями окажутся те фирмы, предприятия и организации, где не только будут бояться быстрых темпов изменений, но где будут с удовольствием стимулировать их развитие.

Но это возможно только при том условии, если будет повышаться роль интеллектуализации трудовой деятельности менеджеров и всего трудового коллектива, т.е. повышаться уровень знаний, навыков, квалификации и нравственного состояния. Квалифицированный рабочий представляет собой важнейший ресурс производительности труда и прорывных технологий. Известно, что одну и ту же технологическую операцию квалифицированный и малоквалифицированный рабочий проводят на разном качественном уровне, что в итоге по-разному сказывается не только на продуктивности производства, но и на экономическом состоянии предприятия в целом. Отсюда без повышения квалификации, технологической дисциплины и нравственного воспитания конкретных исполнителей производственного процесса невозможно преодолеть бесхозяйственность и добиться максимума отдачи вложенного капитала.

В современных условиях глобализации экономики перед предприятием любого вида хозяйственной деятельности на повестку дня выдвигается первоочередная задача непрерывного обучения всех сотрудников на различных иерархических уровнях. Ежегодные затраты на обучение и повышение квалификации должны рассматриваться не как дорогостоящие расходы, а как средство повышения эффективности деятельности предприятия. Непрерывное обучение позволит каждому работнику находить лучшие решения возникающих задач.

Второй, не менее важной задачей является совершенствование системы управления персоналом на предприятии.

За последние годы на большинстве предприятий особенно в сфере коммерческой финансовой и консалтинговой деятельности, в сфере услуг идет процесс вытеснения с рынка труда людей возраста 40 лет и старше и формируется одновозрастной коллектив со своими корпоративными интересами. Данным персоналом легче манипулировать. Им далеко до пенсии, зарплата в конвертах, при минимуме социальных гарантий, пока устраивает всех, а прежде всего, работодателей.

С другой стороны, на многих предприятиях, занимающихся производственной деятельностью, особенно на крупных предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, где условия труда мало привлекательны для молодого поколения персонал сформирован в основном из людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Исследования показывают, что и тот и другой принцип формирования персонала не имеют перспективы, становятся опасными для экономики государства в целом. Настало время выработки на государственном уровне кадровой политики, в основу которой должен быть положен принцип оптимального соотношения кадровых и молодых работников с полными социальными гарантиями. Персонал, состоящий из работников разных возрастов является более жизнеспособным, нравственно здоровым, высокопроизводительным коллективом, способствует тому, что опыт и квалификация людей старшей возрастной группы со временем становится достоянием молодого поколения в овладении профессиональным мастерством.

Должна возрастать роль и значение финансового менеджмента в деле управления финансовыми потоками и формирования их положительного баланса. Деньги становятся самым дорогим и самым ограниченным ресурсом предприятия.

Особым видом производственного ресурса предприятия являются прошедшие производственную проверку научные разработки. Проблема устойчивого развития предприятия не может быть разрешена в условиях научно-технической революции, охватившей все страны мира, вне использования разработанных наукой в области экономики, организации и управления новейших отечественных технологий, которые определяют уровень производительности труда, энергозатрат, материалоемкости и в целом уровень жизни населения.

Однако, следует признать, что данный нематериальный производственный ресурс остается порка мало востребованным. И дело здесь не только в состоянии экономики. Дело в восприимчивости руководителей и специалистов к нововведениям и неэффективности еще существующей системы внедрения достижений науки. В рыночной экономике не существует внедрения новейших достижений, в привычном нам понятии. Просто идет естественная смена технологий. В противном случае выжить в жесткой конкурентной борьбе невозможно. А это требует, прежде всего, знаний, чего, к сожалению, порой не хватает и является одной из причин того, что эволюционная смена технологий не стала еще нормой жизни аппарата управления предприятием.

Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе, имеющей исключительно важное значение в трансформации системы управления и адаптации ее к жестким конкурентным условиям.

Мониторинг экономической, финансовой и хозяйственной деятельности предприятий Рязанской области, проведенный за последние 3 года показал, что быстрый экономический рост многих из них вовсе не связан с дополнительным вовлечением в актив баланса материальных ресурсов, а основан, прежде всего, на более высоком уровне предпринимательства. Наличие у предприятия таких нематериальных антикризисных инструментов, каковыми является производственно-финансовый план, внутрихозяйственный коммерческий расчет, рычаги контроля за результатами хозяйственной деятельности устанавливают ему целевые ориентиры на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу и определяют процедуру контроля за их достижением в процессе трансформации цели в реальный план действий.

Многие руководители и специалисты предприятий, особенно аграрной сферы, считают, что в быстро меняющемся мире переходного периода мало опорных точек для планирования. Они утверждают, что и цены, и доступность ресурсов окружены настолько большой неопределенностью, не говоря уже об ожидаемых результатах продуктивности, что доверять прогнозам и планам нельзя и в большинстве своем перевели функционирование хозяйств в режим «экономического хаоса». Хотя попытка заглянуть в будущее чревата трудностями, ценность планирования в условиях рынка, тем не менее, очень велика. Планирование представляет собой сознательное направление энергии коллектива для достижения определенной разумной цели. Всякая хозяйственная жизнь складывается из множества отдельных операций хозяйствующего субъекта, которые определяются мотивами коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования, а всякая экономическая деятельность по своей природе стремится получить большее за меньшее, стремится к реализации положительных ценностных разностей. Отсюда фактически в мире никогда не существовало и не существует беспланового хозяйства. Каждое хозяйство обязательно включает в себя план, как важнейшую часть управленческой деятельности, которая предусматривает организацию рационального использования основных элементов производства – земли, труда и капитала с тем, чтобы в будущем, в результате производственной деятельности создавалось большое количество экономических благ и чтобы производственная деятельность совпадала с целями и задачами хозяйствующего субъекта. В условиях глобализации механизма хозяйствования, значение плана многократно возрастает, поскольку в условиях социалистической системы значительное большинство промышленных предприятий, особенно оборонной промышленности, работали за «мощным щитом» государственной поддержки и редко задумывались над проблемой самоокупаемости.

Наличие бизнес-плана, коммерческого расчета и других инструментов экономического механизма хозяйствования само по себе не устраняет причин бесхозяйственности. Важная роль здесь принадлежит руководителю предприятия, лидерам внутрихозяйственных хозрасчетных формирований (один в поле не воин), их регулятивным, организационным и контрольно-исполнительным функциям. Провести в действие план, коммерческий расчет, оживить хозяйственный и экономический механизм, с приданием ему нового качества, сможет только команда высокопрофессиональных управленцев единомышленников, социально, морально и интеллектуально ответственных руководителей перед обществом, коллективом, людьми, которые вверили им право управлять собой.

Итак, какую бы форму хозяйствования мы не приняли, какая бы форма собственности на землю и основные средства производства не существовала, в каких бы политических и социально-экономических условиях не вели хозяйственную деятельность, в основе всякого хозяйствующего субъекта должна лежать рациональность, которое есть то, в коем ничего не делается без обладания суммой знаний, без обдуманного расчета и соображения. Все дело и теперь, и как это было в дореформенный и более ранние периоды, и как будет всегда – именно в осмыслении ведения хозяйства. В противном случае вкладывать в хозяйство какие-либо средства бессмысленно и оставлять его в таком прозябании слишком накладно как для государства, всего общества, так и для самого коллектива.

Литература:

  1. Мировая экономика и международные отношения. -1996. № 12 – с.93.
  2. Костяев А.И. Глобализация экономики и проблемы развития АПК России.//Материалы научно-практической конференции. С.-Петербург. Пушкин, 2002.
  3. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. 2-е Издание. М:, Проспект, 2004.
  4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала (Опыт лучших промышленных фирм США. Японии и стран Западной Европы). М:, М.П. Сувенир, 1993.
  5. Полянский С.Я. Организационно-экономические аспекты формирования эффективной системы управления сельскохозяйственными предприятиями. //Тезисы доклада на международной научно-практической конференции. «Наука и инновации агропромышленного комплекса». г. Кемерово, 16-19 октября 2007 года

Глобализация представляет собой социальный процесс, в ходе которого стираются границы социальных и культурных систем, процесс превращения мира в единое целое. Суть глобализации – открытость границ для торговых и финансовых потоков. Приверженцы глобализации видят основное ее преимущество в усилении плодотворной конкуренции, не ограниченной протекционистскими рамками в условиях глобального разделения труда.

Развитие глобализации и укрупнение транснациональных корпораций приводит к изменениям в способах, методах и приемах управления ими, к переходу от классического менеджмента к понятию системный менеджмент.

Менеджмент как наука представляет собой организацию деятельности социальной системы для достижения заданных целей. Менеджмент как искусство подразумевает: искусство постановки цели, организации работы и потом оценивании результативности. Менеджмент как процесс руководства человеческими ресурсами означает, прежде всего, достижение эффекта синергии. Согласно традиционным взглядам, чем более интегрирован мир, тем более он однороден.

В условиях глобализации компания может быть и крупной, и маленькой одновременно. У действующих исключительно на национальном уровне компаний мало шансов для успешной деятельности, так как правительства снимают законодательные ограничения, а стоимость передвижений и информации быстро снижается. Компаниям необходимо иметь глубокие корни и на местном уровне, так как рынки продолжают колебаться.

В крупных корпорациях функции менеджмента систематизированы, разделены между подразделениями и зачастую территориально разрознены. Роль среднего и низшего звена управления сводится лишь к промежуточному контролю выполнения сотрудниками данной организации установленных высшим руководством планов. Само содержание функций менеджмента значительно изменилось. Например, функция стимулирования приобрела вид морально-психологического давления на сотрудников. Зачастую происходит скрытая подмена личных интересов работников корпоративными. Однако в большинстве случаев личные интересы не совпадают, а иногда даже противопоставлены интересам корпораций. Это может негативно сказывается на психическом здоровье людей и моральном климате в коллективе. Функция контроля в крупных предприятиях разделена по уровням и подразделениям, однако, в действительности контроль осуществляют не менеджеры компании, а так называемые “корпоративные принципы”- установленным порядком работы, взаимоотношений, поведения. То есть работники подчиняются неким установленным принципам, а не влиянию менеджеров. Реальным контролем в глобализированной организации не обладает даже высшее руководство, поскольку даже оно не может изменить традиционные цели и принципы работы организации. Одним из немногих преимуществ высшего руководства является неограниченный доступ к внутренней информации и возможность мониторинга всего бизнес процесса.

Существует необходимость более высокой адаптивности менеджеров всех уровней к изменениям, связанным с ростом компании, создают потребность в системе образования нового типа. Такой, которая бы предусматривала развитие способностей людей к внутренним изменениям и совершенствованию. Те, кто стремится быть лидером в глобальном контексте, больше не могут себе позволить остановиться в рамках какой-то роли, функции или способа действия. Человек превращается в точку отсчета: приобретая специфические знания относительно инструментов и технологий, подчиняя их своей цели, он получает способность контролировать стратегию, результат и процесс его достижения. А значит, в ближайшем будущем люди будут различаться не только по уровню материального благосостояния или количеству и качеству образования, но и по тому, насколько эффективно используются их знания для продвижения к цели.
Компании испытывают острый дефицит высококвалифицированного персонала на всех уровнях - knowledge workers («свободные профессионалы»), которые значительно дороже. Подсчитано, что финансовые убытки, связанные с отсутствием у менеджмента необходимых знаний, уже сегодня в Европе составляют порядка 6 тыс. евро в год на каждого сотрудника. Эта проблема известна под названием «дефицит знаний» - knowledge deficit. В попытке ее решения менеджмент компаний часто прибегает к новым технологическим проектам или переманиванию сотрудников из других компаний. К сожалению, результаты часто не оправдывают надежд. Более половины проектов по внедрению новых информационных технологий терпят крах в первые два года работы. Из оставшейся половины менее 50% способны в разумные сроки окупить первоначальные вложения. Основная проблема в том, что эти проекты запускаются без учета человеческого фактора. Иными словами, все надежды возлагаются на технологические инструменты.

Одно из возможных решений проблем в менеджменте, вызванных глобализацией, - это так называемый «мультикультурный интернационал», то есть космополитический конгломерат, достаточно разнородный для удовлетворения местных запросов, но и в достаточной степени объединенный, чтобы достигать большего, чем сумма его частей (т.е. другими словами эффект синтеза). На сегодняшний день под конгломератом понимают юридическое лицо, или холдинг, в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам, а также многопрофильным компаниям. Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах. Впервые метод «мультикультурного интернационала» (ММИ) предложил и использовал Перси Барневик - глава электротехнического гиганта «АББ - Асеа Браун Бовери».

В рамках ММИ можно говорить о следующих способах решения данных проблем, связанных с глобализацией:

Ввести английский язык как официальный язык компании, даже, несмотря на то, что большая часть служащих компании не являются носителями данного языка;

Сокращать штат компании в тех странах, где затраты по производству максимальны;

Уделять особое внимание пониманию национальных особенностей других стран;

Тщательно отбирать персонал, в особенности менеджерам компании (способность быстро осваиваться в новой ситуации, готовности их семей быстро и часто переезжать с места на место);

Обучать персонал;

Поддерживать информационную систему компании, к которой есть доступ у каждого сотрудника (рассылать сводные таблицы с показателями отдельных филиалов компании, что заставляет представительства с худшими показателями извлекать положительные уроки из опыта других);

Поддерживать корпоративное единство.

Вышеперечисленные способы служат для создания, поддержания и развития «мультикультурного интернационала». В этой связи законен вопрос: «Что не дает проводить данные меры без ММИ?». Проведение данных мер комплексно приводит к созданию космополитического конгломерата, и дает иллюстрацию эффективности применения синтеза. Осуществление этих мер по отдельности не дает больших результатов и редко себя окупают. С другой стороны проведение комплексного внедрения тоже может не дать нужного результата, если стратегия компании не содержит в себе целей направленных на вывод организации на мировую арену.

Глобализация оказывает на менеджмент большое влияние. В частности:

Переход от классического менеджмента к понятию системный менеджмента;

В системном менеджменте функции менеджмента разделены между подразделениями и территориально разрознены;

В условиях глобализации корпорации становятся больше, в связи с чем менеджмент становится критически многоуровневым, т.е. ранее руководители большинства компаний не сталкивались с таким
большим количеством уровней менеджмента в своих организациях;

Менеджмент становится более универсальным и адаптационным одновременно в рамках одной компании (глобальные цели компании, миссия являются одинаковыми для всех уровней компании во всех регионах, но адаптация и внедрение их в каждой отдельной стране или регионе производится в зависимости от культурных, социальных религиозных и других особенностей данной страны);

Менеджмент стал более гибким;

Менеджмент обретает новую функцию развития персонала;

Главным образом поменялось (или в некоторых странах еще меняется) отношение к сотрудникам компании. Если раньше от сотрудников требовали определенных качеств и подбирали сотрудников по определенным качествам, то сейчас менеджеры крупных корпораций стремятся сверх этих качеств использовать весь потенциал сотрудника, в том числе учитывая его культурные, социальные и иные особенности.

Только дальнейшее развитие менеджмента, как науки, сможет открыть в будущем новые, более совершенные принципы, методы и способы управления социумами и глобальными объединениями.

Рогожникова Татьяна