Философовы. Дмитрий философов Дягилев – Мясин – Вера Кларк

Дмитрий Владимирович Философов (26 марта (7 апреля) 1872, Санкт-Петербург - 4 августа 1940, Отвоцк (Отводск), Польша) - русский публицист, художественный и литературный критик, религиозно-общественный и политический деятель.

Семья

Д. В. Философов происходит из старинного дворянского рода. Отец В. Д. Философов (1820-1894) был ближайшим помощником военного министра Д. А. Милютина в реформировании русской армии, в 1861-1881 годах - главный военный прокурор и начальник Военно-судебного управления, с 1881 года - член Государственного совета. Мать Анна Павловна Философова, урождённая Дягилева, - литератор, видная деятельница женского движения в России, одна из учредительниц высших женских учебных заведений, организатор благотворительных обществ. Таким образом С. П. Дягилев приходился Философову двоюродным братом.

Ранние годы

Дмитрий Философов окончил частную гимназию К. Мая в 1890 году. Ещё в гимназии интерес к искусству и стремление к самообразованию сблизили его с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, В. Ф. Нувелем. По окончании юридического факультета Петербургского университета в 1895 году Философов стажировался в Гейдельбергском университете. Затем - служил в Кодификационном отделении при Государственном совете, с 1898 года - в петербургской императорской Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека). С 1897 года он начал заниматься журналистской деятельностью, печатался в журналах «Северный вестник», «Образование», «Трудовая помощь», «Журнале Министерства юстиции».

«Мир искусства»

Д. Философов был редактором литературного отдела журнала «Мир искусства» (1898-1904), позже занял должность руководителя отдела художественной критики. В конце 1890-х годов Философов сблизился с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, став на многие годы их другом и соратником.

Вместе с Д. С. Мережковским, В. В. Розановым и В. А. Тернавцевым Философов стал одним из организаторов Религиозно-философских собраний в Петербурге. Вместе с Мережковским был инициатором журнала «Новый путь» (1903-1904), где был постоянным автором и, в последний год издания, его редактором. С 1906 по 1908 Философов жил с четой Мережковских в Париже. По возвращении в Россию - сотрудничал в газетах и журналах «Слово», «Речь», «Русская мысль» и др., был секретарем (1908), затем председателем (1909-1912) и товарищем председателя (1912-1917) Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге (Петрограде).

Эмиграция

В 1918-1919 годах Д. В. Философов работал в Публичной библиотеке, принимал участие в деятельности Политического Красного Креста. В декабре 1919 года с Мережковским, Гиппиус и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях он выбрался из Петрограда. Беглецы пересекли польско-большевистский фронт в районе Жлобина и в середине января 1920 года добрались до Минска. Проведя ряд лекций и литературных вечеров, в конце февраля они прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Мережковский и Гиппиус, разочарованные в Польше, заключившей с большевиками мирный договор, уехали в Париж. Философов, сблизившийся с Б. В. Савинковым, остался в Польше для продолжения борьбы с большевизмом.

Философов был товарищем председателя Русского политического комитета, Народного союза защиты родины и свободы, советником Юзефа Пилсудского по русско-украинскому вопросу (1921). Он редактировал выходившие в Варшаве газеты «Свобода» (1920-1921), «За свободу!» (1921-1932), «Молва» (1932-1934); был соредактором варшавско-парижского журнала «Меч», преобразованного из-за разногласий с Мережковским и Гиппиус в варшавскую газету (1934-1939). Сотрудничал с литературной группой «Таверна поэтов». Был одним из руководителей варшавского «Литературного содружества», его почётным председателем; основатель и руководитель закрытого русско-польского литературного клуба «Домик в Коломне» (1934-1936).

Дмитрий Философов. 1897. Худ. Лев Бакст

В истории немало персонажей, чьи имена всегда упоминаются лишь как дополнение к рассказу о выдающихся ее представителях. Имя критика и общественного деятеля начала ХХ века Дмитрия Владимировича Философова (1872 - 1940) принадлежит к подобному кругу спутников ярких исторических личностей. Но на самом деле он был одним из трех, членом союза равных - Гиппиус, Мережковского и Философова. Рискнем предположить, что третьим он стал лишь потому, что штамп в паспортах стоял все-таки у Мережковского с Гиппиус, да и к критике как к жанру, в котором работал Философов, до сих пор относятся с некоторым пренебрежением. Но, создавая воцерковленную триединую семью, они, конечно же, стремились к уникальному равенству во всепроникающей любви друг к другу через прикосновение к Божественному.

Единственное, чем, возможно, выделялся Философов в этом тройственном союзе, так это своей более выраженной гомосексуальностью.

Дмитрий Философов происходит из древнего русского рода, корни которого восходят ко временам князя Владимира Красно Солнышко. Его отец - высокопоставленный царский чиновник - сенатор, член Государственного Совета, одно время военный прокурор России. Матушка - Анна Павловна, урожденная Дягилева. Это о ней писал Блок в отрывке "Возмездие": "Кто с Анной Павловной был связан, - всяк поменет ее добром... // Вмещал немало молодежи ее общественный салон...".

Дима был самым младшим, кажется, девятым по счету в большой семье. Он пользовался всеобщим вниманием и лаской.

В гимназии завязалась тесная дружба у троицы (как будто сложности триединой семьи были написаны Философову на роду) - Кости Сомова, Валички Нувеля и Димы Философова. С каждым из гимназических товарищей случится у Философова роман. И первый - с Сомовым - начался еще на учебной скамье, но был разбит явившимся в Москву из Пензы продолжать образование Сережей Дягилевым - тем самым, создавшим славу русскому балету.

Дмитрий Философов. 1898. Худ. Валентин Серов

В 1899 году Дягилев возглавил журнал "Мир искусства". Всю организационную и литературную редакторскую работу взял на себя Философов. Вот тогда Зинаида Гиппиус и начинает присматриваться к Дмитрию Владимировичу.

Пока "педерастия" в качестве "сексуальной специализации" кажется Гиппиус "извращением, смешным даже для зверей...". "Манерный, женственный v. Gloeden с чуть располневшими бедрами, для которого женщины не существует - разве это не то же самое, только сортом ниже, - что какой-нибудь молодой, уже лысеющий от излишеств, офицер, для которого мужчины не существуют? Какая узость! Я почти понять этого не могу, для меня может ожить в сладострастии равно всякое разумное существо", - запишет она сумбурно в дневнике в августе 1899 года, размышляя о бороне фон Глодене, авторе серии фотографий, на которых запечатлены обнаженные мальчики. И отметит, что ее выбор в другом: "Меня равно влечет ко всем Божьим существам - когда влечет..."

Или такие почти гомофобные по нынешним временам заметки: "Педерасты очень довольны своей зачерствелой коркой и думают, что они ужасно утонченны и новы! Бедные! Жаль, что они здоровье портят, а то бы им дать женщину, авось бы увидали, что физически это шаг вперед. Но к чему рассуждения! Да я и не осуждаю. Надо все пережить. Только надо помнить, что переживаешь, и перейти через это".

Итак, отказавшись от "узкой специализации", Гиппиус вдруг начинает искать женственное в мужчинах. "Мне это нравится, с внешней стороны я люблю иногда педерастов (Gloeden стар и комично изломан). Мне нравится тут обман возможности: как бы намек на двуполость, он кажется и женщиной, и мужчиной. Это мне ужасно близко".

Гиппиус поняла, что испытывает некоторую тягу к гомосексуалам - в них "очень приятно влюбиться". Она разглядывает одного из любовников Глодена, некого 24-летнего Briguet, но, может быть, не любит, а жалеет...

С жалости начинается и первое чувство к Философову: "Жалко и Диму, который в такой тесной теме... Не могу ему помочь, он меня не любит и опасается". Присматриваясь к Философову в марте 1901 года, она записывает в дневник свое признание в любви к Дмитрию и выбирает его в качестве третьего для задуманной уже "новой церкви", которая даст их тройственной любви "оправдание".

Слова и жизнь. Литературные споры новейшего времени (1901 - 1908 гг.). СПб., 1909

В то самое время в Петербурге в "доме Мурузи" у Гиппиус и Мережковского начинают проходить собрания, давшие начало Русскому религиозному обществу. Дмитрий Философов посещает их не часто, а если и появляется, то на пару с Вальтером Нувелем. Гиппиус не догадывается пока, что Нувель не просто друг, но и соперник. Главная тема собраний - "нерешенная загадка пола" и поиск "Бога для оправдания пола".

Гиппиус внимательно изучает Философова, прислушивается к любым его высказываниям, ищет тем для бесед. Позже Философов признается, что понимал и чувствовал особое участие Гиппиус к своей персоне и сознательно избегал его. Тем временем концепция, которая позволила бы Мережковским создать триединую семью, в целом теоретически оформилась.

Загадку пола Гиппиус решает через любовь к Христу. "Христос - решенная загадка пола. Через влюбленность в Него - свята и ясна влюбленность в человека, в мир, в людей..." И поскольку существующая церковь "не может от строения своего удовлетворить ни нас, ни людей, нам близких по времени", Гиппиус и Мережковский принимаются за строительство новой церкви. Третьим окончательно избран Философов. Единственной альтернативой ему был Василий Васильевич Розанов (в будущем автор "Людей лунного света"), но он оказался слишком самостоятельной и весомой фигурой, поэтому отношения его с Гиппиус и Мережковским довольно быстро расстроились, - он был изгнан из их круга и религиозного общества.

Однако тут раскрылась привязанность к Философову Вальтера Нувеля, появляется четвертый - лишний. Нувель пришел к Гиппиус и сказал откровенно: "Вы не Бога ищете, а Философова, потому что у вас к нему личное влечение". Гиппиус, не сомневаясь уже в абсолютной гомосексуальности Философова, все же надеялась, что Круг триединой семьи сможет объединить ее влечение к двум из этого Круга.

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов и Дмитрий Мережковский

В Великий Четверг 29 марта 1901 года ночью часа три в "доме Мурузи" Философов, Гиппиус, Мережковский совершили обряд, сопровождаемый молитвами перед образами, за столом, украшенном цветами и фруктами. Они пили вино из одной церковной чаши, вкушали хлеб, пропитанный вином, как кровью Господней, трижды менялись нательными крестами, целовали друг друга крестообразно, читали Евангелие. И так три раза.

Но Гиппиус замечала, что Философов испытывает к Мережковскому какое-то чувство "брезгливости" - это касалось возможной половой близости. Одновременно Мережковский и Философов хотели единого "полового круга", и Гиппиус как будто смирилась с тем, что иной семьи, кроме бесполой, появиться не может.

Тем временем Вальтер Нувель, все еще влюбленный в Диму, поведал ему истинные причины выбора Философова в качестве третьего - желание интимной близости со стороны Гиппиус, которой, напомним, особенно нравились женственные мужчины. Вскоре после совершения обряда Философов стал избегать Гиппиус и Мережковского. Гиппиус - наивная - полагала, что причина не в ней, а в стыдливости Фолософова, боявшегося вступить с Дмитрием Сергеевичем Мережковским в "половой круг".

Нувель, уверовавший в то, что он должен "спасти" Философова, что в этом его "призвание", рассказывает об обряде Дягилеву... Гиппиус надеется повторить обряд спустя год. Для совместной молитвы шьются специальные одежды, готовятся хлебá, церковное вино, цветы. Но в назначенное время Философов не появляется. Дягилев, к которому Дима вновь "приник", увозит своего возлюбленного за границу... Там и произошла размолвка. Тот же Нувель наябедничал, желая заполучить Философова любыми способами, что Дмитрий Владимирович провел уже несколько приятных часов с новым секретарем Сергея Павловича польским студентиком Виком. Дягилев выставил Философова с громким скандалом.


Ex Libris Дмитрия Философова. Otium cum dignitate (лат.) - отдых с достоинством, отдых с почетом

Прошло два года. Когда в апреле 1903 Синод запретил религиозно-философские собрания, Мережковский и Гиппиус замыслили издавать журнал "Новый путь" и, конечно же, пригласили Философова. Он согласился стать редактором.

В 1906 году они уехали за границу. Пятнадцать лет прожили "вместе, втроем". "Стыдливость" между Мережковским и Философовым почти рассеялась. Из Европы Философов ругал Горького (его блестящую критику не могли простить Советы), спорил с Михаилом Кузминым и его "Крыльями". Дмитрий Владимирович полагал, что "своя" гомосексуальная тема "трагична по преимуществу", а Михаил Алексеевич все страдания превратил в "повесть о том, как легко и безмятежно блудодействуют аномальные люди".

Каждой весной в Великий Четверг они повторяли обряд, положивший начало их Церкви. Так было и 14 марта 1911 года в Париже, когда Зинаида причащала Диму, а Дмитрий - Зинаиду, А Дима - Дмитрия.

Но к 1913 году отношения обострятся - Дима все-таки чувствует себя третьим и тяготится семейной жизнью Гиппиус и Мережковского. К тому же разделились политические взгляды: Философов - за войну с Германией, а Гиппиус с Мережковским - за мир.

Октябрьский переворот, погромы, большевики, расстреливающие больных министров временного правительства в лечебницах, арестованное Учредительное собрание - Философов встретит все это вместе с Мережковскими. Робкие попытки принять советскую власть... Побег в январе 1920 года через польскую границу, лишения эмиграции в Минске, потом в Варшаве.

В Польше они впервые за 15 лет поселились отдельно. Еще в России Философов впал в странное оцепенение. Гиппиус уверяет, что Мережковский едва ли не силой увез его - "он был инертен и безучастен при озлоблении".

Дмитрий Философов на склоне лет. 1930-е

Русская эмиграция жила надеждами на борьбу с большевиками. Террорист Борис Савинков (1879-1925), формировавший русский отряд на польские деньги, предложил Философову быть его помощником. Тот, не смотря на сопротивление Гиппиус и Мережковского, согласился. Зинаида Николаевна, подозревавшая в причинах столь быстрого согласия Дмитрия Владимировича какой-то интимный момент, возненавидела Савинкова...

Что бы ни говорили об именах второстепенных, чья судьба - лишь сопутствовать славе других, последние двадцать лет своей жизни Дмитрий Владимирович Философов провел как вполне самостоятельная общественно-политическая фигура. Он стал одним из лидеров русской эмиграции в Польше. Сподвижник Савинкова. Редактор газет "Свобода" (1920 - 1921), "За свободу!" (1921 - 1932), "Молва" (1932 - 1934), редактор журнала, впоследствии газеты "Меч" (1934 - 1939). Почетный председатель варшавского "Литературного содружества", основатель литературного клуба "Домик в Коломне" (1934 - 1936).

Он умер в августе 1940 года. Гиппиус, не простившая ему измены, но все еще любившая его, записала в дневнике: "...где ты скитаешься, мой весный, мой верный тому, чему нельзя не быть верным".

Дмитрий Философов, воспринимая гомосексуальность как "трагедию пола", вместе с Гиппиус и Мережковскими предпринял грандиозную попытку решить "проблему пола" в сфере духа. ...Правда, триединая семья, основой которой должен был стать "бесполый круг" троих, полюбивших друг друга через Христа, разбилась о житейские страсти и интимный эгоизм ее участников и окружения.

  • Гиппиус З. Дневники. В 2 т. М., 1999
  • Философов Д. В. Слова и жизнь. Литературные споры новейшего времени (1901-1908). СПб., 1909

ФИЛОСОФОВЫ - дворянский род, имел свои корни в России с 10 века. По преданию, родоначальник рода Марк Христофорос Македонин появился на Руси в 10 веке вместе с византийским посольством при Владимире Святославовиче (Крестителе). Есть сведения, что при царе Иване Грозном (16 век) потомки Марка Македонина Философова составляли семнадцатое, а к началу 18 века - двадцать второе колено.

Многие из рода Философовых оставили заметный след в истории России. Имение Философовых на Псковщине в селе Бежаницы (ныне посёлок городского типа Бежаницы) было известно со времён императора Петра I. Его владелец Дмитрий Николаевич Философов (1789-1862) остался в памяти людей как деспотичный барин - крепостник и повеса. Встречавшийся с ним в Богдановском (ныне в Бежаницком районе) во время ссылки в село Михайловское в 1824 - 1826 годах поэт А.С.Пушкин нарисовал его в образе помещика Троекурова в своей повести «Дубровский». Д.Н.Философов имел трёх сыновей - от первого брака Александра и Николая, от второго - Владимира. Старший сын Александр стал владельцем близлежащего села Усадище (ныне в Бежаницком районе Псковской области), а Владимир - владельцем Богдановского. Оба служили в Санкт-Петербурге. Александр был директором департамента внешних сношений министерства внутренних дел, Владимир (1820-1894) - действительным тайным советником, первым Главным военным прокурором русской армии при императоре Александре II, затем членом Государственного Совета. С сыном Николаем, рано умершим, отец долгие годы был в ссоре, лишив его права наследства.

"В щите имеющем голубое поле изображены две шестиугольные золотые звезды, из коих одна вверху, а другая внизу, а посередине их означен серебряный полумесяц вверх. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем Короною. Намет на щите голубой, подложенный серебром.

Предок рода Философовых (как показано в справке разрядного Архива) муж честен воинского чина изученный в богословских науках именем Марко Философ выехал к Благоверному Великому Князю Владимиру Киевскому от пределов Македонских, и Великий Князь посылал его в Сарацины и потому его посольство прииде к Великому Князю четыре Сарацинские Князи и крестися и за то Великий Князь его Марко честно почте, и о сем послании к Сарацинам свидетельствует Степенная книга. Потомки оного Марко Философа Федор Иванов сын Философов при Великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Федоровиче в 1631 и 1632 годах находился в Туле полковым и осадным воеводою и верстан поместным окладом. Равным образом и другие многие сего рода Философовы Российскому Престолу служили дворянские службы в разных чинах и жалованы были от Государей поместьями. Все сие доказывается справкою разрядного Архива". (Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи)

Философов Михаил Михайлович (1732 - 27 сентября 1811) - псковский военный губернатор в 1797 - по 12 марта 1798 года. Происходил из старинного дворянского рода, начало которого относится к 10 веку. Служил унтер - офицером в гвардии. Участвовал в Семилетней войне (1756 - 1763 годы). В 1759 году получил чин полковника за отличие в бою под Франкфуртом-на-Одере. С 1762 года - генерал-майор. Был начальником Сухопутного кадетского корпуса. Боевой генерал, человек разносторонне образованный, М.М.Философов знал военное искусство, математику, в совершенстве владел французским и немецким языками, знал латинский и греческий, мог говорить по-английски и итальянски. По просьбе императрицы Екатерины II преподавал азы математики и военного искусства её сыну, будущему императору Павлу I. Выполнил ряд дипломатических поручений в Пруссии, Париже, Лондоне. В 1764-1774 годах был чрезвычайным посланником и полномочным министром в Дании. Подав в отставку, поселился в своей новоржевской вотчине, занялся хозяйством, чтением книг и литературой. Перевёл с французского «Инструкцию или военное наставление Фридриха короля Прусского его генералитету» , «Пустынника» виконта д"Аленкура. Сочинения и переводы в стихах и прозе М.М.Философова изданы в Москве в 1819 году. Был избран почётным членом общества «Беседа любителей русского слова». В декабре 1797 года император Павел I назначил генерала от инфантерии М.М.Философова псковским военным губернатором. Вступление в новую должность происходило в тревожной обстановке: взбунтовались крестьяне Холмской округи, но генералу удалось без привлечения войск прекратить волнения. Была выявлена основная причина возмущения, которая «состояла в неудовольствии крестьян на помещиков за худое с ними обращение». Император Александр I назначил М.М.Философова членом Государственного Совета. После смерти императора в его кабинете была найдена рукопись без заглавия, даты и подписи. Исследователи установили, что документ подготовлен М.М.Философовым и, как явствует из текста, назван им «Мнение мое касательно внутреннего положения любезного Отечества нашего». Его программа состояла из девяти пунктов, среди них: о соединении всех частей государства воедино, о временных поборах с крестьян и мещан, о пресечении неустройства в хозяйстве Отечества, о положении в России крестьянского быта и о снабжении его (крестьянства) земельными владениями, об иноверцах и иноязычных подданных России, говорилось также о рекрутских наборах, о хлебе и соли, государственных приходах и расходах, устройстве государственных штатных военных сил.

Живя в деревне, в селе Котельне Островского уезда, Философов в письме просил императора разрешить ему "по болезненным припадкам" оставаться в "уединенной и покойной деревенской жизни". В рескрипте Александр I писал: "Зная ревность и усердие ваше к общему благу, не полагаю я определенного срока вашему отсутствию, быв удостоверен, что, как скоро дела государственные потребуют вашего здесь пребывания, то по первому воззванию не умедлите сюда прибыть".

В июне 1811 года М.М. Философов писал министру внутренних дел О.П. Козодавлеву и в Государственный Совет о необходимости создания в Псковской губернии полотняной фабрики для заготовки холста для армии, так как сырьём (льном) для этого губерния обеспечена. Был пожалован орденом Святого Андрея Первозванного (3 февраля 1796 г.).

Философов Дмитрий Николаевич (1789 - 1862) - помещик Новоржевского уезда Бежаницкой волости Псковской губернии, владелец имения Богдановское. В 1834 году наследственно владел 842 мужскими и 888 женскими душами в Псковской, С.-Петербургской и Московской губерниях. Предводитель дворянства Новоржевского уезда. Был связан родственными узами с Елагиными, Чихачевыми, Креницыными, Рокотовыми, Неклюдовыми. Учился в Пажеском корпусе (не окончил по болезни). Ценитель изящного Философов превратил имение Богдановское в «рай земной», разбив вокруг дома парк «версальского» типа со стрижеными боскетами и мраморными скульптурами, вывезенными им из зарубежных стран. Дом был обставлен стильной мебелью. Философов коллекционировал произведения голландского, итальянского и французского искусства. Одним из первых в России стал собирать и отечественное: работы Венецианова и его учеников. Наиболее известны из числа сохранившихся работ из коллекции Д.Н.Философова: «Портрет М.М.Философовой» А.Г. Венецианова (1828, ГТГ), «Портрет Д.Н.Философова» О.А. Кипренского (1826, Ереван), «Мальчик с игрушками» (Портрет В.Д. Философова в детстве. Псковский музей).

Пруды в Богдановском были выкопаны в форме буквы "Ф". Если присмотреться то и сейчас она угадывается.

Философов Владимир Дмитриевич (1820-1894) - первый Главный военный прокурор русской армии, действительный тайный советник. Родился в семье известного псковского помещика Дмитрия Николаевич Философова, имение которого состояло из нескольких деревень. Центральная усадьба - Богдановское - находилась недалеко от Бежаниц Псковской губернии. Здесь В.Д.Философов воспитывался и в течение всей жизни ежегодно, в основном в летний период, проводил время со своей семьёй. В 1881 году оставил пост Главного военного прокурора и был назначен членом Государственного Совета. По собственному плану построил на земле поместья отца свой дом, где бывали его дети и внуки.


В.Д. Философов был похоронен в ноябре 1894 года в фамильном склепе в Бежаницах. Рядом с его могилой в часовне похоронена жена Владимира Дмитриевича - Философова Анна Павловна (1837-1912), урождённая Дягилева. В 1930-е годы склеп был разграблен, а останки Философовых разбросаны. Старший сын В.Д.Философова - Владимир Владимирович был вице-губернатором Псковской губернии. Его внучка Зинаида Александровна Трубецкая, преподавательница русской литературы Монреальского университета (была вывезена родителями в Канаду подростком в 1917 году), в 1984 году побывала в Псковской области на родине своих предков.

Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Картина "Мальчик с игрушками. 1824-1825". Художник Зерцалов В.Т. (1796/1802 - 1845). Холст, масло 87*67. Из новоржевского Дома крестьянина в 1926 г. (ранее - в собрании Философовых).

Изображен Владимир Дмитриевич Философов - сын владельца Богдановского Д.Н.Философова (1789-1862), впоследствии военный прокурор, член Государственного Совета. Был женат на А.П.Дягилевой (1837-1912), известной деятельнице женского движения в России. Сын Владимира Дмитриевича и Анны Павловны Дмитрий Владимирович Философов и его двоюродный брат по лиции матери С.П.Дягилев основали журнал "Мир искусства". Подготовительная работа проходила в имении Богдановское.


Философова Анна Павловна (1837 - 1912) -

прогрессивная общественная деятельница, сторонница женской эмансипации и просвещения, почётный член Международной женской лиги. Жила в соседнем с Бежаницами имении Богдановском, где в 1863 году построила первую в Новоржевском уезде крестьянскую школу, организовала для крестьян медицинскую помощь с бесплатной раздачей лекарств. Последовательница передовых демократических идей 60-х годов 19 века. Переписывалась с писателями И.С.Тургеневым и Ф.М.Достоевским. Имение Богдановское не сохранилось. Семейный склеп Философовых - часовня-усыпальница, сильно перестроенная, - сохранился, однако самого захоронения в усыпальнице нет. В честь А.П.Философовой с 2001 года в первое воскресенье августа празднуется День посёлка Бежаницы.

Философов Дмитрий Владимирович (1872 - 1940) - один из организаторов журнала «Мир искусства», художественный критик, публицист. Внук владельца с.Богдановское Бежаницкой волости Псковской губернии - «любителя изящного» Д.Н.Философова, сын известной общественной деятельницы А.П.Философовой. В сборнике «Старое и новое» оставил интересные воспоминания о Псковской земле (глава «Соседи Пушкина по селу Михайловскому»). Неоднократно и подолгу бывал вместе с двоюродным братом С.П.Дягилевым в Богдановском. Здесь в 1898 ими велись предварительные редакционные споры по изданию журнала «Мир искусства», соредакторами которого они стали. Номер 1 (1898) был целиком сформирован Философовым, впоследствии руководившим литературной частью журнала. После расхождения с С.Дягилевым (1903) вошел в «Триумвират» с Д.Мережковским и 3.Гиппиус, просуществовавший 15 лет. Участник «Религиозно-философских собраний» в Санкт-Петербурге (1901-1903), «Парижских суббот» (1906- 1908).

В 1910-е работали над коллективным сборником «Царь и революция», сблизились с эсерами, особенно со знаменитым Б.Савинковым. После октября 1917 «Триумвират» бежал от большевиков в Варшаву, где Философов и остался. В 1922 году издали коллективный сборник «Царство Антихриста».

"Ах, как им было радостно, сидя в маленьком и уютном вагончике, под мерный стук его колес, смотреть в настежь открытое окно на голубое небо и залитые солнечными лучами ярко-зелёные луга и перелески, речки и озера, маленькие деревеньки с покосившимися плетнями! Дмитрий Философов со своими друзьями - прозаиком Дмитрием Мережковским и поэтессой Зинаидой Гиппиус - в первый раз ехали в его родовое Богдановское на пробном рейсе по только что проложенному железнодорожному пути Дно-Новосокольники.

Июнь 1900 года. Именно тогда завершилось строительство железной дороги на этом отрезке, и люди теперь могли ездить на поездах в Москву и Петербург. Лошадиная эра заканчивалась...

Конечно, не просто было друзьям попасть на этот рабочий поезд - пришлось много походатайствовать, использовать связи. Паровоз резко свистнул и, спотыкаясь, стал шумно тормозить, а затем и совсем остановился, словно во что-то упёрся.

Мальчики, ещё станция - смотрите, вокзал: Чи-ха-чё-во, - нараспев прочитала Зинаида Гиппиус. - Дима, это не то Чихачёво, о котором ты рассказывал?

Ну, конечно, Зиночка, станция названа в честь адмирала Николая Матвеевича Чихачёва, чьё родовое имение Добрывичи совсем рядом, - пояснил Философов, - это его земля..."

Давно это было - более ста лет назад. Тогда вся эта неразлучная «троица» жила в Петербурге и была уже довольно известной в творческих кругах столицы. Но об этом чуть позже, а пока... Стоял жаркий июнь 1900 года и маленький, окутанный дымом паровозик, пыхтя, тащил их в глубинку - в сельцо Богдановское, что стояло у погоста Бежаницы...

Этот факт отмечен документально историками и есть даже снимок того времени, чудом оказавшийся в архивах Петербурга, где запечатлена станция и вокзал «Бежаницы», а на перроне - довольная «троица» в ожидании коляски из Богдановского: в правом углу сидят 3.Гиппиус и Д.Мережковский, рядом стоит Д.Философов. Обратите внимание, как любовно выполнен резными украшениями фасад новенького вокзала. Расположен он был с другой стороны железнодорожных путей, но через три года возвели новый, кирпичный на том месте, где находится нынешний. Сделано это было не ради чьей-то прихоти, а для удобства подъезда со стороны Бежаниц и Новоржева. А у вокзала появилось новое название «Сущёво» - одноимённая большая деревня расположена недалеко от же лезной дороги.

Это был не последний приезд Дмитрия Философова в своё имение. В последний раз он побывал в Богдановском, когда хоронил мать, Анну Павловну, - в марте 1912 года. Не думал он тогда, что не увидит больше Богдановского никогда. Как, впрочем, и любимую Россию, и что остаток жизни ему придётся провести на чужбине.

Логинов, И. Последний владелец Богдановского. / Игорь Логинов //Псковская земля. История в лицах. Дворяне все родня друг другу. - М., 2006. - С.228-235

Усадище, дом Философовых

Д.В.Философов, З.Гиппиус и Д.Мережковский в Усадище.

Философов Владимир Владимирович (3.12.1857, Порховский уезд - ?) - действительный статский советник, кавалер ордена Святого Владимира 4 степени, Святого Станислава 2 и 3 степени, Святой Анны 2 и 3 степени, имел серебряную и бронзовую медали. Псковский губернский предводитель дворянства. Окончил Морской кадетский корпус в 1878 с назначением в 1 флотский экипаж.

В 1881 «уволен от службы за болезнею с чином лейтенанта». Много лет служил в Земском Отделе Российской Империи, занимал пост томского, харьковского, смоленского вице-губернатора. В 1894 избран новоржевским уездным предводителем дворянства, в 1903-1907 - предводителем дворянства Псковской губернии. Был почетным попечителем с. Михайловского и пушкинской колонии.

Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры

Биографический словарь, т. 1-4

(7.04.1872, Петербург - 4.08.1940, курорт Отводск (Краков) Польша), юрист, лит. и худож. критик, публицист, обществ, деятель, в ПБ 1898-1905, 1918-19.


Из старинного дворянского рода. Отец - В. Д. Философов служил по ведомству юстиции, в 1860-70-е - ближайший пом. воен. министра Д. А, Милютина в "реформировании рус. армии. Позднее - гл. воен. прокурор, чл. Гос. совета. Мать - А. П. Философова (урожд. Дягилева)-видная деятельница рос. и междунар. жен. движения, одна из учредительниц высших жен. учеб, заведений в России, организатор благотворит, о-в и к-тов. Семья Ф. была дружна с семьей Стасовых. Дом Ф. был одним из центров худож. и обществ, жизни Петербурга. Широко известна была также близость матери к радикальным кругам. Все это во многом определило жизн. путь Ф. Его детство и юность протекали в столице и родовом имении Богдановском (Псковская губ.). Впечатления от пребывания в Псковском крае нашли позднее отражение в творчестве Ф. (псковское дворянство, его история, Пушкин на Псковщине).

Ф. окончил частную гимназию К. Мая (1890). Любовь к живописи и другим пласт, художествам, стремление к самообразованию сблизили его в гимназии с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым, В. Ф. Нувелем. По окончании гимназии, следуя семейной традиции, он поступил на юрид. фак. Петерб, ун-та (1890). Специализировался в области гос. права у проф. Н. М. Коркунова. Сочинение Ф. "О союзном государстве" отмечено на конкурсе студ. работ (1894). По получении диплома 1-й степени оставлен на каф. гос. права (1895). Стажировался в ун-те Гейдельберга (1896). Занимался в Германии в семинаре государствоведа проф. Г. Иелленека. Подготовил и опубликовал докл. о гос.-правовом положении Финляндии. По возвращении в Россию зачислен в Кодификац. отд-ние при Гос. совете (1896), Избран дир. правления Петерб. благотворит, к-та (1896). С 1897 начал заниматься журналист, деятельностью, печатался в журн. "Сев. вест." "Образование", "Трудовая помощь", "Журн. М-ва юстиции". Оставил занятия правом и по личной просьбе с 20 февр. 1898 причислен к М-ву нар. просвещения с откомандированием для работы в ПБ. В янв. 1900 зачислен в штат мл. пом. б-ря с возложением обязанностей зав. Юрид. отд-нием. Заведовал Отд-нием в 1900-05, принимал меры к его пополнению справ, изд., тр. по законодательству разл. стран, материалами о деятельности полит, партий. В 1902 по службе в ПБ награжден орденом Станислава 3-й степени.

Службу в ПБ Ф. совмещал с занятиями журналистикой и участием в обществ, жизни. Ведущий критик и ред. лит. отд. журн. "Мир искусства" (1898- 1904). Сблизился в эти годы с 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, образуя своеобразный тройств, союз, сыгравший значит, роль в биографии Ф. и оказавший влияние на культурную жизнь России кон. XIX- нач. XX вв. Вместе с Мережковским и В. В. Розановым организует Религ.-филос. собрания (1901-03). Стоит с Мережковским у истоков журн. "Нов. путь", пост, его авт., в последний год изд. - ред. (1903-04). Регулярно печатался также в газ. "Наша жизнь" (1904-05). 9 янв. 1905 участвовал в первых митингах протеста против расстрела мирной демонстрации рабочих (в ПБ, ВЭО). Поддерживал в печати требования низших служащих Б-ки об улучшении их материального положения. Недовольство администрации обществ, позицией Ф., трудности дальнейшего совмещения публицист, и служебной деятельности побудили Ф. уволиться из ПБ по "домашним обстоятельствам" (дек. 1905).

В февр. 1906 он уехал вместе с Гиппиус и Мережковским во Францию. Становится парижским корреспондентом газ. М. Ковалевского "Страна" (1906-08). Публикует также сообщения из Франции в газ. "Товарищ" и др. рос. изд. Ф. - один из авт. сб. ст. "Царь и революция" (Париж, 1907). Принимал участие (по нек-рым сведениям - номинальное) в соч. совместно с Гиппиус пьесы "Маков цвет" (1908). По возвращении в Россию (июль 1908) -пост. сотр. газ. и журн.- "Слово", "Речь", "Рус. мысль", "Рус. слово" и др. Ф. не терял связи с ПБ: он по-прежнему дружил с А. В. Карташевым и А. А. Мейером, разделявшими его религ.-филос. убеждения, в ряде ст. и рец. касался положения дел в Б-ке, ее истории, высоко оценивал ее вклад в развитие науки и культуры в России

Ф. - один из организаторов петерб. Религ.-филос. о-ва, товарищ пред., пред. О-ва (1907-17). Ред. еженед. "Голоса жизни" (1915), сб. памяти А. П. Философовой (1915). Ф. был близок к кадетским кругам и полит, масонству. Он приветствовал февр. события 1917, выступал в поддержку А. Ф. Керенского, настаивал на принятии мер в защиту рос. демократии.

Окт. революцию 1917 Ф. встретил враждебно. Он вошел в Полит. Крас. Крест, пытался оказать содействие арестованным за "инакомыслие", участвовал в попытках возобновить изд. газ. "Речь" (1918). Решением К-та ПБ в окт. 1918 Ф. зачислен на службу мл. пом. б-ря, в марте 1919 переведен на должность ст. пом. б-ря, в мае того же года - б-ря. Работал в отд-ниях "Россика", Полиграфии, Рукописей. Организовал (вместе с В. М. Пущиным) выставку к 100-летию со дня рождения И. С. Тургенева, подготовил каталог выставки (1918). Вместе с В. К.Лавровским принимал участие в оценке коллекции В. Я. Адарюкова при покупке ее ПБ в кон. 1918. Передал в дар ПБ док-ты личного и семейного арх., а также письма В. Я. Брюсова, А. Ф. Кони, М. А. Врубеля, Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, В. А. Серова и др. (нояб. 1918 -апр. 1919). В дек. 1919 Ф. получил отпуск без сохранения содержания, вместе с Гиппиус и Мережковским выехал через Белоруссию в Польшу. Остался на жительство в Варшаве (1920-40). В 1920-21 - ближайший сотр. Б. В. Савинкова по Рус. Полит. Эвакуац. К-ту, товарищ пред., пред, полит, отд. Выступал на I съезде Нар. Союза защиты родины и свободы с докл. "Об отношении к ген. Врангелю и Семенову" (июнь 1921). Фактич. глава Нар. Союза защиты родины и свободы в Варшаве, чл. его ЦК (1921-24). Ведущий сотр. газ. "Свобода" ("За свободу") (1920-32). Ред. журн. "Иллюстрир. молва" (1920-25), еженед. "Меч" (1934-39).

Справ.: КЛЭ.

Лит.: Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Ст. и материалы. Л., 1930; Гиппиус 3. Н. Дмитрий Мережковский. Париж, 1951; Злобин В. Тяжелая душа. Вашингтон, 1970; Pachmuss T. Intellect and ideas in action: Selected correspondence of Zinaida Hippius. Mimchen, 1972; Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1982; Бенуа А. Н. Мои воспоминания: В 5 кн. 2-е изд. М., 1990; Гиппиус 3. Н. Петербургские дневники, 1914- 1919. Нью-Йорк; Москва, 1990; Колоницкий Б. И. А. Ф. Керенский и круг Мережковских //Петроградская интеллигенция в 1917 году: Сб. ст. М.; Л., 1990; Его же. А. Ф. Керенский и Мережковские в 1917 году //Лит. обозр. 1991. № 3; Чуковский К. И. Дневники, 1901-1929. М., 1991; Колоницкий Б. И. Д. В. Философов и его дневник //Звезда. 1992. № 1; Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906-1908) //Лица: Биогр. альм. СПб., 1992. Вып. 1.; Амфитеатров и Савинков: Переписка, 1923-1924 //Минувшее: Ист. альм. М.; СПб., 1993. Вып. 13; Петербургское Религиозно-философское общество (1907-1917) //Вопр. философии. 1993. № 6; Дюррант Д. С. По материалам архива Д. В. Философова //Лица: Биогр. альм. Вып. 5. М.;"СПб., 1994.

ПБ в печати. 1987, 1989} 100-летие. С. 460-62; История ПБ. С. 127, 162-63; Отчеты ПБ за 1900, 1902, 1905.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. I, 1898, № 74; ОР РНБ. Ф. 814.

Иконогр.: Бенуа А, Н. Мои воспоминания...


Дмитрий Владимирович Философов

26.03.1872 – 04.08.1940

литературный и художественный критик

публицист, общественный деятель

учился в гимназии К.Мая в 1882 - 1890 гг

Дмитрий родился 26 марта 1872 года в С.-Петербурге. Отец Дмитрия, В.Д. Философов -- чиновник Министерства Юстиции, в 1860-1870-е годы ближайший помощник военного министра Д.А.Милютина в реформировании русской армии, позднее главный военный прокурор, член Госсовета. Мать - А.П. Философова (ур. Дягилева) - видная деятельница российского и международного движения, одна из учредительниц Высших женских учебных заведений в России, организатор благотворительных обществ и комитетов. Семья Философовых принадлежала к старинному дворянскому роду, была дружна с семьёй Стасовых. Дом Философовых был одним из центров художественной и общественной жизни Петербурга. Широко была известна также близость матери к радикальным кругам. Всё это во многом определило жизненный путь Д.В. Философова. Его детство и юность протекали в столице и родовом имении Богдановском (Псковская губерния). Впечатления от пребывания в Псковском крае нашли позднее отражение в творчестве Д.В. Философова (псковское дворянство, его история, Пушкин на Псковщине).

Дмитрий поступил во второй класс частной гимназии К.И.Мая в 1882 году и завершил полный гимназический курс в 1890 году. Вместе со своими однокашниками А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым, В.Ф. Нувелем и Г.Е. Калиным Дмитрий Философов участвовал в создании кружка, названного ими «Обществом самообразования», который стал предтечей знаменитого объединения «Мир искусства». По окончании гимназии, следуя семейной традиции, Дмитрий поступил на юридический факультет Петербургского Университета, где специализировался в области государственного права у профессора Н.М. Коркунова. В 1894 году сочинение Дмитрия Философова «О союзном государстве» было отмечено на конкурсе студенческих работ. По получении диплома I-ой степени был оставлен на кафедре государственного права (1895). Стажировался в Университете Гейдельберга (1896). Занимался в Германии в семинаре государствоведа проф. Г. Иелленека. Подготовил и опубликовал доклад о государственном правовом положении Финляндии.

По возвращении в Россию зачислен в Кодификационное отделение при Госсовете (1896). Избран директором правления Петербургского благотворительного комитета (1896). С 1897 года начал заниматься журналистской деятельностью, печатался в журналах «Северный вестник», «Образование», «Трудовая помощь», «Журнал Министерства юстиции». В 1898 году по личной просьбе оставил занятия правом и был причислен к Министерству народного просвещения с откомандированием для работы в Публичную Библиотеку. В январе 1900 года зачислен в штат младшим помощником библиотекаря с возложением обязанностей заведующего Юридическим отделением. Заведовал отделением в 1900-1905 гг. Службу в Публичной Библиотеке Д.В.Философов совмещал с участием в общественной жизни.

Был известен как ведущий критик и редактор литературного отдела журнала «Мир искусства» (1898-1904). В эти годы сблизился с З.Н.Гиппиус и Д.С. Мережковским, образуя своеобразный тройственный союз, сыгравший значительную роль в его биографии и оказавший влияние на культурную жизнь России конца ХIX начала XX вв. Вместе с Мережковским и В.В.Розановым организует Религиозно-философские Собрания (1901-1903). Стоит с Мережковским у истоков журнала «Новый путь», регулярно печатался также в газете «Наша жизнь» (1904-1905). 9 января 1905 г участвовал в первых митингах протеста против расстрела мирной демонстрации рабочих. Поддерживал в печати требования низших служащих Библиотеки об улучшении их материального положения. Недовольство администрации общественной позицией, трудности дальнейшего совмещения публицистической и служебной деятельности побудили Дмитрия Владимировича уволиться из Публичной Библиотеки «по домашним обстоятельствам» (декабрь 1905).

В феврале 1906 года он уехал вместе вместе с Гиппиус и Мережковским во Францию. Становится парижским корреспондентом газеты М.Ковалевского «Страна» (1906-1908). Публикует также сообщения из Франции в газете «Товарищ» и других российских изданиях. Д.В. Философов - один из организаторов петербургского Религиозно-философского общества, товарищ председателя, председатель Общества (1907-1917). Редактор еженедельника «Голоса жизни» (1915г), сборника памяти А.П. Философовой (1915).

Был близок к кадетским кругам и политическому масонству. Он приветствовал февральские события 1917 года, выступал в поддержку А.Ф. Керенского, настаивал на принятии мер в защиту российской демократии. Октябрьскую революцию 1917 года Философов встретил враждебно. Он вошел в Политический Красный Крест, пытался оказать содействие арестованным за «инакомыслие», участвовал в попытках возобновить издание газеты «Речь» (1918). Решением Комитета Публичной Библиотеки в октябре 1918 года Д.В. Философов зачислен на службу младшим помощником библиотекаря, в мае того же - библиотекаря. Работал в отделениях «Россика», Полиграфии, Рукописей. Организовал (вместе с В.М. Пушиным) выставку к 100-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Передал в дар Публичной Библиотеке документы личного и семейного архива, а также письма В.Я. Брюсова, А.Ф. Кони, М.А. Врубеля, Л.Н. Андреева, А.И. Куприна, В.А. Серова и др. (ноябрь 1918 - апрель1919).

В декабре 1919 года Д.В. Философов получил отпуск без сохранения содержания и вместе с Гиппиус и Мережковским выехал через Белоруссию в Польшу. Остался на жительство в Варшаве (1920-40). В 1920-21 году - ближайший сотрудник Б.В. Савинкова по Русскому Политическому Эвакуационному Комитету, товарищ председателя, председатель политотдела. Выступал на I съезде Народного Союза защиты родины и свободы с докладом «Об отношении к генералу Врангелю и Семёнову» (июнь 1921). Фактически являлся Главой Народного Союза защиты родины и свободы в Варшаве, член его ЦК (1921-24). Ведущий сотрудник газеты «Свобода» (1920-32). Редактор журнала «Иллюстрированная молва» (1920-25), еженедельника «Меч» (1934-39).

Д.В. Философов окончил свой жизненный путь 4 августа 1940 года в небольшом курортном городке Отводск, недалеко от Кракова (Польша).

Сочинения:

Слова и жизнь: Литературные споры новейшего времени(1901-1909) СПб.,1909

Неугасимая лампада: Ст. по церк. и религ. вопросам (М.1912)

Старое и новое: Сб. статей по вопросам искусства и литературы (М.1912)