Атомный ледокол арктика. Самый крупный и самый мощный ледокол в мире. Сфера влияния - арктическая акватория

Атомный ледокол «Арктика»

«Арктика» стала первой в серии из шести атомных ледоколов проек-та 10520, строительство которых началось в 1972 г., а завершилось в 2007 г. (с вводом в строй ледокола «50 лет Победы»). Главными задачами этих атомоходов являются обслуживание Северного морского пути, а также проведение различных экспедиций в Арктику. В 1982-1987 гг. носил название «Леонид Брежнев».

«Арктика» была заложена 3 июля 1971 г. на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, спущена на воду 26 декабря 1972 г. и 25 апреля 1975 г. принята в эксплуатацию. Основные технические данные: водоизмещение – 23 460 т, длина – 148 м, ширина – 30 м, высота борта – 17,2 м, осадка в грузу – 11 м, силовая установка: 2 ядерных реактора мощностью 75 000 л.с., скорость на чистой воде – 20,8 узлов (во льду толщиной 2 м – до 3 узлов), экипаж – 115 человек.

1 мая 1975 г. атомный ледокол «Арктика» прибыл в порт приписки Мурманск, совершив переход из Ленинграда вокруг Скандинавского полуострова. 7 мая судно вышло на ледовые испытания к устью Енисея. Енисейская ледовая перемычка, которая обычно вскрывается в конце июня – начале июля, была взломана атомным ледоколом за несколько часов, что позволило значительно ускорить начало арктической навигации в Карском море. В навигации 1975 и 1976 гг. ледокол осуществлял проводку транспортных караванов по трассе Северного морского пути, продемонстрировав высокую надежность всех систем и механизмов. Экипаж отработал тактику ледового плавания в Западном и Восточном секторах Арктики, приобрел достаточный опыт эксплуатации атомной энергетической установкой и судового оборудования.

В 1977 г. ледокол принимал участие в зимнем плавании к полуострову Ямал. 28 февраля атомный ледокол «Арктика» в составе каравана, в который входили ледокол «Мурманск» и транспортный дизель-электроход «Гижига», взял курс на полуостров Ямал. Пробив каналы в тяжелых льдах, ледокол обеспечил подход «Гижиги» к берегу у мыса Харасавэй и доставку грузов для газовиков «Комигазпрома». Начиная с 1978 г. благодаря атомным ледоколам, в числе которых была и «Арктика», плавание транспортных судов на западном участке Северного морского пути стало круглогодичным. С первых лет работы атомоход доказал возможность плавания в самых сложных льдах, что обеспечивало значительное продление навигации.

Историческим событием в истории освоения Арктики и в мировом мореплавании стал научно-практический экспериментальный поход в 1977 г. атомного ледокола к Северному полюсу. Задачей похода являлось определение возможностей современных на тот период атомных ледоколов осуществлять высокоширотное плавание. Общее руководство операцией велось непосредственно с борта «Арктики» Министром морского флота СССР Т.Б. Гуженко. Судном командовал капитан Ю.С. Кучиев. 11 августа «Арктика» обогнула с севера архипелаг Новая Земля, прошла через пролив Вилькицкого в море Лаптевых, достигла меридиана 130° и взяла курс на Северный полюс. Несмотря на сложную ледовую обстановку движение осуществлялось с опережением графика. Воздушную разведку маршрута обеспечивали самолеты Ил-14. За несколько десятков миль до полюса ледовая обстановка усложнилась, поля многолетних льдов приходилось форсировать ударами. Несмотря на полярный день, плотный туман временами ограничивал видимость и возможность маневрирования Плавание осуществлялось по электрорадионавигационным приборам.

«Арктика»

17 августа 1977 г. в 04:00, завершив трудное плавание сквозь многолетние паковые льды, ледокол «Арктика» достиг «вершины» планеты. За 7 суток и 8 часов атомоход прошел 2528 миль. Впервые в истории человечества надводное судно достигло Северного географического полюса Земли (причем в свободном плавании!). На полюсе был водружен Государственный флаг СССР. На льду состоялся торжественный митинг. В память об этом событии на глубину 4 000 м опустили металлическую пластину с изображением государственного герба и памятной надписью. Исторический поход завершился в Мурманске 23 августа. Всего ледокол прошел 3876 миль (из них 1300 – во льдах) за 13 суток. В ходе рейса удалось доказать возможность плавания высокими широтами Северного Ледовитого океана, проверить надежность отечественной судовой техники в различных режимах работы во льдах, отработать систему навигационного, гидрометеорологического и авиационного обслуживания высокоширотных плаваний. Данные, полученные во время этой экспедиции, позволили проектировщикам и кораблестроителям внести необходимые коррективы в разрабатываемые проекты атомных ледоколов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 г. за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и осуществление успешного экспериментального рейса в район Северного полюса атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции. Звания Героя Социалистического Труда удостоились министр Морского флота Т.Б. Гуженко, капитан Ю.С. Кучиев, главный инженер-механик О.Г. Пашнин, старший мастер паропроизводительной установки Ф.Ф. Асхадуллин. Правительственные награды получил почти весь экипаж ледокола.

В последующие годы атомоход продолжал работать в Арктике, обеспечивая транспортное сообщение на всей трассе Северного морского пути. Особенно сложная ледовая обстановка сложилась осенью 1983 г. в восточном секторе, когда массивами пакового льда были блокированы порты арктического побережья Чукотки. Десятки судов с грузами для огромного региона оказались затертыми во льдах на большом пространстве от Чаунской губы до Берингова пролива. Попытки всего ледокольного флота Дальневосточного пароходства выручить застрявшие суда и пробиться к портам Певек и Мыс Шмидта оказались безрезультатными. Некоторые суда оказались в аварийном состоянии. Для выполнения ответственной задачи по спасению транспортных судов был направлен с запада «Леонид Брежнев». 5 октября атомоход прибыл в район острова Айон и сразу же приступил к проводке судов. Работать пришлось во льдах пятиметровой толщины. Через сутки после начала работы в результате сжатия льдов сломалась лопасть левого гребного винта. Новую лопасть установили на рейде порта Певек за рекордно короткое время – 51 час, хотя водолазам и механикам пришлось действовать в совершенно непривычных и очень трудных условиях. Работа по выводу судов продолжалась больше месяца, до начала декабря. Несмотря на сильные сжатия и торошение льдов, атомоход вывел из ледового плена и провел через Айонский массив на запад и восток 32 судна, шесть из которых находились в аварийном состоянии. В результате напряженной работы ледокола в эту необычайно трудную навигацию сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов были доставлены в северо-восточные порты Крайнего Севера, а суда смогли вернуться в порты приписки. Капитан А.А. Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда

В 1980 е гг. ледокол продолжал активно участвовать в арктических навигациях. За время эксплуатации – до ноября 1988 г. ледокол прошел 608 тысяч миль, в том числе во льдах арктических морей – 529 тысяч миль, провел 2143 транспортных судна. После ремонта на предприятии «Атомфлот» в 1996 г. ледокол снова вышел на арктические трассы. В 1998 г. «Арктикой» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн». С 4 мая 1999 г. по 4 мая 2000 г. ледокол не заходил в порт приписки Мурманск, работая в морях Северного Ледовитого океана. Он провел 110 судов, пройдя 50 тысяч миль (из них 32 тысячи – во льдах) без единой поломки узлов и механизмов. В августе 2005 г. «Арктика» установила очередной рекорд: прошла миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. В 2008 г. заслуженного «ветерана» вывели из эксплуатации. К этому времени его реактор отработал 175 тысяч часов, то есть почти двойной ресурс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тайны подводной войны, 1914–1945 автора Махов Сергей Петрович

Арктика В годы войны в зоне ответственности Северного флота (восточнее 20-го градуса восточной долготы) погибли 14 подводных лодок («U286», «U288», «U307», «U314», «U354», «U362», «U387», «U425», «U457», «U472», «U585», «U589», «U639», «U655»). В данном случае нас также интересует «U344», которая хотя и погибла

Из книги Рихард Зорге - заметки на полях легенды автора Чунихин Владимир Михайлович

В. СУВОРОВ. "ЛЕДОКОЛ". Глава 30. Почему Сталин не верил Рихарду Зорге."…Советская военная разведка не столь глупа, чтобы публиковать самые интересные сообщения Зорге. Но анализ даже относительно небольшого количества опубликованных сообщений Зорге ставит нас в тупик, не

Из книги Что искал Третий рейх в Советской Арктике. Секреты «полярных волков» автора Ковалев Сергей Алексеевич

Советская Арктика перед великой Отечественной войной Во второй половине тридцатых годов значительно возросли темпы наушного изучения и хозяйственного освоения арктических районов СССР.В предвоенные годы первое место по экономическому значению и хозяйственному

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Ледокол «Ермак» Над осуществлением идеи создания мощного ледокола, пригодного для проведения исследований в Северном Ледовитом и продления навигации в портах России, впервые задумался выдающийся деятель и новатор Российского флота вице-адмирал Степан Осипович

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

Ледокол «Красин» Ледокол «Святогор» был построен на верфи «В.Г. Армстронг, Митчелл и К°» в английском городе Ньюкасл по российскому заказу, его прототипом послужил знаменитый «Ермак». Новое судно предназначалось для продления навигации на Белом море и имело следующие

Из книги Ленд-лиз. Дороги в Россию [Военные поставки США для СССР во Второй Мировой войне, 1941–1945] автора Джонс Роберт

Атомный ледокол «Ленин» Вторая половина XX в. прошла под знаком научно-технической революции, затронувшей все области техники, в том числе и судостроение. Довольно быстро паросиловая энергетика была вытеснена дизельной, а вскоре ученые и инженеры начали задумываться о

Из книги автора

III. Что такое ледокол? Четкое понятие о том, что такое ледокол, сложилось не сразу, и даже в XX в. определения давались разные.В самой известной отечественной энциклопедии конца XIX – начала XX в., изданной Брокгаузом и Ефроном, это определение отсутствует. В справке (статье)

Из книги автора

§ 2. «Опыт-Ледокол» В 1865 г. военный инженер полковник Н. Л. Эйлер (в то время начальник Морской строительной части Кронштадтского порта) попытался реализовать инициативу главного командира порта довольно оригинальным образом. Он предложил использовать для ломки льда

Из книги автора

§ 1. «Ледокол 1» К началу последнего десятилетия XIX в. Россия имела на Черном море два сравнительно современных морских торговых порта – Одессу и Николаев. И в том, и в другом навигация прерывалась в зимнее время на несколько недель в году из-за появления льда на

Из книги автора

§ 2. «Ледокол 2» В Либаве (Лиепае) одновременно со значительным расширением деятельности торгового порта, считавшегося незамерзающим и являющегося в зимнее время фактически аванпортом закрытого почти на 5 месяцев льдом Петербургского порта, велось строительство

Из книги автора

§ 4. «Ледокол» 3 Инициатором постройки ледокола для Одесского торгового порта был одесский градоначальник, который ежегодно, начиная с 1891 г., «входил в отношения» по этому поводу с министерствами путей сообщения, финансов и внутренних дел. Согласие трех могущественных

Из книги автора

§ 5. «Аванс» и «Саратовский ледокол» Несмотря на совершенствование конструкций портовых ледоколов, появлявшихся в российских водах в последнее десятилетие XIX в., форму Штейнгауза использовали не только в «Гайдамаке», но еще в 2 портовых ледоколах «гамбургского типа» –

Из книги автора

§ 8. Второй ледокол («Обь») и ледокол Менделеева К отчету о поездке в Сибирь (1897 г.) С. О. Макаров приложил расчеты об эксплуатации 2 предлагаемых к постройке ледоколов, именуя их условно в зависимости от назначения «Енисей» и «Обь».Идея о большом ледоколе превратилась в

Из книги автора

§ 1. «Владимир» и «Ледокол IV» Последними фигурантами завершавшегося русского «ледокольного бума» стали 2 портовых ледокола: «Владимир» для Либавского порта (1902 г.) и «Ледокол IV» для строящегося Мариупольского (1905–1907 гг.). Из-за многих событий в истории России тех лет

Из книги автора

§ 5.5. Военный ледокол «Микула Селянинович» Самыми большими на Севере по размерам и мощности силовой установки были 2 морских военных ледокола «Святогор» и «Микула Селянинович», построенных по заказу Морского министерства России. Оба судна появились в результате

Из книги автора

Глава 8 Арктика, Аллах и Алсиб Далеко вне поля дипломатии, военного планирования и политики стояли практические проблемы завершения военных действий и выполнения обязательств по протоколам, и эти проблемы продолжали занимать западных союзников. К середине 1943 г.

Ордена Октябрьской Революции атомный ледокол "Арктика"

Регистровый номер: 712315
Номер ИМО: 7429061
Проект: 10520
Заложен: 3 июля 1971
Спущен на воду: 26 декабря 1972
Принят в эксплуатацию: 25 апреля 1975
Водоизмещение: 23460 тонн
Длина: 148 м
Ширина: 30 м
Силовая установка: 2 ядерных реактора мощностю 75 тыс. л.с.
Скоростьхода на чистой воде: 20 узлов
Экипаж: 115 чел.
Капитан: А.Н.Баринов
Порт приписки: Мурманск

Радиопозывной: UCKH

Почтовый адрес: 183038, г.Мурманск, ММП, а/л "Арктика"

Атомный ледокол "Арктика"

применяемый в настоящее время")">Ледокол имеет высокие борта, четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку. В качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола. Корпус сделан из высокопрочной лигированной стали, в местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок усилен ледовым поясом. На ледоколе имеются дифферентная и креновая системы. Буксирные операции обеспечивает кормовая электрическая буксирная лебедка. Для ведения ледовой разведки базируется вертолет. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки ведутся автоматически, без постоянной вахты в помещениях ЦО, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов. Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществляются из центрального поста управления.

Ходовая рубка - центр управления судном. На атомоходе она расположена в верхней части надстройки, откуда открывается больший обзор. Ходовая рубка вытянута поперек судна - от борта до борта на 30 метров, ширина ее - около 5 метров. На передней и боковых стенках почти сплошь располагаются большие прямоугольные иллюминаторы. Внутри рубки только самое необходимое. По бортам и посередине ходовой рубки располагаются три одинаковых пульта, на которых находятся ручки управления движением судна, индикаторы работы трех винтов ледокола и положения руля, курсоуказатели и другие датчики, а также кнопки заполнения и осушения балластных цистерн и две тифонных кнопки для подачи звукового сигнала. Вблизи пульта управления левого борта располагается штурманский стол, у центрального - рулевой штурвал, у пульта правого борта - гидрологический стол; около штурманского и гидро-логического столов установлены тумбы радиолокаторов кругового обзора.

НАЧАЛО Атомоход "Арктика", головной корабль серии проекта 10520, был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода. Экипаж - 150 человек - впервые участвовал в постройке ледокола и был сдаточной и приемной командой. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику. Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Ю.С.Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, плавал почти на всех типах ледоколов. Уже 26 декабря 1972 года судно было спущено на воду.

Правительством было принято решение сразу проверить мобилизационный вариант ледокола как крейсера береговой обороны. Для этого необходимо было установить артиллерийские крупнокалиберные и высокоскоростные установки с боезапасом и устранение помех, дополнительное радиолокационное и радиоэлектронное оборудование и в период испытаний ледокола провести испытания вооружения фактическими стрельбами по мишеням. После проведения испытаний, вооружение необходимо было снять с ледокола и законсервировать. Часть оставшегося на ледоколе оборудования мобилизационного варианта также законсервировать, помещения ледокола восстановить по варианту мирного времени.

«Арктика» сходила на Северный полюс, возвратилась в Мурманск, отдохнула немного, а затем включилась в ставшие уже привычными навигации в Дудинку на Енисее, продленные по сравнению с традиционными сроками уже на целых сто суток. Три с лишним месяца, отвоеванные у полярной стихии всего лишь за последние семь - восемь лет, - подобных темпов не знала даже наша Арктика, где почти все рекордно.

«Арктика» вела очередной караван из Дудинки с грузом меди и никеля - продукции Норильского горно-металлургического комбината, а в эти самые дни готовился выйти из Мурманска на восток другой караван, ведомый только что вошедшей в строй «Сибирью», третьим по счету атомным ледоколом. Вместе с атомоходом «Ленин» и новым ледоколом «Капитан Сорокин», способным работать на сравнительно малых глубинах, «Сибирь» шла к Ямалу, чтобы провести туда целую эскадру транспортных судов. Третья ямальская зимняя экспедиция 1978 года уже не называлась экспериментальной, это была обыкновенная февральско-апрельская навигация к Ямалу: около шестисот миль пути, из которых четыреста в тяжелых торосистых льдах, разгрузка на припай, нелегкий обратный путь. Итогом были семьдесят тысяч тонн грузов, доставленных на Харасавэй, почти вдвое больше, чем в 1977 году.

В 1980 г. Ю.С.Кучиев перешел на береговую работу. Капитаном атомохода стал опытный капитан В.А.Голохвастов.

…Караван встал. К этому времени с нами на связь вышел атомный ледокол «Арктика» мощностью 75 тысяч лошадиных сил и способный работать во льдах толщиной 5 метров! Он был уже недалеко. Через несколько часов он подошел к нам. Это был красавец, так и пышущий мощью! Огромные глыбы льда выворачивались его форштевнем и с глухим грохотом обрушивались в воду, подминаемые корпусом, чтобы вынырнуть из-под кормы.

Некоторые куски льда были величиной наверное не меньше трамвайного вагона. Ледокол обошел нас и пробежал вдоль каравана, заставив содрогаться наши суда. Затем он зашел по носу «Ермака» и караван двинулся вперед. Ветер крепчал и мы шли уже практически в десятке метров от кормы «Коли Мяготина». Через час-два караван встал. «Арктика» обежала караван, обколов нас и вновь зашла перед Ермаком. Движение продолжалось не более 20 минут. Караван встал и «Арктика» вновь побежала обкалывать нас. Сжатие усиливалось.

Мы уже не шли. Просто ледокол время от времени делал круг вокруг каравана чтобы ослабить давление льда. Насколько ему было тяжело, можно было понять по тому, как его выдавливало льдом. Здесь я должен объяснить, что корпуса ледоколов делаются в форме яйца. Каким бы ни было давление льда, его только выдавливает, приподнимает. Вот мы и наблюдали, как громадный ледокол почти на метр вылезал изо льда, а затем грузно проседал, проламывая тяжелый лед…

«ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ» 10 ноября 1982 года умирает руководитель СССР Леонид Ильич Брежнев. 22 ноября 1982 года опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР об увековечении памяти Л. И. Брежнева, в котором была допущена описка. Из-за нее имя Брежнева было присвоено не новому атомному ледоколу, как планировалось, а ордена Октябрьской Революции атомному ледоколу «Арктика».

Из воспоминаний Ю.С.Кучиева:

«...Понимая протокольные ограничения члена ЦК КПСС и тогдашнего министра Морского флота Тимофея Борисовича Гуженко, решил действовать напрямую: никого не поставив в известность, отправил письмо Генсеку Ю.В.Андропову с просьбой принять лично «по важному вопросу».

Буквально через несколько дней в квартире раздается телефонный звонок: «Здравствуйте! С вами говорит помощник Генерального секретаря Вольский Аркадий Иванович. Может ли кто-то из членов Политбюро решить вопрос, который вы хотите обсудить с Юрием Владимировичем?» Я ответил, что без Генсека решение невозможно. Увы, встретиться не удалось: Андропов тогда уже тяжело болел и находился в клинике. Но, действуя от его имени, помощник довел решение проблемы до логического и здравого завершения: атомному ледоколу «Арктика» вернули его прославленное имя.»

(Открытое письмо Ю.С.Кучиева в газете "СОВЕТСКАЯ РОССИЯ" N 79-80 (12553), 19-06-2004г.)

Год смены названия - 1986.

«БИТВА ВО ЛЬДАХ» 1983 год. Капитан атомохода «Арктика» — Анатолий Алексеевич Ламехов. Именно он был главным действующим лицом в тех операциях, где на кону стояла судьба даже не сотен членов экипажей десятков транспортных судов, зажатых во льдах, а тысяч северян, которые ждали поставок грузов и топлива для суровой и длительной зимовки в городах и поселках арктического побережья.

Ледокол находился в доке на ремонте, без валов и винтов, когда к нему в каюту прибыли начальник Мурманского морского пароходства Владимир Игнатюк и заместитель министра морского флота Виталий Збаращенко. Разговор был короткий: "На Дальнем Востоке флот терпит бедствие. Суда и люди на грани гибели. Спасти может только «Арктика».

Вспоминая те дни, Анатолий Алексеевич отдает дань без преувеличения трудовому подвигу судоремонтников, которые, совершив невозможное, работая круглосуточно, через неделю отправили ледокол в море.

Лето 1983 года выдалось аномально теплым, и вдоль северного побережья образовалась широкая полоса чистой воды, куда устремились, выполняя задачи Северного завоза, шесть караванов судов. Но подули северные ветра, началась подвижка льдов, и «мышеловка» захлопнулась. В ледовом плену оказалось 57 судов. Тогда так и не удалось спасти теплоход «Нина Сагайдак», который был раздавлен льдами и затонул. Звучали предложения оставить суда на зимовку, хотя это грозило бы им гибелью, но Ламехов предложил собрать в единый кулак три ледокола: «Арктика», «Адмирал Макаров» и «Ермак» и сообща высвобождать суда из ледового плена. Ведь нужно было не только спасти теплоходы и экипажи, но и доставить грузы по назначению, особенно топливо.

Первыми освободили ледоколы, которые «Арктике» пришлось выкалывать изо льда. К примеру, на окалывание ледокола «Ленинград» ушло полтора суток. Вмерзшим оказался даже атомоход «Ленин».

Грузы перегружали на большие суда и их вели в Певек. Когда провели танкер «Игрим», обрадованный министр транспорта зачитал телеграмму Ламехова на заседании Совета Министров. Ведь было опасение, что северяне останутся без топлива и население придется эвакуировать. А после этого ледокольщики сумели обеспечить проводку еще четырех танкеров. Последними из ледового плена «Арктика» вывела караван из трех дизель-электрических ледоколов.

…А на мостике по громкой связи такой текст, запредельный:

Ленин, Ленин, ответьте Брежневу!

Ну, два ледокола, понятно...

Но что же, собственно говоря, такое - вытаскивать изо льдов вмерзшие суда? Приведу лишь полстранички из своего репортажа двадцатилетней давности. Итак, мы - в Чукотском море, напротив косы Двух пилотов. Рядом - два новейших дизель -электрических ледокола финской постройки, "Ермак" и "Макаров" (на всех вместе -159 тысяч лошадиных сил, из которых 75 тысяч - наши). Впереди - два задавленных льдами танкера, "Уренгой" и "Каменск-Уральский". В них - горючее, которое как раз в эти дни кончается в Певеке.

Очень медленно, медленно ползет ледокол, вдоль бортов так же медленно ползет по льду темная трещина, и вывороченные двадцатипятитысячетонным телом атомохода глыбы так же медленно поднимаются на два-три метра, острыми обитыми углами уходят назад, в бурлящую воду. В 20-градусный мороз от воды из-под носа корабля поднимаются клубы пара, весь корабль дрожит, будто его тащат по стиральной доске: перемалывает льдины.

К утру пробились к "Каменску". Чуть позже подошли "Ермак" и "Макаров". Я смотрю в бинокль: вот корма "Ермака" приближается к носу "Уренгоя"... Вот она уже скрылась за его надстройкой... С вертолета докладывают: есть стыковка, танкер на буксире!

Захожу в штурманскую рубку, списываю с приборов координаты: 68°36" северной широты, 177°53" западной (мы ведь уже в другом полушарии!) долготы.

Настроение опять пошло вверх.

Но лишь через три с лишним часа "Макаров" смог взять на буксир "Каменск", еще час потратили мы на то, чтобы пробраться вдоль их связки вперед, в голову составившегося каравана. А когда пробрались, сами завязли, казалось бы, на ровном месте, в уже прорубленном канале - за это время его успело поджать, и льдины, расколотые накануне, опять спрессовались.

Вперед идти нельзя: сам атомоход, скорее всего, прорвется, а вот уже следующий за ним "Макаров" с танкером в такой "каше" обязательно сядут...

Через полтора часа Ламехов предложил оставить "Каменск" и всеми тремя ледоколами вытащить в безопасное место хотя бы один "Уренгой", который стоял вроде бы гораздо удобнее. "Твое мнение, Вадим Иванович?" - спросил в микрофон у капитана "Макарова". Тот помолчал. "Не согласен,- сказал наконец. - Надо вытаскивать сперва то, что труднее". "Уренгой" бросили...

Теперь ледоколы перестраивались таким образом: первым продолжал идти "Леонид Брежнев", пробивая канал, а между атомоходом и связкой "Макаров" - "Каменск" должен был втиснуться "Ермак".

На перестроение ушло пять часов. Через пять часов я опять зашел в штурманскую рубку, опять списал координаты. За сутки мы не продвинулись к Певеку ни на милю.

А последней неприятностью дня стал лопнувший буксир между "Макаровым" и танкером. Потом на этом же месте он рвался еще четыре раза...

Так прошло еще двое суток в остановках и возвращениях. Ледоколы застревали в "каше", и атомоход то откалывал лед вокруг каравана, то "вышибал пробки" в успевших затянуться старых своих каналах. Чем это все закончится, не знал никто...

Караван он вытащил.

Катастрофы в тот год не случилось.

Говорят, кстати, что это была самая крупная в мире успешная спасательная операция на море.

С задачей экипаж «Арктики» справился. В средствах массовой информации те события называли не иначе, как "битва во льдах". 2 марта 1984 года Анатолий Ламехов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, 29 членов экипажа были награждены орденами и медалями. А 17 августа, в день покорения Северного полюса «Арктикой», Анатолий Алексеевич был назначен капитаном строящегося атомного ледокола «Россия».

Навигация 1983 г. в Восточном секторе Арктики — наглядный пример того, что рассуждения о необходимости, или невыгодности атомного ледокольного флота сегодня могут допускать лишь люди либо достаточно поверхностного мышления, либо по каким-то личным причинам заинтересованные в отсутствиии атомфлота в РФ. Пусть такие спасательные операции не часты, но не будь «Арктики» в 83-м, сколько бы еще судов с грузами разделили участь «Нины Сагайдак» и что стало бы с Певеком и его жителями?

Хребет «Альфа» и первая приполюсная проводка

НОВОЕ ВРЕМЯ К 1999 году атомный ледокол «Арктика» за 25 лет своей работы прошел во льдах почти один миллион миль, покорил полюс, провел за собой около трех тысяч судов с грузами. Но достойную историю ледокола продолжил новый рекорд. Не заходя в в порт г.Мурманск, «Арктика» ровно 365 суток, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работала в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), и добавила к своему богатому послужному списку 50 тысяч пройденных миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. Атомоход стал своеобразным испытательным полигоном. Моряки доказали ученым, конструкторам, инженерам, что ядерная энергетическая установка атомохода может надежно работать сверх отведенного временного норматива. На момент возвращения из рейса наработка основного оборудования АППУ и обслуживающих систем атомного ледокола «Арктика» составила 146000 часов. Именно эти результаты позволили ученым и эксплуатационникам, морякам Мурманского морского пароходства поставить вопрос о продлении ресурса работы АППУ «Арктики» до 175 тысяч часов, а остальных атомных ледоколов до 150 тысяч. То, что эта задача выполнима подтвердили результаты научно-практической конференции, проведенной 17 мая 2000 года непосредственно на борту атомного ледокола «Арктика», с участием ведущих специалистов науки и промышленности.

Председателю Правительства Российской Федерации М.М.КАСЬЯНОВУ

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС

О необходимости государственной поддержки атомного ледокольного флота

…Одной из основ национальной безопасности Российской Федерации, обеспечения надежного и безопасного судоходства на трассах северных морей и в прилегающих районах является атомный ледокольный флот, находящийся в федеральной собственности.

Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания находятся в федеральной собственности.

В составе атомного ледокольного флота имеется 8 ледоколов, в том числе атомный ледокол "Ленин", который был выведен из эксплуатации после 30 лет работы. Атомный ледокол "Сибирь" находится в "отстое" с 1992 года, а атомный ледокол "Арктика" поставлен в "отстой" в текущем году в связи с выработкой нормативного и продленного ресурсов ядерной энергетической установки. Из-за выработки нормативного ресурса ядерных энергетических установок подлежат выводу из эксплуатации еще четыре атомных ледокола: в 2004 году - "Россия" и "Таймыр", в 2005 году - "Вайгач", в 2006 году - "Советский Союз", только атомный ледокол "Ямал" будет находиться в эксплуатации до 2009 года.…

…По заключению специалистов по эксплуатации судовых ядерных энергетических установок, отсутствие финансирования не позволит провести в 2003-2006 годах работы по продлению ресурсов судовых ядерных энергетических установок, приобретению ядерного топлива и приведет к выводу из эксплуатации шести атомных ледоколов.

Учитывая стратегическую значимость присутствия России в северных морях, сохранения Северного морского пути и атомного ледокольного флота, высокую экономическую эффективность мероприятий по продлению срока эксплуатации действующих атомных ледоколов, а также пункт 9 поручения Президента Российской Федерации от 24 апреля 2000 года N ПР-852, просим Вас, уважаемый Михаил Михайлович, рассмотреть вопросы государственной поддержки и финансирования содержания атомного ледокольного флота.

В августе 2003 года после комплекса работ по продлению ресурса атомный ледокол «Арктика» вновь вышел на трассы Северного морского пути.

Март 2004 года. На 17-е число назначено отплытие атомного ледокола «Арктика», который, двигаясь в сторону дрейфующей станции «Северный Полюс - 32», через две недели должен был снять с льдины участников экспедиции со всем имуществом. Но Северный Ледовитый океан решил иначе. Вал торосов за считанные минуты уничтожил весь лагерь и операция по плановой эвакуации станции превратилась в спасательную. 5 марта 2004 атомоход «Арктика» вышел на помощь полярникам, и продолжал поход вплоть до снятия всего персонала станции авиацией.

Сентябрь 2004 г. Атомный ледокол «Арктика» принимает участие в экспедиции по высадке дрейфующей станции «Северный Полюс - 33», обеспечивая проводку к назначенной точке НЭС «Академик Федоров».

В августе 2005 г. российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошел миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход "Ленин" оставил за кормой 654 тысяч 400 миль.

5 сентября 2005 была завершена работа дрейфующей станции «Северный Полюс - 33», в операции по эвакуации которой участвуют атомоход «Арктика» и НЭС «Академик Федоров». Далее суда совершили переход через центральную часть бассейна Северного Ледовитого океана в акваторию к северу от Новосибирских островов. В результате хорошо подготовленной, уникальной высокоширотной экспедиции двух судов была успешно проведена высадка на дрейфующий лед российской станции «Северный Полюс - 34».

В октябре 2006 г. у архипелага Новая Земля терпит неудачу экспедиция Русского географического общества. Просьбу о помощи в Мурманске получили 8 октября - на шестой день экспедиции.На выручку экспедиции был послан атомный ледокол «Арктика» (позднее к острову подошел и второй ледокол — «Вайгач»). Экспедиционный вельбот с пробоиной под ватерлинией, легко уместился на вертолетной палубе атомохода «Арктика», людям была оказана необходимая помощь.

25 апреля 1975 года был принят в эксплуатацию атомный ледокол Арктика, который в 1977 году стал первым в мире надводным кораблем, достигшим географической точки Северный полюс. Атомоход Арктика (с 1982 года по 1986 год Леонид Брежнев) головной… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Основная статья: Ледокол Атомный ледокол морское судно с ядерной силовой установкой, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для… … Википедия

- «Ленин» … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ямал (значения). «Ямал» … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сибирь (значения). «Сибирь» … Википедия

- «Россия» … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Таймыр (значения). Эта статья об атомном ледоколе «Таймыр». О ледокольном пароходе «Таймыр» см. Таймыр (ледокол, 1909) «Таймыр» … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Вайгач (ледокол). «Вайгач» … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 50 лет Победы. «50 лет Победы» … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Советский Союз (значения). Советский Союз … Википедия

Книги

  • «Ермак» во льдах , Степан Макаров. По-настоящему крупная личность редко помещается в рамки своей биографии. Выдающемуся русскому военному моряку адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1849-1904) было тесно везде – на суше и на… электронная книга
  • Атомоход идет к полюсу , В. А. Спичкин, В. А. Шамонтьев В.. Мысль о плавании надводного судна к Северному полюсу давно волновала умы многих отважных мореплавателей и полярных исследователей. Это выдающееся событие в истории исследования полярных стран…
  • Отечественные морские ледоколы. От «Ермака» до «50 лет победы» , Никита Кузнецов. 1834 г. в Балтиморе (США) построен деревянный колесный ледокол «Ассистенс». 1864 г. кронштадтский купец М. О. Бритнев переоборудовал для ледового плавания буксирный пароход «Пайлот».1899 г.…

Усилиями коллективов более 350 объединений и предприятий, ста научно‑исследовательских, проектно‑конструкторских и эксплуатационных организаций страны, включая Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова (разработка ядерного реактора ОК‑900), Производственное объединение "Маяк" (переработка ядерного топлива), Центральное конструкторское бюро "Айсберг" ‑ (разработка проекта ледокола), Научно‑исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.

РИА Новости. Юрий Лушин

В постройке ледокола участвовал экипаж корабля. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику .

Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Юрий Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, плавал почти на всех типах ледоколов.

РИА Новости. Роман Денисов

Капитан ледокола Юрий Сергеевич Кучиев

26 декабря 1972 года судно было спущено на воду, 17 декабря 1974 года завершились ходовые испытания корабля. 25 апреля 1975 года состоялся подъем государственного флага на ледоколе и был подписан акт сдачи‑приемки в эксплуатацию судна.

РИА Новости. Юрий Лушин

РИА Новости. Май Начинкин

Корабль имеет четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, площадку для посадки разведывательного вертолёта, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола.

Для усиления ледопроходимости на судне имеется балластная и дифферентная системы , позволяющие изменять осадку носом и кормой при разрушении льда. Буксирные операции обеспечивала кормовая электрическая буксирная лебедка. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки велись автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.

РИА Новости. Юрий Лушин

Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществлялись из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями было выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка расположена на верхнем этаже надстройки.

РИА Новости. Роман Денисов

Ходовой (капитанский) мостик ледокола "Арктика"

С 1975 года ледокол "Арктика" служил для проводки судов по Северному морскому пути.

В 1977 году он выполнил экспериментальный научно‑практический рейс на Северный полюс. 9 августа 1977 года атомоход под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли. Руководил экспедицией министр морского флота СССР Тимофей Гуженко.

В экспедиции принимало участие более 200 человек. В задачи ученых входило не только достижение Северного полюса и проведение комплекса исследований и наблюдений, а также проверка возможностей ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.

РИА Новости. Роман Денисов

Центральный пост управления атомного ледокола "Арктика".

Миновав пролив Вилькицкого, "Арктика" в море Лаптевых повернула на север. 15 августа ледокол вошёл в приполюсный район. 17 августа, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, где толщина льда достигала трёх метров, в 4 часа утра по московскому времени корабль достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов ледокол преодолел 2 тысячи 528 миль.

РИА Новости. Роман Денисов

Экипаж и участники экспедиции ледокола отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. На дно океана в точке Северного полюса на глубину около 4 тысяч метров была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР и надписью: "СССР. 60 лет Октября, а/л "Арктика", широта 90°-N, 1977 г.".

За 15 часов, которые атомоход провел на Северном полюсе, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Водолазы осмотрели винты, они были в порядке, и ледокол пошел домой в Мурманск.

РИА Новости. Юрий Лушин

Ледокол "Арктика" прокладывает путь для судов в районе мыса Харасавэй в Карском море.

За осуществление первого в истории плавания надводного корабля к полюсу атомный ледокол "Арктика" был награжден орденом Октябрьской Революции , весь экипаж ледокола, участники высокоширотной экспедиции, а также большая группа специалистов, обеспечивавших экспедицию, ‑ орденами и медалями. Капитан Юрий Кучиев, главный инженер‑механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции Тимофей Гуженко.

"Арктике" принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года ледокол

А теперь начнем с истории...

Атомный ледокол «Арктика» вошел в историю как первый надводный корабль, достигший точки Северного полюса. Атомоход «Арктика» (c 1982 года по 1986 год носил название «Леонид Брежнев») является головным кораблем серии проекта 10520. Закладка судна состоялась 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. В создании ледокола принимали участие более 400 объединений и предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова и Научно-исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.

Ледокол был спущен на воду в декабре 1972 года, а в апреле 1975-го судно ввели в эксплуатацию.

Атомоход «Арктика» был предназначен для проводки судов в Северном Ледовитом океане с выполнением различных видов ледокольных работ. Длина судна составила 148 метров, ширина - 30 метров, высота борта - около 17 метров. Мощность атомной паропроизводящей установки превышала 55 мегаватт. Благодаря своим техническим показателям атомоход мог проламывать лед толщиной 5 метров, а в чистой воде развивать скорость до 18 узлов.

Первый поход ледокола «Арктика» к Северному полюсу состоялся в 1977 году. Это был масштабный экспериментальный проект, в рамках которого ученые должны были не только достигнуть географической точки Северного полюса, но и провести ряд исследований и наблюдений, а также проверить возможности «Арктики» и устойчивость судна при постоянном столкновении со льдом. Участниками экспедиции стали более 200 человек.

9 августа 1977 года атомоход вышел из порта Мурманска, взяв курс к архипелагу Новая Земля. В море Лаптевых ледокол повернул на север.

И вот 17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль. Исполнилась вековая мечта моряков и полярных исследователей многих поколений. Экипаж и участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом с полюса моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР и с надписью «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.».

Этот ледокол имеет высокие борта, четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола. Корпус ледокола сделан из высокопрочной лигированной стали. В местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок, корпус усилен ледовым поясом. На ледоколе имеются дифферентная и креновая системы. Буксирные операции обеспечивает кормовая электрическая буксирная лебедка. Для ведения ледовой разведки на ледоколе базируется вертолет. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки ведутся автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.

Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществляются из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка - центр управления судном. На атомоходе она расположена на верхнем этаже надстройки, откуда открывается больший обзор. Ходовая рубка вытянута поперек судна - от борта до борта метров на 25, ширина ее - около 5 метров. На передней и боковых стенках почти сплошь располагаются большие прямоугольные иллюминаторы. Внутри рубки только самое необходимое. Вблизи бортов и посередине располагаются три одинаковых пульта, на которых находятся ручки управления движением судна, индикаторы работы трех винтов ледокола и положения руля, курсоуказатели и другие датчики, а также кнопки заполнения и осушения балластных цистерн и огромная тифонная кнопка для подачи звукового сигнала. Вблизи пульта управления левого борта располагается штурманский стол, у центрального - рулевой штурвал, у пульта правого борта - гидрологический стол; около штурманского и гидрологического столов установлены тумбы радиолокаторов кругового обзора.


В начале июня 1975 атомоход провел по Северному морскому пути на восток дизель-электрический ледокол "Адмирал Макаров". В октябре 1976 года вырвал из ледового плена ледокол "Ермак" с сухогрузом "Капитан Мышевский", а также ледокол "Ленинград" с транспортом "Челюскин". Капитан «Арктики» назвал те дни "звездным часом" нового атомохода.

«Арктика» была выведена из эксплуатации в 2008 году.

31 июля 2012 года был исключен из Регистровой книги судов атомный ледокол «Арктика» - первый корабль дошедший до Северного полюса.

По информации озвученной представителями ФГУП “Росатомфлот” прессе, полная стоимость утилизации а/л "Арктика" оценивается 1,3-2 миллиарда рублей, с выделением средств по федеральной целевой программе. Недавно шла широкая кампания по убеждению руководства в отказе от утилизации и возможности модернизации этого ледокола.

А теперь подходим ближе к теме нашего поста.


В ноябре 2013 года на том же Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки головного атомного ледокола проекта 22220. В честь своего предшественника атомоход получил название «Арктика». Универсальный двухосадочный атомный ледокол ЛК-60Я станет самым крупным и мощным в мире.

Согласно проекту, длина судна составит более 173 метров, ширина - 34 метра, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 метров, водоизмещение - 33,54 тыс. тонн. Он станет самым большим и самым мощным (60 МВт) атомным ледоколом в мире. Атомоход будет оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.


16 июня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220», — говорится в сообщении предприятия, которое цитирует РИА Новости.

Таким образом, конструкторы прошли один из самых важных этапов в строительстве корабля. "Арктика" станет головным судном проекта 22220 и даст начало группе атомных ледоколов, необходимых для освоения Арктики и укрепления присутствия России в этом регионе.

Сначала настоятель Николо-Богоявленского Морского собора провел крещение атомного ледокола. Затем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, следуя традициям кораблестроителей, разбила бутылку шампанского о корпус атомохода.

"Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, корабелами. Возникает чувство гордости за нашу страну, людей, которые создали такой корабль", — сказала Матвиенко. Она напомнила, что Россия — единственная страна, обладающая собственным атомным ледокольным флотом, который позволит активно выполнять проекты в Арктике.

"Мы выходим на качественно новый уровень освоения этого богатейшего региона", — подчеркнула она.

"Семь футов под килем тебе, великая "Арктика"!" — добавила спикер Совфеда.

В свою очередь, полпред президента по Северо-Западному Федеральному округу Владимир Булавин отметил, что Россия строит новые корабли, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

"Если хотите, это наш ответ вызовам и угрозам современности", — сказал Булавин.

Генеральный директор госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко, в свою очередь, назвал спуск нового ледокола на воду большой победой и конструкторов, и коллектива Балтийского завода. По словам Кириенко, "Арктика" открывает "принципиально новые возможности и в области обеспечения обороноспособности нашей страны, и решении экономических задач".

Суда проекта 22220 смогут проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до трех метров. Новые корабли будут обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Двухосадочная конструкция позволяет использовать судно как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.

По контракту с ФГУП "Атомфлот", Балтийский завод построит три атомных ледокола проекта 22220. 26 мая прошлого года был заложен первый серийный ледокол этого проекта "Сибирь". Осенью нынешнего года планируется начать строительство второго атомохода "Урал".

Контракт на строительство головного атомного ледокола проекта 22220 между ФГУП "Атомфлот" и БЗС был подписан в августе 2012 года. Его стоимость составляет 37 млрд рублей. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между БЗС и госкорпорацией "Росатом" в мае 2014 года, стоимость контракта составила 84,4 млрд рублей.

источники