Конспект прогулки «Наблюдение за птицами весной. Наблюдение за перелетом птиц Наблюдение за полетом птиц цель

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Зоя Разумная

Конспект прогулки "Наблюдение за птицами весной"

Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной.

Образовательные: расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; знания детей о видах птиц, название птиц, их внешние признаки, питание, повадки, условия проживания.

Развивающие: развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, наблюдательность, интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление.

Воспитательные: формировать желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, инициативу и самостоятельность.

Ход наблюдения:

Воспитатель:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня. (Весна)

О каком времени года говорится в загадке? (О весне)

Воспитатель: Правильно, дети, наступила прекрасное время года - весна.

А как вы можете описать весну? Какая она? (солнечная, зеленая, ласковая, теплая, светлая, радостная)

А какие изменения происходят в природе с приходом весны?

Воспитатель читает стихотворение «Весна»:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» –

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут –

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки –

Их желторотые птенцы.

Воспитатель: Дети, понравилось вам стихотворение?

О каких птицах идет речь в стихотворении? (Перелетных.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите (ответы детей)

Что вы знаете о перелетных птицах?

Почему весной перелётные птицы возвращаются на Родину? (ответы детей)

Воспитатель: Солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы.

Какие перелетные птицы поселились дружной компанией на деревьях школьного двора? (грачи)

Дети наблюдают за поведением грачей.


Рассматривают следы птиц на снегу и гнезда



Каких перелетных птиц вы еще можете назвать?

– Чем заняты птицы весной?

Какие птицы заботятся о своем потомстве?

Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)

Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)

Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).

Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)

Воспитатель: Скоро в птичьих гнездах появятся яйца. Птицы будут насиживать их, а потом из яиц появятся птенцы. Заботливые родители разыскивают им корм: комаров, мошек или гусениц.

Воспитатель :Представьте, что вы очутились в весеннем лесу, как вы себя будете вести (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.)

Воспитатель: Весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц.

Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям.

Почему птиц называют помощниками? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Подвижные игры: "Птички и дождик", "Гуси-гуси".

Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.

Трудовая деятельность: Уборка территории детской площадки (сбор сухих веточек).

Цель: воспитание бережного отношения к природе, желание соблюдать чистоту на участке.







Дорогие друзья, благодарю за внимание и поддержку!

Публикации по теме:

1 апреля отмечается экологический праздник «Международный день птиц». С 1926 года и в нашей стране каждой весной проводится День.

Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Один из лучших знатоков.

Конспект прогулки «Необыкновенное путешествие весной» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. 1. НАБЛЮДЕНИЕ. 1. Обратить внимание детей на изменения в природе весной: стало тепло,небо голубое и только кое-где.

Конспект прогулки во второй младшей группе «Наблюдение за птицами». Цель: - уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; - учить детей различать птиц по двум-трем характерным.

Консультация для родителей «Прогулки с детьми и наблюдение за птицами» Консультация для родителей Прогулки и наблюдения с детьми за птицам Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это.

Каждому научному исследованию свойственны свои пу­ти и методы, более или менее многочисленные, которые с различной скоростью приводят к цели. Это в равной мере зависит как от накопленного в данной области науки опы­та, так и от предмета исследования.

Точно так же и в науке о перелетах птиц соответствен­но многообразию стоящих перед ней задач существуют различные направления исследования. Если рассматривать каждое в отдельности, то у них как будто мало общего Но всех их можно, тем не менее, свести к двум основным формам: наблюдению и эксперименту, которые связаны между собой различными переходами.

Мы уже видели, что развитие науки о перелетах птиц шло от случайных наблюдений явлений к систематической регистрации наблюдаемых фактов и затем переросло в по­пытки анализа фаунистического материала. Большим ша­гом вперед явилось введение кольцевания как вспомога­тельного метода изучения авифенологии. Наконец, стали применяться физиологические методы исследования, кото­рые должны были дать ответ на основные вопросы, до тех пор рассматривавшиеся лишь умозрительно.

Такая историческая смена направлений исследования, однако, отнюдь не означает, что одно из них должно было заменяться другим по той причине, что оно устарело в свете новых знаний. Большей частью оказывалось необхо­димым применение всех этих методов, не утративших свое­го значения и по сегодняшний день. Ниже мы познако­мимся с объемом и значением этих методов, с теми вопро­сами, для решения которых они используются, и с их практическим применением.

В качестве первого метода исследования рассмотрим полевые наблюдения за перелетом птиц.

Значение метода научного исследования полевые на­блюдения приобретают лишь тогда, когда они проводятся систематически и по хорошо продуманному плану. Для этого необходимо сделать точные записи о видах, привести хотя бы приблизительные цифры количества птиц, уста­новить высоту и направление перелета и охарактеризовать погоду. Кроме того, надо попытаться отметить первое по­явление перелетных птиц, увеличение и уменьшение коли­чества прилетных птиц и окончание перелета у отдельных видов в определенной области. На основе этих данных со­ставляются календари перелета для различных видов птиц, по которым в течение нескольких последующих лет можно вычислять средние показатели. Такие календари пе­релета в ограниченных, экологически замкнутых областях при нормальных сезонных условиях погоды точно отража­ют ход перелета во времени. Вейгольд (1930) разработал для острова Гельголанд пространный календарь переле­тов в виде графических схем, охватывавший десятилетний период и почти все встречавшиеся там виды птиц (рис. 2). Для других наблюдательных пунктов также составлены подобные календари, хотя бы для определенных видов птиц и для менее продолжительного времени (например, для Росситтена и Курской косы или Вассенаара в Гол­ландии). В любой другой местности такие данные полу­чить значительно труднее, чем наГельголанде. При срав­нении таблиц, кривых или графических схем можно сде­лать ценные выводы об особенностях перелетов, обуслов­ленных географическим положением, особенностями ланд­шафта и погодой. Дальнейшее развитие этого направления работ заключается в объединении наблюдений над пере­летом, проводимых одновременно в более обширных райо­нах специально подготовленными орнитологами, которые образуют сеть наблюдателей, работающих под единым ру­ководством. Как уже упоминалось, Линней еще в 1750 г. организовал такую сеть наблюдателей. В дальнейшем его примеру последовали многие ученые прошлого века. В итоге этих наблюдений был накоплен огромный материал, который, однако, в связи с неодинаковой надежностью лиц, участвовавших в его сборе, имел ограниченное значе­ние и до сих пор едва подвергся обработке; далеко не полные данные изложены в «Сообщениях комитета наблю­дательных станций Германии», «Орнитологическом журнале» («Journalfur Ornithologie») за 1875-1893 гг. и в журнале «Аквила» («Aquila») Венгерского орнитологиче­ского центра.

Бесспорно, наибольших успехов в этом отно­шении достиг Венгерский орнитологический институт, ко­торый в 1875-1914 гг. с помощью 120-150 подготовлен­ных наблюдателей провел ценную работу и дал сведения по многочисленным вопросам перелетов птиц в Венгрии. Так, Шенк, ставшийвпоследствии руководителем этого инсти­тута, составил карты возвращения различных перелетных птиц. При помощи этих карт можно проследить последо­вательность ежегодного расселения птиц в зависимости от климатических условий и ландшафта. Сходные карты перелетов для некоторых местностей Юго-западной Гер­мании и для Швейцарии составлены Бретшером, уделяв­шим особое внимание изучению влияния климатических ус­ловий. Кук установил, что в Северной Америке изопиптезы канадской казарки приблизительно соответствуют изотер­ме 35°F. Этот факт он поставил в связь с улучшением ус­ловий питания. Позже Саутерн (1938) сравнил изопиптезы деревенской ласточки и пеночки-веснички с данными о распределении тепла весной (рис. 4), в то время как Сливинский (1938) ограничился только изображением изопиптез некоторых видов птиц. Эти авифенологические кар­ты частично берут свое начало от работы Миддендорфа «Изопиптезы России», о которой мы уже упоминали выше. В настоящее время, несмотря на всякого рода затруд­нения, также создаются сети наблюдателей, охватываю­щие обширные пространства. Так, Дрост организовал такую сеть к осеннему перелету1930 г. по всему району Северного моря и получил ценные сведения о деталях пере­лета на различных пунктах побережья. Осенью 1929 г. сетью наблюдателей в менее обширном, но крайне важном для перелета птиц районе Курского залива руководил Шюц. При этом удалось установить поразительное, но для данной местности весьма характерное распределение про­летных путей. В этом же направлении работали в 1933 г. и голландские наблюдатели, сумевшие получить ценные сведения о перелетах в западной части Северного моря и в его отдельных районах.

Конечно, не все местности в равной степени пригодны для наблюдений над перелетом птиц. В некоторых из них он еле заметен, другие же места являются прямо-таки фокусами перелета птиц, и наблюдения в этих районах обещают дать весьма ценные результаты. Эти местности обычно отличаются особым географическим расположени­ем (горные проходы, горы, места, богатые озерами, побе­режья морей, русла рек). Поэтому в таких пунктах орни­тологи многих стран организовали постоянные наблюда­тельные станции, которые впоследствии стали центрами научно-исследовательской работы по изучению перелетов птиц. Это относится, в первую очередь, к Германии, где обе орнитологические станции, Гельголанд и Росситтен, расположенные в центре пролетных путей, сыграли исклю­чительно важную роль в изучении перелетов птиц.

Первая в Германии орнитологическая станция была основана в 1901 г. в маленьком рыбачьем поселке Россит­тен на Курской косе, которая тянется слегка выпуклой ду­гой от Клайпеды на юг по направлению к Земландскому (Калининградскому) полуострову. Ее длина составляет 97 км , а ширина равна в среднем лишь немногим сотням метров. Тинеман оценил значение для перелета птиц этой узкой косы, расположенной между Балтийским морем и Курским заливом, и указал на необычайно благоприятные возможности этого места для наблюдений и исследований. Тогда Германское орнитологическое общество начало контролировать деятельность этой орнитологической станции (которая вначале была просто наблюдательным пунктом) и назначило Тинемана ее руководителем. В 1929 г. он был сменен Хейиротом и его постоянным заместителем Шюцем. Последний оставался в Росситтене почти до конца второй мировой войны. С 1923 г. орнитологическая станция была прикреплена к Обществу покровительства наукам импе­ратора Вильгельма (рис. 5) (Следует указать на коренное различие понятий «орнитологи­ческая станция» (Vogelwarte) - научная станция по изучению пе­релетов птиц - и «станция по охране птиц» (Vogelschutzwarte) - учреждение по охране птиц, - которые нередко путают).

Чем объяснить значение Курской косы для перелетов птиц? Ответим на этот вопрос при помощи прилагаемой схемы. Осенью перелетные птицы из обширных террито­рий к востоку от Балтики (вплоть до Сибири) в боль­шом количестве направляются к побережью, которое, на­чиная от Эстонии, тянется преимущественно в южном направлении. Все сухопутные птицы избегают полета над морем, всвязи с чем они сперва скапливаются на берегу, а затем мигрируют на юг; в пути к ним присоединяются птицы, летящие с севера и востока. Таким образом, этот поток вскоре сильно разрастается, пока возле Клайпеды не достигает оконечности косы. Суша здесь несколько отклоняется на юго-восток, а коса проходит в юго-запад­ном направлении, которое больше соответствует направ­лению перелета птиц. Поэтому птицы в основной массе покидают в этом месте берег и продолжают путь над узкой косой, причем и здесь к ним из внутренних районов Балтики примыкают стаи птиц, стремящихся к косе через вначале еще узкий залив. Коса образует своего ро­да мост, разделяющий водные пространства (отсюда и его народное название «мост перелета птиц»), на котором тес­нятся стаи птиц, пока они не увидят далеко на юге Зем-ландский (Калининградский) полуостров, после чего пти­цы вновь рассеиваются (рис. 6).

Особые географические условия в сочетании с преиму­ществами дюнного ландшафта с его большей частью ред­кой растительностью (и соответственно благоприятными возможностями для наблюдений) позволили выявить здесь такие массовые перелеты птиц, какие не удавалось наблю­дать ни в одном другом пункте Европы. Вот несколько цифр для иллюстрации: в отдельные благоприятные для перелета дни число пролетающих здесь птиц достигало 500 000; только за три утренних часа, с 6 до 9 час, их бы­ло около 200 000. В иные дни это были на 99 % зяблики, которых на этом основании считают особенно типичными представителями массовых перелетов. В тесной связи с этим обстоятельством стоит обилие полученных орнитоло­гической станцией Росситтен данных по многим частным вопросам изучения перелетов птиц.

Совершенно иную картину мы наблюдаем, рассматри­вая положение и значение бывшей орнитологической стан­ции Гельголанд (рис. 8). Она была основана в 1909 г. как отделение Государственного биологического института. За исключением времени первой мировой войны ею образцо­во руководил Вейгольд, пока в 1924 г. его не сменил Дрост. Станция стала известной после работГетке, кото­рый в течение десятилетий проводил на ней наблюдения и впервые указал в своей книге «Орнитологическая стан­ция Гельголанд» («Die Vogelwarte Helgoland») на значе­ние острова для перелетов птиц. Расположенный более чем в 40 км от ближайшего берега круто поднимающийся утес из песчаника площадью всего 0,5 км 2 является для перелетающих через море птиц единственной возможно­стью для отдыха, которой особенно пользуются плохо ле­тающие, а при туманной погоде - и другие птицы. Но особое значение для бесчисленных ночных путешественни­ков имеют далеко видимые огни маяка, они служат одно­временно и указателем пути, и магнитом, который в пол­ной темноте магически притягивает к себе птиц, так что часто огромные массы птиц вторгаются на остров, кото­рый иногда кажется сплошь покрытым ими (После выключения гельголандского маяка в начале второй мировой войны Дрост все же отмечал по-прежнему мощный ноч­ной перелет над островом). Едва ли в каком-нибудь другом месте можно так хорошо проследить именно ночной пролет птиц, который в общем плохо под­дается наблюдениям. Конечно, и другие маяки и брандеры предоставляют подобные возможности для наблюдений, так как и они привлекают многочисленных птиц, которые приближаются к ним с характерными криками, а иногда, ослепленные, влетают в яркую полосу света и нередко по­гибают, ударяясь о стекла или постройки, но гельголандский маяк был настолько же не сравнимым в своем влия­нии, насколько невообразимо мощным был около него ночной пролет птиц.

Иногда при особых условиях погоды в восточных райо­нах Северного моря к Гельголанду устремлялись такие массы птиц, что по сравнению с ними обычные пролеты над островом казались незначительными. Так, дни массо­вых пролетов отмечались в октябре 1940 г. и октябре 1942 г. в связи с похолоданием, распространившимся с севера, и плохими условиями видимости в Гельголандскойбухте.

Такого рода ограниченные во времени массовые и ноч­ные пролеты, характерные для Гельголанда, определяли его значение как орнитологической станции, тогда как в Росситтене особую ценностьпредставляла прежде всего регулярность перелетов.

На Гельголанде не так уж редко появлялись залетные птицы из Сибири, Гренландии, Се­верной Америки и Средиземноморской области, что дока­зывает неоднородность условий перелетов в этом месте, которые в большой степени обусловливались местоположе­нием острова и метеорологическими условиями во всем районе Северного моря (рис. 11).

Третья германская орнитологическая станция Хиддензее (Hiddensee), расположенная перед островом Рюген, была создана в 1936 г. Поставленные перед нею задачи были вначале преимущественно фаунистического и фено­логического характера, что соответствовало местоположе­нию станции. Первый ее руководитель, Штади, подчерки­вал, однако, физиологическое направление работ, и его пре­емникШильдмахер, видимо, собирается их продолжить (Работы по изучению физиологических сторон явления переле­та птиц проводятся в настоящее время в Хиддензее проф. Шильдмахером.- Прим. ред. ).

В этой связи необходимо еще вкратце остановиться на возможностях определения перелетов птиц в ночное время. О наблюдениях возле маяков и о гибели около них птиц уже было сказано. Опасность для птиц еще больше увеличивается, если маяки соединены с радиостанциями, так как тонкие провода антенн, так же, как и телеграфные провода, ночью невидимы. Вследствие этого после ночно­го пролета около маяков часто находят много мертвых или раненых птиц. В Дании их уже в течение многих лет ре­гистрируют и таким образом получают важные сведения о перелетах птиц (см. сообщения Хёрринга «Fuglene ved de danske Fyr»). Вейгольд предложил лампы, которые слегка освещали также верхнюю часть маяка; тем самым были предотвращены удары о них птиц, которые, будучи ослеплены прожектором, не замечали верхней части баш­ни. Эти лампы оправдали себя и на германском побе­режье введены повсюду (рис. 12).

Во внутренних районах суши роль береговых маяков выполняют различные яркие источники света: прожекторы, дуговые лампы, сигнальные огни для самолетов, освещен­ные площади и дома и т. д. Хотя они и не привлекают летя­щих ночью птиц в такой степени, как равномерный огонь сильных ламп маяков, все же часто заставляют их лететь ниже и издавать характерные крики. Крики эти, вероят­но, способствуют сплочению стаи, образуя своего рода «звуковой контакт», но возможно также, что они только выражают состояние возбуждения, которое охватывает птиц при виде внезапно появившихся огней. В результа­те оказывается возможным определять пролетающих птиц по голосам. До сих пор речь шла только о наблюдениях над перелетами птиц в ограниченных районах. Если же та­кие наблюдения проводятся по всей области распростра­нения какого-либо вида птиц (что отнюдь не обязательно делать одновременно и для чего можно использовать раз­личные литературные данные), то становится возможным составить монографии перелетов, содержащих сведения о пролетных путях, скорости перелета, зимовках и осо­бенностях поведения во время перелета представителей данного вида. Лишь в последние годы для этого стали планомерно использовать фенологические наблюдения. Первыми это сделали венгерские орнитологи, затем немец­кий исследователь Гейр и североамериканские ученые, а в последнее время Гроте и Штреземан.

Шагом вперед в описании перелетов в монографиях на основе фенологических наблюдений является попытка ис­пользовать при этом данные современной систематики. Она делит многие виды птиц на легко различимые геогра­фические расы, т. е. различные популяции. Если мы, на­пример, обнаружим ясно отличимую от нашей белой трясо­гузки британскую расу или британскую форму клуши, или гренландскую каменку за пределами их области гнез­дования, то мы можем сделать вывод относительно их пролетных путей и зимовок. Так Штреземану (1927-1934) удалось установить, что часто даже близкородственные расы птиц по-разному относятся к перелету, мигрируют различными путями и зимуют далеко друг от друга, хотя никаких вынуждающих их к этому причин, казалось бы, нет. Поэтому исследования по систематике, например измерения величины и веса, определение состояния оперения, возраста и пола, также составляют часть работ по изучению перелетов птиц, а следовательно, являются за­дачей орнитологических станций.

В наше время многие горожане могут прожить жизнь, так и не заметив ежегодных перелетов птиц. Но еще в недавнем прошлом, когда связь человека с природой была более тесной, перелеты птиц не оставались незамеченными. Были люди, которые регулярно следили за странствиями птиц и пытались понять их причины. Долгое время наблюдения ограничивались подсчетом пролетающих птиц. Выбрав удобное место, наблюдатель определял, какие птицы летят и сколько их. Обычно удается просматривать полосу шириной 60-500 м, в небе мелких птиц можно видеть на высоте до 150-250 м. Способ подсчета видимых пролетающих птиц (визуальные наблюдения) широко применяется и ныне. Существуют национальные и международные комиссии, координирующие эту работу.

Последуем за одним из наблюдателей. Первая задача - выбрать место наблюдения, где пролет птиц наиболее велик. Как правило, это берег водоема, ущелье, цепь островов, мыс, коса - место, где рассеянно летящие стаи птиц концентрируются в узкий поток. На территории СССР есть много таких мест, но, пожалуй, самое интересное - Куршская коса. В хороший пролетный день за первые четыре часа после восхода солнца над ней проносится около миллиона птиц!

Наблюдения начинают с рассвета. Еще в сумерках слышны в небе крики дроздов, в кустах пощелкивают зарянки - кончается ночной пролет, которого мы не видим. Иногда можно услышать шум летящей стаи гусей. Чуть рассветет, и вокруг начинают взлетать отдельные птицы - сойки, голуби, вороны, несколько позже - мелкие воробьиные птицы. Они перекликаются и собираются в стайки, которые куда-то перелетают. Вооружившись биноклем, наблюдатель следит за ними, определяет вид, подсчитывает, записывает.

Вскоре в небе проносятся первые стаи голубей - вяхирей и клинтухов. Сначала пролетают группы по 5-15 птиц, а потом стаи в 100-1000 птиц. Над самыми деревьями и кустами стремительно проносятся, рассыпавшись широким веером, стаи скворцов. Сойки, издавая резкие крики, проскакивают поодиночке открытые пространства между деревьями. Галки, вороны и грачи появляются сначала маленькими группами, а затем рыхлыми, беспорядочными стаями. Изредка проносятся группами гагары, узкие и стремительные, словно реактивные самолеты. Утки пролетают вдоль берега косыми, неровными шеренгами, а чайки тянутся разорванной лентой.

После восхода солнца появляются первые стаи юрков. Зяблики летят еще позднее. Лишь после их появления пролет приобретает свой обычный вид. Отдельные стаи зябликов постепенно сливаются в непрерывный поток, он становится многоярусным, уже невозможно сосчитать летящих птиц, и наблюдатель оценивает их количество на глаз. В пролет включаются стремительные стаи чижей, кусты и деревья переполняются синицами, под ногами проскакивают бесчисленные корольки, наполняя уши тончайшим звоном. Хищники, не спеша, кружат в этой сумятице, перепелятники изредка молнией прошивают кусты, хватая зазевавшихся птиц. До сотни видов птиц летит одновременно, образуя мощный поток. Пролет длится до полудня, а иногда и до самого вечера.

Конечно, наблюдать захватывающую картину пролета птиц очень увлекательно, но все же визуальный метод наблюдения очень несовершенен. Достаточно трассе пролета переместиться немного в сторону, и над наблюдателем за весь день пролетит всего несколько десятков птиц. Очень уж мал обзор, да и подсчет птиц - далеко не легкое занятие. Точность подсчета тоже невелика, многое зависит от способностей наблюдателя.

И в высоту наблюдатель видит очень недалеко. Большинство птиц летит днем на высоте 30-300 м, но некоторые гораздо выше - до 5 км, а в отдельных случаях еще выше. Летчики встречали гусей, грифов, веретенников на высоте 6,5 км. Гусям принадлежит своеобразный рекорд высоты: над Гималаями их видели на высоте 9 км! Человек на высоте более 4 км с трудом переводит дыхание и страдает от сильного холода, а птицы, видимо, не ощущают особых неудобств.

Мелких птиц, летящих выше 250 м, человек не видит, а их довольно много. При попутном ветре птицы летят очень высоко, а при встречном - низко. Человеку кажется, что при попутном ветре летит меньше птиц.

Птицы разных видов летят с неодинаковой скоростью. Некоторые виды птиц летят со скоростью всего 25-30 км в час, а стрижи - до 100 км. Крупные птицы летают не быстрее мелких. Например, ястреб-перепелятник пролетает за час 41 км, ласточка-касатка - 44, ворона - 50, чайка (клуша) - 50, чиж - 51, зяблик - 52, луговой конек - 53, клест - 60, галка - 62, скворец - 74 км.

Несмотря на несовершенство визуальных наблюдений, до начала 50-х годов нашего столетия они были незаменимы, да и сейчас в комплексе с другими способами изучения перелетов приносят пользу. Но теперь есть еще один очень важный метод - наблюдения с помощью радара (рис. 2).

С давних времен человека привлекали птицы. Мечта о свободном полете в безоблачной синеве неба не оставляла умы ученых, философов и простых обывателей. Наблюдение за парящими пернатыми побудило мифологического Икара к созданию крыльев и бесстрашному полету к солнцу. Проходят годы, а люди, поднимая голову к небу, с легкой завистью смотрят вслед улетающим птицам.

Зимующие птицы

С наступлением холодов многие птицы улетают в южные страны, но некоторые остаются зимовать на прежних местах обитания. Наблюдение за птицами зимой может доставить огромное удовольствие любознательным малышам. Заботливые родители охотно отвечают на возникающие в детских головках немыслимые вопросы.

Среди зимующих птиц особо можно выделить синицу. Эта небольшая птичка с яркой желтой грудкой - частый гость приготовленных людьми кормушек. За ней очень интересно наблюдать.

Интересны также важные и степенные вороны, расхаживающие по городским паркам в поисках пропитания. Блестящие перья, отливающие смолянистыми оттенками, переливаются в солнечных лучах, придавая птицам особой горделивости.

На белоснежном снегу, подобно капелькам алой крови, россыпи ягод рябины привлекают снегирей. Красногрудый зимний гость является настоящим символом трескучих морозов, пушистого снега и Нового года.

Наблюдение за птицами у кормушки вызывает трогательное ощущение заботы о крохотных вездесущих воробьях. Привычные и родные птицы в зимние холода большими стаями слетаются к ним в поисках пропитания. Кажется, что только бойкую сороку не пугает приход зимы. Наполняя пространство заливистым треском, с особым азартом прыгает она по ветвям деревьев.

Синица — знакомая с детства птица

Интересной, увлекательной и познавательной может стать зимняя прогулка. Наблюдение за птицами позволяет заметить особенности и повадки, которым в повседневной жизни не придают особого значения. Знакомая с детства верткая синица на самом деле является лесным обитателем. Лишь с наступлением суровой зимы она вынуждена прилетать в населенные пункты в поисках пропитания.

Мало кто знает, что привычных зимних жителей нельзя кормить Синицы оставляют часть корма в зобу, где крошки начинают набухать, вызывая брожение. Такой процесс может привести к гибели желтогрудой певуньи.

Особенности полета синицы

Наблюдение за птицами зимой позволит заметить интересную особенность. Крохотная синица никогда не ест семечку целиком. Прижимая ее лапкой к ветке, она проклевывает оболочку и только тогда приступает к трапезе, отщипывая маленькие кусочки мякоти. Полет синицы - отдельная тема, на примере которой можно заметить способность птицы экономно расходовать силы.

Летают птахи очень быстро, однако взмахивают крыльями редко. Наблюдая за полетом, можно заметить, как крохотные желтогрудки ныряют вниз, затем устремляются в небесную высь, выделывая в воздухе головокружительные трюки. Очень интересно наблюдать за полетом птицы при замедленном воспроизведении видеосъемки, однако даже невооруженным глазом можно увидеть характерные особенности.

Ворона — умная птица

Вороны, вопреки расхожему мнению, очень умные птицы, именно о них дальше пойдет рассказ. Наблюдение за птицами, представляющими семейство Вороновые, иногда может позволить заметить действительно удивительные вещи. Частые гости городских скверов и парков, выискивают на земле блестящие предметы. Постоянные наблюдатели рассказывают увлекательные истории о том, как птицы собирают кусочки фольги, обертки от конфет, крышки от бутылок. Предварительно сделав в снегу небольшую ямку, свои находки вороны надежно прячут, старательно укрывая снегом тайные места.

Отдельного упоминания достойно воронье жилище. Птицы строят свои гнезда на верхушках деревьев, при этом делают это так, что никакой ветер не способен сбросить гнездо с высоких крон. Отламывая тонкие веточки, степенные вороны бережно несут их в гнездо. Казалось бы, на земле множество старых веток, но для птицы они не представляют интереса. Прошлогодние палочки могут быть слишком сухими и ломкими, издавать неприятный запах гнили. Такой материал совершенно непригоден для постройки надежного гнезда.

Снегирь — вестник зимы

Наблюдение за зимующими птицами особенно интересно, когда прилетает вестник зимы — снегирь. Обладатель красной грудки еще со времен Советского Союза запомнился как частый персонаж новогодних открыток. Прилетает снегирь с наступлением зимних холодов из северных стран, оставаясь в наших краях на зимовку.

Особенностью ярких птичек можно назвать их необъяснимую связь. Снегири образовывают пары один раз, соблюдая верность выбранному партнеру в течение всей жизни. Теплые отношения между птицами заметны в заботливом ухаживании. Часто можно наблюдать, как яркий самец подкармливает свою самку, расцветка которой значительно скромнее, чем у зимнего красавца.

Период гнездования у птиц начинается в середине апреля. Простенькое гнездо, способное вместить до 5 яиц, самка насиживает в течение двух недель. А спустя 18-20 дней появившиеся птенцы покидают родное гнездо. В один год самка способна привести два выводка представителей семейства Вьюрковые.

Домовый воробей — самая распространенная птица

Воробей - самый известный представитель пернатых не только среди тех, кто ведет наблюдение за птицами у кормушки, но и по всему Небольшая птичка с характерным оперением и знакомым каждому чириканьем часто поселяется вблизи населенных пунктов. Прилетевший из воробей легко приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. В местах поселения человека пернатый житель с легкостью находит пропитание.

Благодаря высокой плодовитости воробьи образуют большие стаи, живущие по соседству. Уже в начале марта птицы разбиваются на пары и начинают обустройство гнезда. Кладка яиц, состоящая из 7-10 штук, насиживается самкой в течение 12-14 дней. Уже на 10-й день после вылупления молодые воробьи покидают родное гнездо.

Наблюдение за птицами зимой показывает, что воробьи проводят холодный период в местах постоянного гнездования, в отличие от некоторых пород, улетающих на зимовку в теплые края. Люди, неравнодушные к птицам, обустраивают кормушки, к которым с каждым днем слетается все большее количество пернатых.

Осенние миграции птиц

Особой популярностью пользуются среди орнитологов наблюдения за птицами осенью. Закончив период размножения, многие представители пернатых отправляются на активные поиски пропитания. Большинство уже в конце лета начинает готовиться к миграции. Период, предшествующий отлету в южные страны, занимает несколько месяцев. В этот временной отрезок у птиц начинается линька, происходит смена оперения. Обильное пропитание позволяет сформировать подкожный жировой запас, помогающий пернатым совершать длительные перелеты.

Прощание с осенью

Начало осеннего сезона - наиболее интересное время для любителей познавательных экскурсий. Именно в этот период птицы массово покидают насиженные места, начиная осеннюю миграцию. Наверное, сложно найти человека, который никогда не видел, как улетают в теплые страны журавли. Красивый ровный клин, состоящий из множества птиц, с громким курлыканьем отправляется на южные просторы. Прощальная песня журавлей многим навевает легкий осадок грусти как свидетельство окончания теплого времени года.

Как будто сама природа прощается с последними каплями уходящего бабьего лета, ожидая прихода холодной суровой зимы. С наступлением первых холодов ценители живой природы снова с нетерпением ждут момента, когда можно устроить наблюдение за птицами зимой.