Перевод муниципальных услуг в электронный вид. Рекомендации по организации работ по переводу услуг в электронный вид для субъектов российской федерации Этапы перевода государственных услуг в электронный вид

Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет-пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервисы. Российский сегмент Интернета по объему аудитории является крупнейшим в Европе, по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Поэтому перевод услуг в электронный вид - перспективное направление их модернизации, призванное повысить их доступность, снизить коррупционные риски и сократить временные и финансовые затраты государства и граждан.

Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

Впервые о переводе госуслуг в электронный вид говорилось в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В 2006 году в проекте появилось более четкое понимание терминологии и планов по переводу услуг в электронный вид, а также добавилась связь с электронным межведомственным документооборотом. Указанный подход был предложен Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России как важный элемент повышения качества предоставления услуг.

В 2008 году работа по переводу госуслуг в электронный вид вошла в наиболее активную стадию. Было выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид. Работа по переводу услуг в электронный вид потребовала устранения правовых и технологических барьеров. Во-первых, исключение из законодательства требования обязательного «бумажного» документооборота, для чего в 2010-2011 годах были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Во-вторых, формирование Минкомсвязью России инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организация скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.

Для решения этой задачи с 2008 года Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. В 2009 году Правительством были определены 74 федеральные услуги и 56 региональных и муниципальных приоритетных услуг для их перевода в электронный вид.

Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы «Сводный реестр услуг», на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение «Федеральный реестр услуг», ставшее основой для работы Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) .

С момента открытия Единого портала госуслуг в декабре 2009 года он превратился в действенный инструмент доступа к государственным услугам в электронном виде. К концу I квартала 2016 г. количество пользователей, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг превысило 25,5 млн. человек.

Выстраивание всей системы для предоставления госуслуг в электронном виде стало одним из факторов, который позволил Российской Федерации сделать рывок в рейтинге ООН по развитию электронного правительства в 2009-2012 годах. Всего за два года Россия поднялась сразу на 32 позиции - с 59 на 27 место, а из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия заняла третье место в рейтинге - после США (310 миллионов, пятое место рейтинга ООН) и Японии (127 миллионов, восемнадцатое место рейтинга ООН). По версии этого же рейтинга ООН, опубликованного в 2014 году, Россия сохранила прежнюю позицию (27 место). В июле 2013 года Минэкономразвития России предложило новый подход к переводу услуг в электронный вид, поскольку поэтапная модель перевода услуг оказалась слишком формализованной и не учитывала особенности отдельных услуг, тем самым не позволяла органам власти эффективно переводить их в электронный вид. Было предложено перейти к модульной системе, более гибкой, предусматривающей перевод в электронный вид отдельных административных процедур. В декабре 2013 года была утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработанная Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития России, которая определила основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию электронных услуг на период до 2016 года. Утвержден план мероприятий по ее реализации.

Концепция определила 15 приоритетных федеральных и 20 региональных услуг, подлежащих первоочередной оптимизации. С 25 мая 2017 года перечень региональных услуг включает 18 услуг (распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 1027-р).

В рамках указанной оптимизации по каждой из 35 приоритетных услуг разрабатываются соответствующие планы-графики. В целях дальнейшего развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме Правительством Российской Федерации (постановлением от 26 марта 2016 г. № 236) утвердило требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг. В данном акте нашел свое отражение «модульный принцип» перевода услуг в электронный вид, ранее предложенный Минэкономразвития России.

В соответствии с положениями Требований Минэкономразвития России проведена работа по определению целевой модели предоставления в электронной форме всех федеральных государственных услуг. По результатам указанной работы на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 3 марта 2017 года одобрена сводная матрица составов действий, выполнение которых обеспечивается заявителю при предоставлении государственных услуг в электронной форме (протокол от 3 марта 2017 года № 94пр). В настоящее время Минэкономразвития России в соответствии с поручением подкомиссии продолжает ведение сводной матрицы на постоянной основе.

Мониторинг услуг федеральных органов исполнительной власти

Тематические документы

  • DOCX

    Типовые формулировки для внесения изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг


    Скачать документ 47,92 КБ
  • PDF

    Методика мониторинга качества перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму для проведения мониторинга в 2019 г.

22 июля глава Департамента градостроительной политики Сергей Левкин сообщил, что до конца года городские власти планируют завершить перевод в электронный вид 16 услуг сетевых компаний, что значительно упростит процедуру подключения жилья и другой недвижимости к инженерным сетям.

Руководитель ведомства пояснил, что в электронный вид будут переведены услуги по выдаче технических условий, заключению договоров о подключении и выдаче актов об осуществлении технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Застройщикам будет предоставлена возможность подачи одного комплекта документов через официальный портал мэра и правительства Москвы, - рассказал Сергей Левкин.

Проведенное в начале июня исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения выявило, что среди застройщиков сформирован запрос на получение услуг по подключению к сетям посредством заполнения единой заявки в электронной форме.

За переход на такую форму обслуживания высказалось 70 процентов опрошенных, - сообщил Сергей Левкин.

На сегодняшний день в электронном виде предоставляются все основные государственные услуги строительной сферы, начиная с оформления градостроительного плана земельного участка и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию - 18 государственных услуг.

Меньше бумаги

Власти столицы уже несколько лет ведут работу по сокращению административных процедур в строительстве.

Так, упрощен сбор информации для застройщиков. В столице создана информационная инфраструктура, обеспечивающая возможность предоставления застройщикам сведений о ранее проведенных геологических и топографических исследованиях.

Цель одна - оперативное решение всех возникающих вопросов и сложностей девелоперов при прохождении административных процедур и получении госуслуг, - говорит заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - Сокращается количество документов на бумажных носителях, и упрощается система взаимодействия бизнеса и власти.

Электронные услуги - это не только экономия времени и нервов застройщика. Подобный вид взаимодействия заявителя и чиновника позволяет исключить личное общение, а значит, снижает коррупционные риски. Процесс совершенствуется день ото дня. Если к концу 2013 года в электронном виде можно было получить 7 из 14 основных услуг в сфере строительства, то сейчас - все ключевые. В 2017 году 90 процентов документов подано онлайн.

Хороший эффект

Согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, в среднем более половины специалистов строительной отрасли отмечают положительный эффект реализуемых реформ. Наиболее позитивные оценки связаны с переводом государственных услуг в строительной сфере в электронный вид.

Около половины опрошенных - 47 процентов респондентов, обращавшихся в органы и организации Стройкомплекса Москвы, отметили, что за последний год взаимодействие с этими структурами улучшилось. При этом в прошлом году такого мнения придерживалось лишь 37 процентов участников опроса.

Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин заявил, что работа по снижению административных барьеров в строительстве ведется по поручению мэра Москвы Сергея Собянина и является одним из приоритетных направлений деятельности.

Застройщики больше не ставят административные барьеры на лидирующие места в списке причин, затрудняющих строительство, - отметил он.- Получение разрешительных документов стоит на восьмом месте, а в лидерах экономические вопросы.

Доступная информация

Получить необходимые сведения застройщики могут на городском портале «Строим просто». Это первая онлайн-площадка для информирования представителей бизнеса об актуальных темах и вопросах, связанных с деятельностью по снижению административных барьеров в строительной отрасли Москвы.

Наиболее полезная для застройщиков информация содержится в разделе «Путеводитель по услугам», где специалист может найти не только перечень всех госуслуг, но и подробную инструкцию их получения, регламенты, правовые документы и многое другое.

II Процесс перевода услуг в электронный вид

1. Анализ административного регламента оказания государственной муниципальной услуги.

Процесс анализа АР Оператором Системы начинается со сверки наименования услуги и ее основных параметров с данными ИС "РГУ". Также АР проверяется на возможность оказания услуги в электронном виде, возможность отправки межведомственных запросов и требованиям к заполнению заявления на оказание государственной/муниципальной услуги. Для муниципальной услуги осуществляется проверка на соответствие утвержденному типовому административному регламенту. В случае выявления неточностей Оператор Системы направляет Пользователю Системы информацию о необходимых исправлениях. Работы по переводу услуги в электронный вид Оператором системы прекращаются до устранения замечаний Пользователем.

2. Проектирование схемы данных услуги.

Проектирование схемы данных услуги производится на основании исправленных (при необходимости) в ИС "РГУ" данных и скорректированном АР. За основу при проектировании берутся следующие параметры АР: варианты оказания услуги, цели оказания услуги, получатели услуги), формы заявлений на оказание услуги, а также перечень документов, предоставляемых совместно с заявлением на оказание услуги. При проектировании схемы данных услуги Оператор Системы вправе запрашивать консультативную поддержку Пользователя Системы по вопросам, связанным с оказанием услуги. Типовой срок выполнения работ по данному этапу - десять рабочих дней.

3. Проектирование и разработка прототипа ИПФ.

Проектирование ИПФ производится Оператором Системы с использованием ИС "СПУ" на основании разработанной схемы данных. Проектирование ИПФ включает в себя разработку визуального наполнения формы, интеграцию с подсистемой ИС "МФЦ" СОЗ для обеспечения возможности приема заявлений. По завершению проектирования ИПФ выводится на тестовый ЕПГУ для обеспечения возможности контроля конечного результата со стороны ответственного сотрудника Пользователя Системы и проведения интеграционного тестирования полного цикла оказания услуги в электронном виде, предусмотренного пунктом 4 настоящего регламента. Типовой срок выполнения работ по данному этапу - пятнадцать рабочих дней.

4. Тестирование прототипа ИПФ.

К проведению тестирования разработанной ИПФ привлекается ответственный сотрудник Пользователя Системы для проведения всестороннего тестирования полного цикла оказания услуги в электронном виде, включающего работу ИПФ на тестовом портале ЕПГУ, отправку заявлений в ИС "МФЦ" СОЗ, обработку заявлений с отправкой промежуточных статусов обработки заявлений и результата оказания услуги (в случае, если отправка результата невозможна в силу требований АР) на тестовый портал ЕПГУ.

По результатам проведения тестирования Оператор Системы совместно с Пользователем Системы подписывают протокол тестирования разработанной ИПФ (далее - протокол тестирования) и утверждается ДИТОО по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему регламенту. В протоколе тестирования ИПФ отражаются обнаруженные недостатки, подлежащие устранению. В случае наличия технической возможности все указанные недостатки устраняются Оператором Системы, о чем в Протокол тестирования вносятся соответствующие сведения.

После устранения выявленных недостатков (при условии наличия технической возможности) протокол тестирования подписывается Пользователем Системы совместно с Пользователем Системы и утверждается ДИТОО. Типовой срок выполнения работ по данному этапу - двадцать рабочих дней.

5. Формирование комплекта технической и эксплуатационной документации для публикации ИПФ.

Необходимая для публикации ИПФ документация разрабатывается Оператором Системы и включает в себя:

Частное техническое задание;

Инструкцию для центра телефонного обслуживания ЕПГУ;

Протокол тестирования.

Максимальный срок выполнения работ по данному этапу - не более семи рабочих дней.

6. Публикация ИПФ на ЕПГУ.

Публикация ИПФ на ЕПГУ производится Оператором Системы на основании утвержденного Протокола тестирования ИПФ. Срок формирования и подачи заявки Оператором Системы на публикацию составляет не более 14 календарных дней. По результатам отправки заявки службой эксплуатации ЕПГУ присваивается номер инцидента, в рамках которого проводится публикация.

Срок публикации зависит от режима работы службы эксплуатации ЕПГУ по публикации ИПФ, а также от устранения технических проблем (если таковые выявлены при проведении публикации).

7. Интеграция ИС "МФЦ" СОЗ с ВИС Пользователя Системы. Интеграция проводится при необходимости оказания услуг с использованием ВИС Пользователя.

Для интеграции ВИС с ИС "МФЦ" СОЗ по типовой схеме, определяемой Оператором Системы, на стороне ВИС разрабатываются веб-сервис приема заявлений и клиент веб-сервиса для отправки сообщений о событиях обработки заявлений. Документацию с полным техническим описанием необходимых доработок по запросу Пользователя Системы предоставляет Оператор Системы (при наличии заявки от данного Пользователя Системы на перевод услуги в электронный вид).

Интеграция ВИС с ИС "МФЦ" СОЗ с использованием схемы информационного взаимодействия, отличной от типовой, производится по согласованию с ДИТОО. Для согласования такой интеграции необходимо предоставить детальное техническое описание предлагаемого решения.

По результатам проведенной интеграции создается рабочая группа по проведению интеграционного тестирования с участием ответственных лиц, назначенных Пользователем Системы, ДИТОО и Оператором Системы (далее - участники интеграционного тестирования). В случае успешного завершения участники интеграционного тестирования подписывают соответствующий Протокол.

8. Подключение ИПФ к системе мониторинга.

После успешной публикации ИПФ на ЕПГУ/РПГУ Оператором Системы производится разработка автотестов для подключения данной ИПФ к системе мониторинга. В зависимости от технической возможности автотесты могут быть короткими (с тестированием доступности ИПФ на ЕПГУ/РПГУ) и полными (с тестированием доступности ИПФ на ЕПГУ/РПГУ, заполнением ИПФ тестовыми данными и отправкой тестовых заявлений Пользователю Системы).

В случае разработки полного автотеста, Оператор Системы сообщает Пользователю Системы набор тестовых данных для обеспечения возможности выделения тестовых заявок Пользователем Системы среди общего потока продуктивных заявок, поданных заявителями.

Мониторинг ИПФ производится по расписанию, определяемому Оператором Системы вплоть до вывода ИПФ из эксплуатации (прекращение оказания Пользователем Системы данной услуги либо изменению ИПФ в соответствии с изменениями в АР).

Комитет государственных услуг города Москвы является методологом и основным постановщиком задачи по переводу государственных услуг в электронный вид и предоставлению государственных услуг в электронном виде в целом. В Москве ежегодно утверждается План работ по переводу услуг и сервисов в электронный вид.

Созданный в 2011 году Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее – Портал госуслуг) одновременно решает несколько задач:

Уменьшение количества посещений органов исполнительной власти (отсутствие необходимости посещать орган власти, что приводит к сокращению временных затрат заявителем);

Повышение доступности государственных услуг - возможность получения услуги вне зависимости от местонахождения;

Повышение прозрачности процедуры получения государственных услуг - возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме онлайн;

Снижение коррупционных рисков.

Портал - это площадка взаимодействия органов исполнительной власти и населения, а также источник информации о государственных услугах и удобный механизм их получения в электронном виде.

Всего за несколько лет нашей работы совместно с органами исполнительной власти города Москвы на Портале госуслуг для юридических и физических лиц организованавозможность получения 265 государственных услуги и сервисов в электронном виде.

На сегодня количество услуг и сервисов с момента запуска Портала увеличилось более чем в 30 раз!

Электронные услуги становятся все более популярными. По состоянию на январь 2018 г. всего на Портале зарегистрировано более 7,8 млн. личных кабинетов физических лиц и более 28,5 тыс. кабинетов юридических лиц.

Количество обращений за услугами и сервисами на Портале за период с момента его запуска составило более 849 млн обращений из них за 2018 год – порядка 217 млн обращений.

Ключевой тренд 2017-2018 года – перевод услуг в исключительно электронный вид с отказом от бумажных форм взаимодействия с заявителями.

В качестве пилотной сферы для физических лиц выбрана сфера образования. Последовательно в течение последних 3 лет переведены исключительно в электронный вид запись в детские сады, запись в первый класс, сервис электронного дневника и даже электронного пополнения баланса на питание в школьных столовых. Для выпускников реализовали возможность получения результатов экзаменов в электронном виде.

С сентября 2015 г. года мы перевели в исключительно электронный формат запись детей в кружки и секции дополнительного образования. Сегодня любой родитель благодаря этому решению может найти информацию обо всех занятиях во всех городских учреждениях и выбрать для себя интересное и подходящее по разным критериям: месту расположения, возрасту, виду занятия, платности. Только за 2017 год мы приняли более 1 млн. заявлений, что вывело этот сервис в число самых популярных.

С сентября 2015 г. в электронном виде можно подать заявление на соцкарту школьника. Этот сервис оказался очень популярным – примерно половина москвичей сразу оформили заявление в электронном виде. С декабря прошлого года соцкарту школьника можно оформить только в электронном виде через портал. 30 марта 2016 возможность оформление социальной карты в электронном виде возникла и у студентов. В конце 2017 года на портале появилась услуга «Прикрепление ребенка к детской поликлинике», в 2018 году – «Оформление полиса ОМС», «Прикрепление к стоматологической поликлинике», «Запись детей в группу кратковременного пребывания в детском саду», «Запись в группу продленного дня».

Электронные услуги в сфере образования (количество обращений за весь период работы Портала):

- – более 455 млн обращений;

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПЕРЕВОД УСЛУГ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД Дмитриева Наталья Евгеньевна, доцент кафедры теории и практики госуправления, ксн

Место России в рейтинге по значению Индекса развития ИКТ В рейтинге 167 стран Среднее значение за 5 лет выросло с 4, 14 до 5, 03 Россия продвинулась на одну позицию, но при этом сократила разрыв с лидером в 1, 5 раза

Государственная программа «Информационное общество (2011 — 2020 годы)» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15. 04. 2014 № 313 включает 4 подпрограммы: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе» ; «Информационная среда» ; «Безопасность в информационном обществе» ; «Информационное государство» Цель Программы: повышение качества жизни граждан на основе использования ИКТ Целевые индикаторы и показатели: место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий; доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме; снижение доли населения, не использующего информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по соображениям безопасности, в общей численности населения; степень дифференциации субъектов Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития; удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с домашнего компьютера, в общем количестве домашних хозяйств; количество высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности «связь»

Информационное общество: тенденции развития в субъектах,

Как Интернет способствует развитию? Снижает информационные издержки: сокращает расходы на получение информации, увеличивая объемы доступной и прозрачной информации Способствует интеграции (потребитель – поставщик) Создает информационные товары и услуги («феномен Шацзи») Способствует росту эффективности и производительности труда Способствует инновациям Расширяет возможности гражданского контроля Повышает качество управленческих процессов

Определения из Федерального закона от 27. 07. 2010 № 210 -ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – предоставление услуг с использованием ИТ-технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями; портал государственных и муниципальных услуг — государственная информационная система, обеспечивающая предоставление услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг; межведомственное информационное взаимодействие — осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, многофункциональными центрами; межведомственный запрос — документ на бумажном носителе или в форме электронного документа о представлении документов и информации, необходимых для предоставления услуги, направленный органом, предоставляющим услугу, в другой орган власти

Единая инфраструктура данных (общефедеральные системы) Реестр государственн ых (муниципальны х) услуг. Прикладные ИКТ-системы федеральных и региональных ОИВ Инфраструктур а информационно го взаимодействия и предоставления государственны х услуг (ЕПГУ, РПГУ, ЕСИА, система досудебного обжалования, Ваш контроль и др.)Обеспечивающ ие ИКТ-системы (СЭД, бухгалтерский, кадровый учет и пр.) гражда не организац ии Техническая инфраструктура Архитектура электронного правительства

Единый портал и Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг Постановлением Правительства Российской Федерации от 24. 10. 2011 № 861 утверждены Положения о ЕПГУ и ФРГУ состоит из: а) реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и органами государственных внебюджетных фондов; б) реестр государственных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления; г) справочная информация. Перечень сведений о государственной (муниципальной) услуге, услуге учреждения (организации) в ФРГУ включает: Стандарт предоставления услуги (ст. 14 210 -ФЗ) + межвед + досудебное обжалование + электронная запись на прием для представления заявлений и документов с использованием ЕПГУ

ФГИС ЕСИА и ЕПГУ Постановлением Правительства Российской Федерации от 28. 11. 2011 № 977 утверждены требования к ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» обеспечивает санкционированный доступ участников информационного взаимодействия заявители — физические и юридические лица

Возможности ЕПГУ Для предоставления (выполнения) в электронной форме государственных и муниципальных услуг (административных процедур (действий), а также услуг учреждений (организаций) с использованием единого портала обеспечиваются: а) возможность подачи заявителем в электронной форме заявления о предоставлении услуги и иных документов, необходимых для получения услуги (далее соответственно — заявление, документы); б) доступность для копирования и заполнения в электронной форме заявлений и документов; в) возможность получения заявителем сведений о ходе рассмотрения заявления, поданного в электронной форме с использованием единого портала; г) возможность получения заявителем результатов предоставления услуги в электронной форме, за исключением случаев, когда предоставление результатов услуги в указанной форме запрещено федеральным законом; д) возможность уплаты заявителем в электронной форме государственной пошлины или иной платы за предоставление услуг; е) возможность электронной записи на прием; ж) возможность предоставления в электронной форме документов и сведений, необходимых для выполнения уполномоченными на исполнение государственных функций органами исполнительной власти административных процедур (действий), в случаях, если выполнение таких административных процедур (действий) в электронной форме предусматривается законодательством Российской Федерации.

ФГИС БГИР и ЕСНСИ ФГИС «Единая система нормативной справочной информации» Создан официальный информационный интернет-ресурс http: // nsi. gosuslugi. ru — Технологический портал ЕСНСИ

СМЭВ Постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия» https: //smev. gosuslugi. ru/portal/

29 Этапы зрелости электронной услуги Порталы госуслуг УЭКРеестр госуслуг Бланки, формы примеры документов Учетная система. Блок-схемы оказания услуг в электронном виде. Система идентификации Заявителя СЭД ИОГВ УЦ для ЭЦП

Перевод услуг в электронный вид Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993 -р утвержден перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде

Источники по темам информационного общества и электронного правительства Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212; постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 — 2020 годы)»; постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» ; распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516 -р «Об утверждении концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» ; распоряжение Правительства Российской Федерации № 991 -р от 9 июня 2014 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516 -р»