Родительское воспитание и обучение. Как орлы учат летать своих птенцов? Как учат птенцов

Начнем с конца вопроса -
С дерева или куста самка отламывает веточку, берёт её в клюв, поднимается на большую высоту и с этой веточкой начинает там кружить. Вокруг самки начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит. И вот какой-то орёл подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть,а затем приносит её к самке очень аккуратно, из клюва в клюв. Орлица берёт эту ветку и опять бросает вниз, самец вновь её ловит и приносит ей, а она опять бросает. И так повторяется много-много раз. Если на протяжении определённого времени и неоднократных бросаний ветки орёл каждый раз подхватывает её, то самка выбирает его...

Когда орлы-родители считают, что их птенцам пора летать, они их из гнезда не выталкивают, они просто заставляют орлят принять решение выбраться из гнезда... -

Папа садится на край гнезда и начинает колотить по нему крыльями: молотит, колотит, трясёт это гнездо. Для чего? Для того, чтобы выбить все перья и пух, чтобы остался только жёсткий каркас из веток, который в самом начале они сплели и сложили. А птенцы сидят в этом вытрясенном гнезде, им неудобно, жёстко, и они не понимают, что же случилось: ведь мамочка и папочка были раньше такие ласковые и заботливые.
Мама в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы сидят в гнезде, орут, пищат, не понимают, что же случилось, ведь раньше всё было по-другому. Мама с папой их кормили, поили, а теперь всё пропало: гнездо стало жёсткое, перьев и пуха уже нет, и ещё родители сами рыбу едят, а им не дают.
Что же делать? Кушать ведь хочется, надо выбираться из гнезда. И тогда птенцы начинают делать движения, которые они никогда раньше не делали. Они и дальше их не делали бы, если бы родители продолжали с ними нянчиться. Птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орлёнок вываливается, такой неуклюжий, ещё ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, на отвесном утёсе, чтобы никакие хищники не подобрались.
Птенец срывается с этого склона, брюхом по нему едет, а потом летит в пропасть. И тут папа (тот, который ловил когда-то веточки) стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орлёнка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять на скалу, и всё начинается сначала - птенцы падают, а Отец их ловит на свою спину (вот зачем самка веточку бросала, выбирая будущего отца для своих будущих детей).
И вот в какой-то из моментов падения орлёнок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои боковые отростки-крылья, попадая в поток воздуха и таким образом начинает летать.

Так орлы учат своих птенцов.

И как только птенец начинает летать сам,родители берут его с собой и показывают места, где водится рыба. Они уже не носят её ему в клюве...

Уже находясь в яйце, распознают голоса родителей. Других необходимых для жизни навыков - от простого умения есть к пению - они приобретают после появления на свет.
Как птенцы учатся петь
Молодые самцы птиц из ряда воробьиных начинают петь сразу после рождения. Но чтобы зазвучали настоящие голоса птиц, должно состояться полное развитие органов пения и мышц, которые управляют ими, а это требует некоторого времени. Молодые самцы обычно внимательно слушают упрощенную песню родителей и изучают сначала эту "версию ". Весной они сами начинают петь и постоянно усовершенствуют песню, слушая и повторяя голоса других самцов. Но " мастерами " в этом деле птицы становятся уже только в следующем году.
Самец зяблик, выращенный отдельно от других птиц своего вида, и который никогда не слышал их голосов, тоже пробует петь, но его пение не похоже на типичное пение зяблика. В общем, песни всех зябликов немного отличаются между собой в зависимости от того, где живут птицы. Эти различия сохраняются, поскольку молодые самцы принимают от родителей типичную песню с элементами местного "диалекта". Такого же пения учатся и другие виды птиц. Австралийский лирохвост, слушая пение других видов птиц, состоящий из фрагментов чужих мелодий собственную песню. Он живет в непроходимых зарослях и требует богатого репертуара, чтобы привлечь внимание самки. То же наблюдается и у других видов. Например, в песнях черных дроздов и больших синиц появляются мотивы птиц, которые гнездятся вблизи, и другие звуки, которые они слышат вокруг, например, даже свисток паровоза. Птенцы всех певчих птиц постоянно прислушиваются и пытаются подражать звукам, которые их окружают. Птенцы должны научиться тем самым важным вещам, как и все животные : отличать подходящую для них пищу от непригодной, друзей от врагов, родителей от других представителей вида, важную информацию от неважной. Постепенно они учатся также приспосабливаться к изменениям среды обитания.
ПЕРВЫЕ УРОКИ
Механизм раннего обучения, или импринтинга (отображение) открыл и описал австрийский врач, автор этологии Конрад Лоренц. Этология - это направление зоопсихологии, изучающая поведение животных в естественных условиях.
Утята учатся узнавать голос матери, еще находясь в яйце. Ее карканье для птенцов, которые только вылупились, - сигал, что выделяет родителей. Мать-первая, кого видит утенок, вылупившись из яйца. Этот образ отражается у него в памяти и остается в ней на всю жизнь, как символ самки. Гусята запоминают НЕ звуки, а движения. Поэтому символом матери для них могут быть другие виды животных, человек и даже предмет, если это будет первый большой движущийся объект, который они увидят после вылупления. Импринтинг помогает птенцам запомнить образ матери как защитницы и источники корма.Вот первые уроки вождения автомобиля это есть испытание страха и знаний ПДД.
НАВЫКИ
Если над гусятами пролетит хищная птица, они разбегаются и прячутся в траве. Вскоре дети понимают, что, например, гусь не представляет угрозы, и в этом случае перестают прятаться.

ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ ПРОБ
Птенцы от природы очень любознательны. Они исследуют тому, что их окружает, и получают определенные навыки, которые потом помогут лучше запомнить и использовать все, что находится вокруг них. Это особенно важно для перелетных птиц, которые, возвращаясь из теплых краев, должны найти места гнездования. Почтовые голуби имеют хорошую память. Они с легкостью находят свою голубятню. Ориентация во время полета - это очень сложное явление. Если взрослую птицы перенести в отдаленное от пути его перелетов место, то он без особых проблем найдет дорогу домой.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА
Пробуя и ошибаясь, птенцы очень быстро учатся не попадать в неприятные или опасные для них ситуации. Например, желто-черные гусеницы очень неприятные на вкус. Птенцы которые несколько раз ее попробовали, вскоре перестанут клевать гусеницу (даже безобидную) такого же цвета. Очень маленькие утята инстинктивно склевывают из земли все мелкие предметы, даже песчинки. Вскоре утята учатся отличать съедобные предметы от несъедобных.
Птицы стремятся усвоить такие навыки поведения, которые помогут успешно добывать пищу и получать при этом положительный опыт, избегая неприятностей. Можно научить голубя клевать любой предмет, если за это потом его вознаграждать кормом.
В 1921 году в Англии люди впервые заметили, что лазоревка клювом пробивала на стеклянной бутылке крышку из фольги, чтобы добраться до вкусных сливок. Когда другие птицы связали такой тип поведения с пищей, они начали действовать так же. Этот трюк усвоили и другие птицы. Иногда они даже сопровождают работников, которые развозят молоко.
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ПОДРАЖАНИЯ
Многому, например, строительству гнезда или брачному поведении, птицам не нужно учиться - эти действия являются инстинктивными. Другие действия они усваивают, следуя родителей или других взрослых птиц. Кулики - сороки раскрывают раковины моллюсков двумя различными способами. Они разбивают их в самом тонком месте или продвигают клюв в щель и открывают раковины. Птенцы пользуются тем же способом, что и их родители.
Птенцов майны, которых люди хотят научить говорить, забирают из гнезда, пока родители не научили их воспроизводить звуки, то есть свист или крик. В природе попугаи пробуют подражать голосу своего партнера и, таким образом, укрепляют между собой связь.

У страусов, уток, гусей, кур вылупившиеся птен-цы покрыты густым пухом, могут видеть. Как только птенцы обсохнут, они следуют за матерью, которая отводит малышей в уютное безопасное место. Мать выгуливает выводок, охраняет, согревает и учит птенцов, но не кормит. Эти птенцы могут добывать еду само-стоятельно, подражая действиям родителей. Птиц с таким типом развития называют выводковыми (рис. 44.5).

У голубей, дятлов, воробьев, стрижей вылупляют-ся голые или покрытые редким пухом птенцы. Их глаза и ушные отверстия еще некоторое время оста-ются закрытыми. Птенцы не способны поддерживать постоянную температуру тела, не могут передвигать-ся и нуждаются в кормлении. Заботливые родители и кормят, и обогревают, и защищают своих чад. Птенцы очень прожорливы: скворцы приносят корм своим детям до 200 раз в сутки, синицы — свыше 300 раз, а мухоловки — свыше 500. От двух до четырех недель, а у некоторых птиц и дольше, птенцы живут в гнезде, пока не подрастут и покроются перьями. Птиц с таким типом развития на-зывают гнездовыми (рис. 44.6).

Птицы проявляют заботу о потомстве и в других формах. В жаркие солнечные дни родители затеняют птенцов своим телом и крыльями. Они следят за гигиеной своих потомков, выбрасывая помет из гнезда. В случае опасности родители издают сигналы тревоги, чтобы птенцы смолкли и затаились. Защищая своих малышей, родители совершают настоящие подвиги. Они могут ринуться навстречу врагу, упасть на зем-лю и притвориться ранеными. Хромая и волоча за собой крыло, птица отводит подальше от гнезда обманутого хищника, а затем внезапно взлетает. Материал с сайта

На этой странице материал по темам:

  • Каковы отличия между выводковыми и гнездовыми птицами

  • Этапы развития птенцов воробья

  • Бесплатно реферат типы развития птенцов

  • Развитие птенцов выводковое

  • Размножение и развитие птиц реферат

Вопросы по этому материалу:

Никогда не задумывались над вопросом, как учатся летать птицы? Это по-настоящему великолепное и в то же время забавное зрелище, когда еще не совсем окрепший малыш впервые «встает» на крыло. Однако далеко не у всех птиц первый полет проходит на должном уровне, и чаще всего каждый птенец чувствует на себе боль падений и горечь неудач, поэтому для него очень важен пример матери. Именно она показывает ему в первый раз, как летают птицы, приучая своего птенца практически с самого рождения к большой высоте. Ведь абсолютно все пернатые строят свои гнезда высоко на дереве, и это не только для защиты потомства, тишины и покоя. Большинство располагаются на огромной высоте и для того, чтобы птенец с самого своего рождения привыкал к необычным ощущениям за десятки метров над землей. Ведь если его не будет, птица обречена на гибель, поскольку у нее вовсе не разовьется естественный инстинкт.

Многие из нас видели, как Их полет - это нечто завораживающее, не дающее оторвать взгляда. Причем у каждой птицы существует свой собственный, неповторимый стиль, когда она расправляет крылья и взмывает высоко в небо. И чтобы этот полет выходил максимально приятно и комфортно, пернатые учатся порой неделями, а то и месяцами.

Поскольку в дикой природе птицы тренируются летать самостоятельно, поговорим об их обучении в неволе. Представим на миг, что у вас подрастает птенец, которого необходимо учить всему: полету, добыванию пищи, сокрытию от врагов. А показать ему, как летают птицы, можете только вы, точнее, подтолкнуть его к этому ответственному шагу.

Прежде всего, необходимо тщательно рассчитать возраст птенца, когда он уже психологически будет готов к полету. Чаще всего это становится видно, поскольку пернатый уже сам пытается встать на крыло. Пусть даже он еще не видел, как летают птицы, его инстинкты сами подскажут, как действовать и что делать.

Первый полет должен происходить только в безопасной среде. Предпочтительнее выбрать с несколькими деревьями. Последние помогут птичке чувствовать себя комфортнее. При этом не пытайтесь проводить какие-либо тренировки, как говорится, «из-под палки». Это все равно ни к чему хорошему не приведет, ведь ваша птица не сможет научиться летать, не захотев этого.

Когда подходящая территория найдена, необходимо позаботиться о каких-нибудь невысоких преградах, на которые вы будете сажать своего малыша. Первые шаги по освоению высоты необходимо делать только (!) с небольшой высоты. Пусть это будет или стул - для начала и этого хватит.

Как только птенчик научился летать с «малой высоты», можно постепенно увеличивать расстояние. Самый лучший способ - подкидывать его в воздух. Первое время его может это напугать, но в дальнейшем он освоится и станет улетать все дальше от вас.

Так, постепенно вы будете видеть в процессе прогресс, а в конечном итоге станете «учителем» по птичьему полету. Увидеть фото летающих птиц могут все, а вот обучить пернатого самой важной вещи в его жизни - не каждый!

Ученик 4 класса Бобров Дмитрий

Данный проект по окружающему миру раскрывает следующие вопросы:

1) Умеют ли птицы говорить?

2 ) Что позволяет птице виртуозно петь?

3) Каков «птичий язык» ?

4) Ультразвуковое пение, не слышимое человеческим ухом

5) Научное применение звуков птиц

Продуктом проекта является мультимедийная презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Паспорт

проектной работы учащегося

  • Название проекта :
  • Автор проекта : Бобров Дмитрий, 10 лет
  • Руководитель проекта :
  • Тип проекта : информационный

(дидактическая )

  • Аннотация :

Если мы имеем в виду умение птиц общаться друг с другом, передавая сигналы знаками или звуками, то - да. Если же подразумеваем общение, подобное человеческому разговорному языку, то - нет.

Слух птиц в десять раз восприимчивее, чем у человека. Голосовой аппарат птиц по своим размерам занимает большую часть тела и устроен очень сложно.

У птиц существует множество различных звуков, с помощью которых они могут общаться между собой на расстоянии, даже не видя друг друга. Подавая какой-либо сигнал и выражая им свое состояние, птица возбуждает или успокаивает других особей своего вида и тем самым, непреднамеренно оповещает их о ситуации, в которой находится сама. В этом, и заключается механизм действия "птичьего языка" - языка сигналов.

  • Форма продукта

проектной деятельности : презентация

  • Список изученной литературы :
  • Брем А.М. «Жизнь животных» Москва 2004
  • Зауэр Ф. «Птицы обитатели озер, болот и рек» Москва 2002
  • Караев Е. В. «Занимательная орнитология» Москва 1994
  • Ковшарь А. Ф. «Певчие птицы» Алма-Ата 1983
  • Остапенко В.А. Морозов В.И «Певчие птицы» Москва 1991

Предварительный просмотр:

2011

ПРОЕКТ:

О чём поют птицы?

Бобров Дмитрий, ученик 4 Б класса


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ№57»

Тема выступления ученика 4 класса Б Боброва Дмитрия:

« О чём поют птицы? »

О чем поют птицы? О землях родных?
О том, что им снится? Блеск рек голубых?
О том, что прекрасен полет поутру?
Что нежно взбегает тепло по крылу?
О том, что с ветром навечно друзья,
Танцуют в восторге, всем сердцем любя?
О том, что глаз зоркий не знает границ?
Свобода и воля над полем пшеницы?
Но все же… о чем поют птицы?

  • Пение птиц - это одни из самых прекрасных звуков в природе. Иногда, попадая за город, мы слышим пение птиц, и нам может показаться, что они переговариваются друг с другом. Умеют ли птицы говорить?

Если мы имеем в виду умение птиц общаться друг с другом, передавая сигналы знаками или звуками, то - да. Если же подразумевается общение, подобное человеческому разговорному языку, то - нет.

Например, звуковую связь с родителями птенцы устанавливают ещё будучи в яйце, за несколько дней до вылупления. Практически сформировавшиеся птенцы уже подают об этом знать своим родителям своеобразными звуковыми сигналами. Выделено около десятка сигналов этого необычного общения.

Были проведены интересные исследования: в гнездо синичек родители носили корм своим птенцам. Подлетая к гнезду, родители издавали чуть слышный крик, в ответ на который раздавались громкие крики голодных птенцов. Птенцов синицы заменили на чужих птенцов. Когда синица-мать прилетела с кормом и пискнула, в ответ услышала чужой писк. Подлетевших родителей охватило сильное беспокойство. Они долго беспомощно метались, а потом сидели на ветке, трепеща крылышками от волнения, и не пытались кормить чужих птенцов. Лишь спустя много времени, они подчинились сильному родительскому инстинкту, изредка стали приносить корм чужим птенцам, но при этом уже не издавали привычных предупреждающих звуковых сигналов.

Вот другой случай. Как-то деревенские шалуны подложили в гнездо аистов несколько утиных яиц. Для многих птиц такая замена остается незамеченной. А вот чета аистов страшно обеспокоилась. К их гнезду собрались другие аисты, они долго «обсуждали» это странное, с их точки зрения, явление на своем языке, щелкая клювами. Когда же гости разлетелись, случилось непредвиденное: потерпевшая самка аиста поднялась высоко в воздух и, камнем упав вниз, разбилась насмерть. Может её поступок результат всеобщего обсуждения или даже осуждения?

Несмотря на большие успехи в изучении птичьего языка, здесь остается еще много неясного: слишком он многообразен и сложен.

  • Виртуозно петь птице позволяет слух и голосовой аппарат.

Для того чтобы птицы могли демонстрировать свои таланты они нуждаются в отменном слухе. Слух птиц приблизительно в десять раз восприимчивее, чем наш. Птицы способны распознать десять разных звуков там, где люди определяют одну ноту. Люди обрабатывают звуки со скоростью в байтах за 1/20-ю секунды, а птицы за 1/200-ю секунды.

Голосовой аппарат птиц по своим размерам занимает значительную часть тела и устроен очень сложно. У птиц имеется две гортани верхняя и нижняя. Причем главная роль в образовании звуков принадлежит нижней гортани. Оригинальность ее строения заключается в том, что она имеет не один вибратор, или источник звука, как у человека и всех других млекопитающих, а два или даже целых четыре (!) вибратора, работающих независимо друг от друга. Таким образом, голосовой аппарат птицы представляет собой как бы мини-оркестр (дуэт или квартет), при помощи которого птица и исполняет виртуозные «музыкальные произведения». Строение нижней «певческой» гортани птиц так сложно и так значительно различается у разных видов птиц, что у исследователей до сих пор нет единого мнения о механизмах ее работы.

  • У птиц существует множество различных звуков, с помощью которых они могут общаться между собой на расстоянии, даже не видя друг друга. Подавая какой-либо сигнал и выражая им свое состояние, птица возбуждает или успокаивает других особей своего вида и тем самым совсем непреднамеренно оповещает их о ситуации, в которой находится сама. В этом, и заключается механизм действия "птичьего языка" - языка сигналов.

Словарь такого языка чрезвычайно богат и пока что не поддается исчислению.

Все разнообразие звуков, издаваемых птицами, можно подразделить на три группы: сигналы призывные, защитные и звуки комфорта .

Призывные - брачный крик самца, пищевой сигнал, весенняя демонстративная песня

Защитные -предупреждение об опасности, крик испуга

Звуки комфорта . - попискивание птенцов обогреваемых родителями, щебетание сытой греющейся на солнышке птички

  • В начале 60-х годов в голосе птиц были обнаружены даже ультразвуковые обертоны , не воспринимаемые слухом человека. Ультразвуковые обертоны голоса у певчих простираются до 50 000 колебаний в секунду. Встречаются даже некоторые виды птиц, песня которых целиком состоит из ультразвуков.

Мы видим, как эта птичка широко раскрывает рот и вся напрягается, но самих звуков не слышим.

  • Орнитотерапия - лечение пением птиц. Учёные утверждают, что голоса птиц обладают целебным действием.

Например, соловьиное пение и песенки маленькой славки - взбадривает, создаёт настроение, призывает к работе. Оно хорошо лечит депрессивные состояния, неврозы, снимает головную боль.

Учащённое сердцебиение, аритмию могут снять птичьи песни - канареек, певчих дроздов, овсянок, зябликов.

Хроническая гипертония лечится спокойными песнями чёрного дрозда.

Пение птиц не может оставить человека равнодушным. Оно успокаивает, веселит, настраивает на романтический лад, исцеляет душу, приводит в равновесие все процессы, происходящие в его теле. Поющая птица созидает гармонию души, психики и тела, а значит помогает человеку излечиться.

Язык сигналов – «птичий язык» призывные Брачный крик самца Пищевой сигнал Весенняя демонстративная песня защитные Предупреждение об опасности Крик испуга звуки комфорта Попискивание птенцов, обогреваемых родителями Щебетание сытой греющейся на солнышке птички звуки

Х Ультразвуковое пение, не слышимое человеческим ухом Ультразвуковые обертоны

Научное применение звуков птиц Орнитотерапия – лечение пением птиц Соловьиное пение, песенка маленькой славки Лечит депрессивные состояния, неврозы, снимает головную боль Пение канареек, певчих дроздов, овсянок, зябликов Снимает учащённое сердцебиение, аритмию Песни чёрного дрозда Лечение хронической гипертонии

Слушайте пение птиц!