Объекты экологической тропы в детском саду презентация. Создание экологической тропы в доу презентация на тему. «На дубе том….»

МАДОУ детский сад № 210 Проект «Экологическая тропа» группа «Гномики»

Воспитатели:

Баникевич О.В.

Попова Е.В.

Ожидаемый результат Сформированные знания о живой и неживой природе. Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе. Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях. Способы оценки: наблюдение, беседы, анализ продуктов творчества детей. Сроки реализации: 3 года: 2014-2017 годы. План – карта Экологической тропы (Расположена на участке группы) (

  • Цветник.
  • Деревья.
  • Город мастеров.
  • Пеньки.
  • Птичий городок.
СТАНЦИЯ 1: «Цветник»

5. Игры, беседы (Если бы ты был цветком).

6. Составление рассказов о цветах,

сочинение стихов, загадок.

7. Словесные игры (описывать

растения, части растения).

8. Пальчиковые игры («Наши алые цветы»

«Цветы»).

1. Поливка клумбы.

2. Посадка рассады цветов.

3. Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов в зелени и т. п.).

4. Сбор семян.

9. Наблюдение за поведением растений и насекомых (в разное время суток и по характеру погоды).

СТАНЦИЯ 2: «деревья» Объекты для наблюдений: береза, рябина, ель. 1. Рассматривание и наблюдение за деревом в разные времена года. 2. Забота человека о деревьях. 3. Использование луп для наблюдений. 4. Проведение исследований (измерение высоты, толщины). 5. Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений. 6. Связь с животными. 7. Беседы (о хвойных и лиственных деревьях и т. п.). СТАНЦИЯ 3: «Город мастеров»

1. Закрепление знания об объектах живой и неживой природы (беседы, наблюдения и т. п.) .

2. Чтение художественной литературы.

3. Творческая мастерская (лепка, рисование, аппликация и т.п.).

4. Исследовательская деятельность (песок, вода, глина,снег и т. п.).

5. Проведение опытов и экспериментов (песок, вода, глины, снег и т. п.).

6. Коллекционная работа (гербарии,

зарисовки и т.п.).

7. Коллективный труд.

8. Настольные, дидактические игры («Выложи цветы», «Наш сад» и т. п.).

СТАНЦИЯ 4: «Пеньки» 1. Естественное старение дерева. 2. Рассматривание мха и древесных грибов. 3. Связь с животными и насекомыми. 4. Использование луп для наблюдений. 5. Создание условий для второй жизни старых вещей. 6. Исследовательская деятельность (годовые кольца и т. п.)

7. Подвижные игры и хороводные игры («Цветы и ветер»,«Растения» и т. п.).

8. Беседы.

9. Чтение, загадки.

СТАНЦИЯ 5: «Птичий городок» Объекты для наблюдений: кормушки и скворечники на участке. 1. Наблюдение за птицами (строение, зимующие и перелётные, и т.п.). 2. Слушание голосов птиц; слушание писка птенцов. 3. Рассматривание домика для птиц. 4. Выработка правил поведения. 5. Формирование первичных ценностных представлений. 6. Загадки, стихи, песенки. 7. Выявить экологические связи птиц с растениями и животными. Для эффективной работы, необходимо дополнить паспорта всех точек тропинки, в которых нужно отразить рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указать их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. Дополнить загадки, стихи, сказки, пальчиковые гимнастики, игры о каждом из природных объектов.

Методические материалы

спасибо за внимание

Елена Зыкова
Презентация «Экологическая тропа в детском саду»

Министерство образования Российской Федерации

Управление образования г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 561

620146, г. Екатеринбург, ул. Чкалова, д. 117 а, тел.:(343) 240-27-56,

(343) 240-36-49, e-mail: [email protected]

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПИНКА »

Экологическая тропинка – одна из современных форм воспитания и

образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.

Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.

Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность , расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю.

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы : экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры , конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа –

это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ : обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ .

Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности .

Знакомство с жизнью растений закрепляется на занятиях и экскурсиях

сочетается с занятиями в уголке природы. За лето мы собрали гербарий «Лекарственные растения» , «Растения луга» , благодаря которому закрепили знания дошкольников о растениях. Прогулки, экскурсии, то есть непосредственное общение с природой, вызвали у детей большой интерес. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями передавать свои впечатления. И конечно, никто из них не срывал без цели цветы, не ломали ветки, не разоряли гнезда птиц, таким образом, у них появилось бережное отношение к природе, ко всему живому.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем

детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Перспективный план по маршруту экологическая тропинка

Название Цель Объекты

наблюдения

«Лес чудес»

Закрепить название деревьев и кустов,

их строение, внешние признаки;

Учить детей различать деревья и кусты

по внешнему признаку

Систематизировать представления о

хвойных и лиственных деревьях;

Воспитывать бережное отношение. - рябина

«Опытно – экспериментальная площадка»

Продолжать знакомить детей с

разнообразными овощными культурами

и способом ухода за ними;

Вызвать интерес к выращиванию

овощных культур. -помидор;

Кабачок;

Морковь;

Петрушка;

Редиска;

Капуста;

Клубника.

«Тропа здоровья »

Познакомить детей с различными

природными объектами.

Развить навык классификации объектов

Камни различной

структуры;

Ракушки;

Древесина

Кора деревьев

Аптечка «Бабушки Агафьи»

лекарственные растения для здорового

образа жизни;

Учить собирать и сушить лекарственные

растения для оздоровительных

мероприятий в холодное время года. -мать-мачеха,

Подорожник,

Одуванчик;

«Парк бабочек»

Расширять знания и представления об

проявлениях насекомых.

следственные связи, делать обобщения. -мухи;

Бабочки;

Божья коровка;

Червяки;

Гусеницы;

Стрекозы.

«Альпийские горки»

Познакомить детей с видами дикорастущих трав,

Как правильно оформить альпийскую горку и в чем ее особенности.

Тимофеевка луговая

Манжетка

«Птичий двор»

Наблюдение за перелетными,

зимующими птицами,

Воспитывать бережное отношение к

Птичий столбик с

кормушкой

Трясогузки

Клумба победы -прививать у детей чувство гордости за свою страну,

Воспитывать нравственные качества. - цветы

Природный материал

Голуби – как символ мира

«Озеро желаний» -воспитывать чувство прекрасного,

Развивать фантазию и мышление -искусственный водоем

Природный материал

Домик в деревне расширять знания и представления об

особенностях внешнего вида, жизненных

проявлениях домашних животных.

Учить сравнивать, анализировать,

устанавливать простейшие причинно-

следственные связи, делать обобщения. -корова

Метео площадка учить сравнивать, анализировать,

устанавливать время, природные условия -флюгер

«ЛЕС ЧУДЕС»

Объекты для наблюдений : рябина, яблоня, декоративная сирень.

Цель : Расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках ближайшего окружения. Закрепить умение различать и называть части растений.

Активизировать словарь детей за счт слов, обозначающих породы деревьев :

хвойные, лиственные. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Предварительная работа :

Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, растениях.

Наблюдения на прогулке за деревьями, кустарником.

Загадывание загадок о деревьях, пословиц о лесе.

Демонстрационный материал : Картинки с деревьями (дуб, рябина, берза, ель, клн, сосна) ; картинки с частями дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды : шишки, сержки, семена клна и т. д.); натуральные плоды, собранные во время прогулки.

«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА»

Объекты для наблюдений : помидоры, огурцы, перец, кабачки, свекла, морковь, укроп, салат, петрушка, редиска.

Цель : Систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях, растительных сообществах. Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека. Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.

Посадка семян на рассаду . Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.

Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних. Летних и осенних месяцев.

Рассматривание и сбор семян растений.

Труд на грядке : посадка рассады растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме. Сбор урожая.

«ТРОПА ЗДОРОВЬЯ »

Объекты для наблюдений : галька, шишки, кора, древесина, опилки, деревянные бруски, камни различной структуры.

Цель : Познакомить детей с различными природными объектами. Развить навык классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.

Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты :

Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники : камни, семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины, - и т. п.

Разнообразие. Важно, чтобы в коллекции были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

ОБОРОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Примеры коллекций

1. Коллекции «летающих» семян

Летом и осенью предложите ребятам поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром. Можно выделить две основные группы этой коллекции.

Первая группа - семена, которые имеют «крылышки» разной формы : клен, ясень, береза, липа, тополь, сосна, ель.

Ко второй группе относятся семена с «парашютиками» : одуванчик, осот, мать-и-мачеха, бодяк, козлобородник (есть луговые и степные виды, белокопытник (растет на открытых берегах рек, озер, похож на мать-и-мачеху, но с более крупными листьями). Ветром разносятся и семена тополя (знаменитый тополиный пух, пушистые семена иван-чая и семена необычной группы растений, которые называются перекати-поле (в основном это степные, пустынные растения) .

2. Коллекции других семян и плодов

Подобрать как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например :

Коллекция семян и плодов деревьев (кустарников, трав, коллекция «орехов» (каштан, желудь, грецкий орех, лесной орех и др. ,

Коллекция «ягод» (засушенные ягоды или их косточки - шиповник, боярышник, вишня, лимонник, слива, абрикос, бобовых (горох, бобы, фасоль, мышиный горошек,

Коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений, - и другие. В коллекциях обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть даже малыши.

Вариантов коллекций может быть очень много.

3. Коллекция соцветий

Весной можно собрать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как «сережки» (береза, осина, тополь, орешник, ива, ольха) . Опавшие соцветия можно также найти под ясенем и кленом. Все они легко высушиваются и хорошо сохраняются в сухом месте. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

4. Коллекция камней

Работа с коллекцией камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение, и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно : подбирать группы по цвету, размеру, тяжести и т. п., подбрасывать, конструировать, стучать друг об друга, сжимать в ладошке, бросать в воду, - и т. п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции.

Камни сортируются на природные и искусственные камешки : керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Это позволит сравнивать разные камни и на их примере объяснять детям значение термина «природа» и «неприрода» (искусственный объект) .

5. Коллекции ракушек

Коллекции ракушек могут быть разнообразными, но прежде всего раковины можно классифицировать по трем типам : пресноводные (речные, озерные или прудовые, морские и наземные.

6. Коллекция сухих листьев

Разнообразные листья деревьев и кустарников находящихся на территории детского сада .

7. Коллекция коры деревьев (кустарников)

Кора разных деревьев отличается по толщине, трещиноватости (количество и вид трещин, шероховатости, цвету. Желательно, чтобы в коллекциях присутствовали образцы разных пород. При этом нужно помнить, что снимать кору можно только со старых, упавших или спиленных деревьев (в лесу, на даче, а не с живых.

отличается, сосны (разная по толщине, цвету, имеет хорошо выраженный запах, - и других.

Коллекцию можно дополнить веточками деревьев и кустарников и

корой с лишайниками, мхами, небольшими наростами. Коллекция коры является прекрасным объектом для работы : дети могут определять кору на ощупь, по запаху.

8. Коллекции песка, глины, почвы

Песок, различается по размерам зерен (крупные и мелкие зерна, одинаковые и разные по размеру, цвету (оттенкам, примесям (например, глинистый песок) .

Хорошо различаются речной и морской пески. Глина бывает разной по цвету (примесям, степени водонепроницаемости. Почва, в отличие от песка и глины, - это верхний плодородный слой, в котором есть перегнившие остатки растений, их корни и т. п. Почва также бывает разной : черный чернозем, желтовато- коричневатая подзолистая почва, темная торфяная, - и другие.

10. Коллекции лишайников, мхов

Образцы этой коллекции, можно собрать прежде всего со старых поваленных деревьев. В гористой местности интересно поискать и небольшие камни с лишайниками разного цвета и формы, в таежной зоне на ветках деревьев несложно обнаружить свисающие с веток «бородатые» лишайники.

АПТЕЧКА «БАБУШКИ АГАФЬИ»

Объекты для наблюдений : мать-мачеха, подорожник, одуванчик; щавель, календула.

Цель : Познакомить со строением растений, умение находить различия между ними. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах. Познакомить с правилами сбора, хранения и применения.

Прогулка и наблюдения за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.

Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения. Дидактические игры : «Мы-растения» , «Чем полезна?» , «Чей листочек?» , «Угадай, чем лечить» .

«ПАРК БАБОЧЕК»

Объекты для наблюдений : бабочки, майские жуки, божьи коровки, муравьи, кузнечики.

Цели и задачи наблюдений : Формировать желание наблюдать за насекомыми; Дать представления о насекомых и их строении. Подвести к пониманию того, что все насекомые живые. Показать отличительные особенности насекомых.

Рассказать о пользе насекомых :

Общая характеристика насекомых.

Внешний вид насекомых : есть голова, туловище, ноги, крылья.

Предварительная работа :

Наглядно-дидактический материал.

Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о насекомых.

«АЛЬПИЙСКИЕ ГОРКИ»

Объекты наблюдений : тимофеевка луговая, манжетка, лопух

Цель

Предварительная работа :

Дидактические и подвижные игры.

Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о травах.

«ПТИЧИЙ ДВОР»

Птичья столовая работает круглый год. Кормушки укрепляют на деревьях так, чтобы дети могли свободно наблюдать за птицами.

Объекты наблюдений : ПТИЦЫ – голуби, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цели и задачи наблюдений : Дать представлений общие представления о птицах. Учить узнавать птиц по внешнему виду. Закреплять представления о том, что птицы живые. Познакомить с условиями обитания пернатых.

Внешний вид птиц : есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет, пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.

Общая характеристика птиц :

Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые.

Все птицы летают, во время полета машут крыльями.

Птицы купаются в лужах, греются на солнышке, садятся на ветки деревьев, прыгают по земле, клюют червяков.

Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Зимой птицам сложно найти корм. Для этого люди делают кормушки и подкармливают птиц.

Птицы вьют гнезда. В них выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва.

Предварительная работа :

Беседы. Наглядно-дидактический материал.

Дидактические и подвижные игры.

Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о птицах

«КЛУМБА ПОБЕДЫ»

Объекты наблюдений : цветы, природный материал, голуби

Цель : Познакомить с символом мира «Голубь» . Дать представление о празднике «День победы» . Закрепить знания о цветах и их значениях

Предварительная работа :

Беседы. Наглядно-дидактический материал.

Дидактические и подвижные игры.

Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о мире.

«ОЗЕРО ЖЕЛАНИЙ»

Объекты наблюдений : искусственный водоем, фонтан, природный материал

Цель : Познакомить детей с особенностями озера. Воспитавать фантазию и проявлять интерес к окружающему.

Предварительная работа :

Беседы. Наглядно-дидактический материал.

Дидактические и подвижные игры.

Викторины, пословицы, загадки.

«ДОМИК В ДЕРЕВНЕ»

Объекты наблюдений : скотный двор, пасека, рожь, пшеница, кукуруза

Цель : Познакомить детей с условиями жизни в сельской местности, с домашними животными. Дать представление о пшенице, ржи и кукурузе, о пасеке. Закрепить знания об особенностях домашних животных.

Предварительная работа :

Беседы. Наглядно-дидактический материал.

Дидактические и подвижные игры.

Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о деревне, животных, меде и пчелах.

«МЕТЕО ПЛОЩАДКА»

Объекты наблюдений : флюгер,

Цель : Познакомить детей с особенностями альпийских горок. Дать представление о видах дикорастущих трав. Закрепить знания о травах и их значениях

Предварительная работа :

Беседы. Наглядно-дидактический материал.

Дидактические и подвижные игры.

Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о природных явлениях.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитатель МБДОУ № 15 «Ромашка»: Волынкина Р.Ш. Тема: «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы »

Актуальность Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, эффективнее в дошкольном возрасте. Экологическая грамотность - это система знания об окружающем мире, о правилах поведения в природе, бережном отношений к объектам живой и неживой природы и человеку. Экологическая культура - система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Одной из интересных инновационных форм экологического воспитания является создание экологической тропы. Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.

Диагностика сформированности у детей экологической грамотности и культуры 51% детей имеют средний уровень 49 % детей - низкий уровень Анкетирование родителей показало: 65% родителей на природе бывают часто, но элементарные правила поведения в природе не всегда соблюдают по разным причинам - это соответствует среднему уровню развития экологической компетентности, 35% родителей на природе бывают крайне редко и не всегда соблюдают элементарные правила поведения в природе, не владеют достаточной информацией о природе нашего района, края - это соответствует низкому уровню Результаты диагностики и анкетирования

Проблема: Недостаточная сформированность экологической грамотности и культуры у детей. Дефицит взаимодействия детей и их родителей с природой. Не у всех родителей сформирована экологическая компетентность

Цель: формирование экологической грамотности и культуры детей. Задачи: Изучить научно - методическую литературу по методической теме. Составить перспективный план работы с детьми, родителями. Составить картосхему экологической тропы на территории детского сада, выбрать наиболее интересные видовые точки для изучения. Формировать экологическую грамотность и культуру у детей Повышать уровень экологической компетентности родителей. Отслеживать уровень сформированности у детей экологической грамотности и культуры, у родителей экологической компетентности.

Предполагаемые результаты: Повышение показателей качества сформированности экологической грамотности и культуры у детей на 20 и более %. Повышение уровня экологической компетентности родителей на 20 и более %.

Анализ научно методической литературы В своей работе опирались на следующие программы: Программа С. Николаевой «Юный эколог», которая решает вопрос становления начал экологической грамотности и культуры у детей и развитие их у воспитывающих их взрослых. Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» предполагает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А Васильевой.

С целью систематической работы нами составлен перспективный план работы с детьми родителями, направленный на формирование знаний детей об объектах живой природ (беседы, викторины, развлечения, экологические игр)

Организация экологической тропы Для организации экологической тропы мы обследовали территорию и выбрали наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки: «Мини – огород», «Поле», «Сад», «Огород», «Лес», «Столовая для птиц», «Муравейник». Совместно с родителями составили картосхему тропы

Работа на видовых точках На экологической тропе мы организовали разнообразную трудовую деятельность. Дети не только наблюдали за растениями, но и делали грядки, сеяли семена моркови, свеклы, редиса, высаживали рассаду капусты, огурцов. Воспитанники с удовольствием ухаживали за грядками, поливали, пололи их. На видовых точках «Лес» и «Сад» высаживали саженцы смородины, ирги, клубники, дуба, лиственницы, кедра. Дети ухаживали за саженцами: обрезали сухие ветки, белили стволы. На видовой точке «Столовая для птиц» зимой дети с родителями делали и развешивали кормушки, а весной скворечники. \

Предметно- развивающая среда Уголок экспериментирования, оборудованный микроскопом, лупами, с помощью которых мы вместе с детьми рассматривали камни, веточки, листья и шишки, кору разных деревьев. « Огород на окне», где выращивались овощи в зимнее время. Уголок природы. Библиотека. В ней представлена художественная детская литература о природе. Это книжки А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, К. Ушинского, М. Пришвина, С. Есенина, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, К. Паустовского, Г. Снегирева и др. Родители и дети имеют возможность пользоваться этой литературой.

На экологической тропе мы играли в подвижные игры «Лиса и зайцы», «Хороводная огородная», «Сова». Решали проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?»; рисовали на асфальте «Письма для хозяина тропы», «Дары природы». При наступлении зимы продолжали наблюдения за погодой, снегом.

Свою работу мы строили на усвоении детьми системы знаний о природе. Способствовали формированию трудовых умений и навыков, воспитывали эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатство. Знания, полученные на экологической тропе, мы закрепляли в группе. Проводили непосредственно образовательную деятельность, на которой давали возможность детям сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомили детей с новым материалом, который использовали на экологической тропе. Мы широко использовали загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).

Работа с родителями Организовали семейный клуб «Колосок » Совместно с родителями организовывали походы выходного дня на турбазу, в березовую рощу (микрорайон Северный); маршрутные экскурсии по экологической тропе в детском саду; Родители совместно с детьми участвовали в акции «Мусор земле не к лицу» Изготавливали поделки из бутылок и пакетов.

Для самостоятельной деятельности детей мы предлагали рассматривание иллюстраций на экологическую тему «Растения Красноярского края», «Животные Красноярского края». Мы готовили трафареты (листья, фрукты, овощи, домашние и дикие животные); шнуровка силуэтов диких животных; раскрашивание камней и семян; изготовление поделок из природного и бросового материалов; собирание листьев и изготовление коллажей, гербариев

Результаты диагностики экологической грамотности и культуры у детей старшей и подготовительной групп детского сада №15 «Ромашка Результаты мониторинга экологической компетентности родителей

Выводы Таким образом, с помощью экологической тропы нам удалось повысить экологическую грамотность и культуру детей, сформировать экологическую компетентность родителей. Свой опыт работы мы можем рекомендовать педагогам ДОУ, для формирования экологической грамотности и культуры у дошкольников.


Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Цель проекта:

Развитие познавательного отношения детей 3-7 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей педагог совместно с ними выбирает «хозяина тропинки», причем, в каждой группе свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Флорик, Земляничка, Божья коровка и др. Персонажи стоят вначале маршрута, приветствуют детей, периодически посылают детям письма-задания, участвует в театрализованных представлениях. В начале пути по экологической тропе расположен план.

В состав экологической тропинки ДОУ № 80 входят следующие видовые точки:

Естественные:

Ель с гнездом диких голубей

Старые пни

Луговые травы

Лесные травы

Кленовая роща

Муравейники

Туевая роща

Березовая роща

Стилизованные и специально созданные объекты экологической тропы

Цветники

Альпийская горка

Скворечники

Кормушки для птиц

Этнический уголок

Детская метеостанция

Лесное озеро

Сельский двор

Детский огород

Уголок лекарственных растений

Уголок леса

Поляна насекомых

К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес

Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная. На объекте «Огород» есть календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая. На тропинке размещено «Знаковое дерево», где прикреплены различные природоохранительные знаки и мудрая сова, держащая красную книгу природы:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету -

Ведь другой, похожей, нету!

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей Курской местности (лес.луг, поляна, водоем, озеро). Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Мы представили и разнообразие насекомых, беспозвоночных животных, млекопитающих, с определенными растениями так как они связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания

В результате реализации проекта:

Значительно вырос уровень экологических знаний о природе Курского края,

Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

Улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы

Перспектива развития экологического проекта:

1. Создание уголков природы разных климатических поясов.

2. Уголок «Замечательный сорняк».

3. Оформление вместе с детьми «Жалобной книги природы».

4. Максимальное использование игрового приема «Голубиная почта».

Орловский региональный центр Федерации Интернет Образования

Дошкольное образование

Ильинская И.Н.


Тема урока

Экологическая тропа в детском саду.


План урока

2. Создание экологической тропы на территории детского сада и в естественных природных условиях.

3. Организация работы с детьми на экологической тропе.


1. Значение экологической тропы в детском саду.

УЧЕБНАЯ ТРОПА – специально оборудованный и тщательно изученный маршрут в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА - м аршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую

природоохранную и ист орическую ценность, на к ото ром экскурсанты (студенты, туристы и т. п.) получают устную и письменную информацию (аншлаги, стенды, таблички т. п.) об этих объектах. Для удобства тропы могут быть оборудованы настилами, мостиками, указателями и пр. Создание э. тропы (учебных троп природы) направлено на решение задач: экологич еское обучение и воспитание, отдых посетителей, охрана природы в прилегающей зоне. Часто Э. т. прокладывают по терр итории нац. парков, заказников.


Типы экологических тропинок:

  • на территории дошкольного учреждения;
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер)


Работа на экологической тропе способствует:

  • познавательному развитию ребенка (созданы условия для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы и т.д.);
  • эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту природного мира и т.д.);
  • оздоровлению ребенка (грамотное оформление, озеленение территории, создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
  • формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
  • формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования, ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
  • экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом и т.д.)

2. Этапы создания и оформления тропинки

  • Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков или рисунков-символов);
  • Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать детям задания и приглашать их в гости;
  • Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
  • Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
  • Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми

Объекты экологической тропы на территории детского сада

  • Все то, что уже имеется на территории детского сада:

деревья, травы, кустарники, муравейник, цветник, сад, огород, участок с лекарственными растениями, участок с луговыми растениями, занесенными в Красную книгу, хозяйственная постройка с домашними животными и др.



Устройство цветников

Цветники – есть композиционные решения сочетаний цветочных растений друг с другом. В одной комбинации – они могут быть ярким акцентом на открытом солнечном участке, при другом подборе растений – становятся нежным дополнением в тени раскидистых деревьев и кустарников.

Цветники могут быть составлены из однолетних цветочных растений (однолетников) и травянистых многолетников (многолетников). И у тех и у других есть ряд преимуществ и недостатков.

Однолетники , обладая яркими, насыщенными красками и довольно продолжительным временем цветения (с июня по октябрь) нуждаются в ежегодной замене, т.к.весь их жизненный цикл рассчитан на один вегетационный период.

Многолетники , наоборот, произрастают на одном месте несколько лет, прекрасно переносят зимний период, но никогда не дадут такой плотной яркости, да и срок цветения каждого вида от 3 дней до 2-4 недель.


Варианты

оформления


Овощные и плодово-ягодные культуры

в детском саду


Объекты экологической тропы

в естественных условиях

Различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно встретить следы животных и др.

реферат-эк.тропа