Презентация к уроку "Витраж". Витражная роспись. презентация к уроку на тему. Презентация по технологиям на тему "Роспись стекла витражными красками" (10 класс) История витражной росписи по стеклу презентация

Витраж - это форма декоративного искусства, направленное на художественное обрамление пустых проемов на фасадах зданий. Основой витража являются отдельные элементы, выполненные из стекла или некоторых пород природного камня разного цвета спаянные между собой. Наиболее часто этот вид искусства применялся именно для украшения соборов и храмов заполняя их оконные ниши. Искусно выполненные пейзажи, сюжеты и лики святых, освещенные лучами солнца, одна из главных особенностей витража. Его красота и самобытность быстро приковала к себе внимание людей и сделало это декоративное искусство очень популярным еще в начале 12 века. Немалое распространение витраж имел в России. Данное искусство стало настолько известно и привлекательно, что уже к началу 19 века, было изобретено немало способов имитировать оригинальные витражи. Прорыв в витражном производстве осуществил русский художник Сверчков В.Д., мастерская которого находилась за границей. Очень скоро именно его витражи украшали одни из самых знатных домов Петербурга.

На сегодняшний день существует огромное колличество видов витража.

Из них можно выделить основные:

1. Классический - один из первых видов витража, который предпологает сбор сюжета несложных элементов спаянных между собой свинцом, латунью или медью. В современных витражах используют металлические ленты. Например, в милых дизайнерских витражах от салона Тиффани. Подобные изделия путем выпекания при определенной температуре, либо путем простой спайки элементов.

2. Расписной - наравне с пленочным, контурным и накладным витражами, этот можно назвать своеобразной имитацией техники, так как не предпологает непосредственной подборки отдельных частей, создающих единную картину. В данном случае весь сюжет наносится специальными прозрачными красками, а контуры лишь внешне напоминают металлическую спайку.

3. Литой - особый вид витража, наиболее эфектный и красочный. Он предполагает отдельное производство каждого элемента, который отливается или выдувается вручную. Формы и объемы, которые можно создать подобным образом, позволяют добиться невероятного эффекта, благодаря многократному преломлению света.

4. Комбинированный - направление витражного искусства, включающее использование различных видов и способов изготовления. Помимо указанных можно отметить такие виды витража, как пескоструйный, спечной, нацвет (тонкое стекло на толстом), кабошон (рельефная стеклянная вставка) и узор "мороз" имитирующий зимние узоры на окнах.

Благодаря своей уникальности, витражи стали по-настоящему популярны в наше время. Сегодня это искусство уже не просто отголоски Готического стиля Европы, это элемент современного искусства, который может быть вписан в любой стиль, от богатого барокко до смелого модерна и стиля хай-тек. Ко всему прочему, витраж стал использоваться не только в качестве использования оконных проемов, теперь их можно встретить как декоративное дополнение дверей, мебели, фоторамок и дизайнерских картин, панно, дополняющих общую стилистику того или иного помещения. Изходя из этого, можно сказать,что, если еще не нашли себе занятие по душе, то витражное искусство - возможность восполнить данный пробел.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ВИТРАЖ РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ Подготовила педагог дополнительного образования Филиппова В.Н.

Стекло – один из важнейших материалов в интерьере наших домов. Его можно встретить в самых разных формах, выполняющим разнообразные функции и неизменно пленяющим наши сердца целым калейдоскопом бликов. А стекло, расписанное вручную, принесет в ваш дом еще больше света и радости! ВИТРАЖ – это вид декоративно -прикладного творчества привлекает прежде всего своей доступностью: необходимые материалы всегда есть в продаже и по приемлемой цене. Использование трафаретов дает возможность заниматься творчеством даже без особенных художественных навыков. Самое же приятное – вы собственноручно создадите эксклюзивные предметы декора. Имитация витража очень популярна, конечно это не совсем витраж, но все же очень красив и актуален в наше время.

В художественном салоне или интернет-магазине вы найдете богатый ассортимент специальных красок по стеклу (витражных красок), контуров. Также пригодятся разбавитель для красок, позволяющий получить светлые оттенки, кисти, трафареты. Далее определитесь с предметом, который вы хотите расписать. Обычные фоторамки. Расписав стекло и вставив его в рамку, вы получите картину в витражном стиле. Создание настоящего витража - очень трудоемкий процесс, а с помощью красок по стеклу вы за несколько часов создадите вещь, которая никого не оставит равнодушным;

Стеклянная утварь: стаканы, рюмки и бокалы, графины, разнокалиберные салатники и мисочки, тарелки, собственно вазы, фонари для греющих свечей, опустевшие бутылки из-под сока и банки интересной формы, плафоны. Их можно полностью расписать в витражном стиле или ограничиться орнаментом, инициалами, узором.

Вставки из стекла в мебели, дверях и стенах; Зеркала. Изображение в виде рамки или просто рисунок в уголке оживит ничем не примечательное зеркало.

Обязательно учитывайте, что расписанные краской поверхности не должны соприкасаться с пищей, поэтому если решили сделать узор на используемой по назначению посуде, выполняйте его с внешней стороны. Дополнительно используют различные стразы, бусины, бисер, мелкую крошку янтаря, цветной песок, блестки – все это приклеивается к поверхности предмета и создает великолепный декоративный эффект.

Алгоритм росписи следующий: 1. Поверхность стекла обезжиривается спиртосодержащей жидкостью или моющим средством, сушится. 2. Выбранный рисунок распечатывается на принтере, в нужном размере. Чтобы перенести рисунок на изделие, используется копировальная бумага: кладем копирку, сверху эскиз, и вся конструкция закрепляется малярным скотчем во избежание сдвигов. Как вариант, используют готовый трафарет из набора. Или же эскиз прикладывают с обратной стороны стекла и переводят изображение фломастером.

3 . Далее контурной пастой (на выбор: золотого, серебряного, прозрачного или классического черного цвета) обводим рисунок, следя, чтобы линии были замкнуты. После полного высыхания контура (от 30 мин. до 3 часов) заполняем рисунок краской, начиная с крупных деталей.

4. Чтобы не просчитаться с цветом композиции, рекомендуется для начала создать цветной эскиз на бумаге. Обычно цветовая гамма выполняется в тонах интерьера. Чтобы не допустить растекания, окрашиваемая сторона предмета располагается строго горизонтально, пока краска не подсохнет. В процессе работы проверяется прозрачность рисунка, ведь способность пропускать свет - это главная ценность витража, позволяющая создавать красочные блики. Смешивать и разводить краски удобно на стеклянной палитре, подложив под нее белый лист бумаги (чтобы точнее определить цвет).

5. Огрехи убираются ватной палочкой, смоченной растворителем. Пузырьки воздуха, образовавшиеся на картинке, сразу же удаляются зубочисткой или кончиком ткани – иначе после высыхания будет «дырка». Кисти по окончанию работы очищаются растворителем и насухо вытираются салфеткой. 6. Для прочности рисунок покрывается акриловым лаком для стекла. Это делается примерно через сутки (сверьтесь с инструкцией), когда рисунок полностью высохнет. Готовое изделие можно спокойно мыть в теплой воде вместе с моющими средствами.

Вот так своими руками можно сделать великолепное сказочное стеклянное панно, украшенное витражной росписью.


Мастер-класс: Тема: “Витраж - рисунок на стекле

Богоченко Елена Евгеньевна

Витраж – сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. Средневековые витражи

  • Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства.
  • Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой.
  • Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
Назначение витражей Они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов. Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера. Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий. Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи. Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий. Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи. Современный витраж

Потолки Панно и картины Подсвечники, светильники, зеркала Бокалы, бутылки, графины Практическая часть Необходимые материалы для выполнения витража: Необходимые материалы для выполнения витража:

  • Эскиз
  • Стекло (или пленка)
  • Контурная паста
  • Витражные краски
  • Салфетки
  • Зубочистки
Эскиз Обводка контура Контур обведен Заливка цветом Готовый рисунок Снимаем готовый рисунок с пленки Декорируем бокал Готовое изделие

Спасибо за внимание!!!

Рисуйте с удовольствием

Актуальность данной темы
состоит в том, что роспись по
стеклу является на
современном этапе очень
востребованным видом
декоративно-прикладного
искусства, среди
профессиональных художников
и людей, увлеченных
художественным и
декоративным творчеством.
.
Это направление очень
интересно разнообразием своих
техник выполнения и приемов
работы. Изделия, выполненные
художественной росписью,
занимают почетное место в
наших домах. Назначение
витражей и изделий из стекла
разнообразно: они являются
богатым декоративным
украшением зданий и
отдельных помещений,
заменяют оконные стекла и
дверные филенки, пропускают
свет и дают возможность
изолировать помещения первых
этажей от посторонних
взглядов.

Цель: разработать витраж для восточного интерьера.
задачи:
- изучить особенности витражного искусства в историческом аспекте;
- рассмотреть современные направления и виды искусства в технике
витраж;
-ознакомиться с вариантами использования техники витража в
современном интерьере;
- изготовить витражное панно для интерьера в восточном стиле.
Были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: Была проанализирована и изучена специальная и
методическая литература.
- Эмпирические: были рассмотрены и освоены технологические приемы
росписи по стеклу.

Исторические особенности росписи по стеклу

Слово «витраж» имеет
французское
происхождение («vitrage» остекление), но восходит к
латинскому «vitrum» стекло.
В эпоху Возрождения
витраж обретает
популярность в Италии,
Швейцарии, Польше и
особенно в Англии
(Вестминстерское
аббатство в Лондоне,
собор в Уэльсе). Но даже
крупнейшие художники
(Донателло, Учелло,
Лоренцо Гиберти)
понимали витраж просто
как живопись по стеклу.

Современные направления и приёмы работы в технике витража

Возрождение витража в наше время
ознаменовалось появлением новых его
форм: декоративное панно с подсветкой
на стене, ширма, подвесной потолок,
колонны и светильники. Новые технологии
позволяют моделировать из стеклянных
пластин просто фантастические вещи.

Разновидности витража

Узорчатые витражи -
собираются из кусков
прозрачного бесцветного
стекла с фактурной
узорчатой поверхностью.
Сборка в виде узора или
геометрического
орнамента производится
по заранее
подготовленному рисунку.

Контурные (силуэтные) витражи

Собираются из стеклянных
дисков, похожих на днища
бутылок, одноцветного, но
чаще зеленоватого или
бесцветного стекла. Эти диски
укладываются
горизонтальными и
вертикальными рядами,
промежутки между ними
заполняются кусками стекла
другой конфигурации, а весь
набор скрепляется свинцовой
жилкой.

Витражи с декоративно обработанной поверхностью

Пескоструйным
способом. При помощи
специального аппарата и
набора трафаретов.

Химическим травлением
или цветным
протравливанием.
Травление - техника,
основанная на способности
кислоты
взаимодействовать
главным компонентом
стекла. При таком
взаимодействии с кислотой
стекло разрушается.

Живописные витражи

Собираются из цветных
стекол с росписью
керамическими красками
и с последующим
обжигом отдельных
деталей.

Комбинированные витражи

Это сочетания витражей
различных видов и
стилей.

Мозаичный витраж -

Мозаичный витраж Наборный витраж, как
правило,
орнаментальный,
имеющий геометрическое
построение; может
напоминать мозаику с
примерно одинаковым по
размеру модулем
смальты.

Наборный витраж

Простейший вид витража,
как правило, без росписи,
который создается на
наборном столе из
кусочков сразу
вырезаемых или заранее
нарезанных стекол.

Расписной витраж

Витраж, в котором все
(или почти все) стекла
расписаны.

Свинцово-паечный (паечный) витраж

Классическая техника
витража, появившаяся в
средние века и
послужившая основой
для всех других техник.
Это витраж, собранный из
кусочков стекол в
свинцовую оправу,
запаянную в стыках.

Фацетный витраж

Витраж, выполненный из
стекол со снятой по
периметру стекла фаской
(фацетом, фасетом) или
объемных, шлифованных
и полированных стекол,
имеющих огранку.

Техника Тиффани

Этот способ, позволяет
создавать любую
пластику линий в рисунке.
И, наконец, такой витраж
в два раза дешевле
классического.

Экспериментальная работа по освоению различных приемов росписи по стеклу

Самым дешевым способом декорировать свой интерьер на
сегодняшний день является роспись по стеклу, которую можно
произвести самостоятельно без каких-либо трудностей.
Существует множество специальных материалов, которые можно
приобрести в магазинах, заказать по каталогу в Интернете или
сделать самим.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Древнее стекло. Самое древнее из найденных на сегодня изделий из рукотворного стекла - светло–зеленая стеклянная бусинка размером 9х5,5 мм, обнаруженная в окрестностях города Фивы - датируется 35 в. до н.э. Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло - материал, возникший в результате оплавления скальной породы при извержении вулкана, ударе молнии или метеорита. Самая распространенная его разновидность - обсидиан, мало щелочное алюмосиликатное вулканическое стекло, из которого древний человек изготавливал разнообразные орудия. Но и в более поздний период развития человечества обсидиан не был забыт, о чем говорит факт нахождения многочисленных обсидиановых изделий на территории Египта.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

По длине размер бусинок доходил до 3-5 сантиметров. Именно такие самые древние стеклянные бусины были найдены археологами в египетском городе Фивы. По этой находке археологи сделали вывод, что родиной бисера является Египет. Африканская бусина Кифа. Витые стеклянные бусины

5 слайд

Описание слайда:

Кратериск. Египет. Конец XV – первая половина XIV в. до н.э. Государственный Эрмитаж

6 слайд

Описание слайда:

Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола - т.е. щелочь - при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавления меди. А древнеримский историк Плиний–старший (79 - 23 гг до н.э.) писал, что стеклом мы обязаны финикийским морским купцам, которые, готовя пищу на стоянках, разводили на прибрежном песке костры и подпирали горшки кусками извести, создав тем самым условия для возникновения стекломассы. Действительно, исходным сырьем для изготовления стекла служили песок, известь и щелочь - органическая (зола растений) либо неорганическая(сода). В качестве красителей использовались металлургические шлаки - соединения меди, кобальта и марганца.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

В III - II тысячелетии до нашей эры стекло получалось пастообразным, не осветлённым. Стекло окрашивали в различные цвета, применяя в качестве красителей окись и закись меди (в природе встречается в виде минералов - малахит, лазурит, тенерит, куприт) которые, в зависимости от режима варки, давали красный, зелёный и голубой цвет; окись кобальта - давала синий цвет, окись марганца (пиролюзит и некоторые другие минералы) - пурпурно–фиолетовый, окись свинца (свинцовый сурик) - жёлтый, олово - молочно–белый. Позднее в I тысячелетии научились варить стекло, но, как правило, с каким–нибудь оттенком, что зависело от состава сырья, вернее, от песка, который не возможно было очистить от ненужных примесей. Из стекла делали бусы, подвески, печати и мозаичные пластинки для украшения мебели. Самой древней техникой, которую применяли для изготовления этих стеклянных изделий, было прессование в форме. Бусы делали с помощью накручивания стекломассы на металлический или керамический стержень. Эта же техника, несколько усложнённая, так называемая «техника сердечника», применялась для изготовления полых сосудов, которые впервые появились в середине II тысячелетия до н.э. в Месопотамии.

9 слайд

Описание слайда:

Используя метод отливки, в IV - II веках до н.э. в Александрии делали изысканные чаши с ажурным растительно - геометрическим орнаментом из золотой фольги, заключенной между двумя слоями бесцветного стекла. Чаша. Александрия. Египет. Начало II в. до н.э. Государственный Эрмитаж.

10 слайд

Описание слайда:

Примерно в то же время секретом производства полого стекла овладели в Египте. Египетские мастера помещали форму, сделанную из спрессованного песка, в расплавленное стекло и поворачивали форму таким образом, что стекло оседало на стенках формы. Затем форму со стеклом вытаскивали, песок удаляли, заготовку остужали и производили окончательную обработку. До нас дошли три вазы тех времен, на которых стоит имя фараона Тутмозиса III (1594 - 1450 гг. до н.э.), который привел стекольщиков в Египет как военнопленных после удачной кампании в Азии. Археологам удалось обнаружить и остатки древних стекольных мастерских на восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад. Там сохранились тигли для варки стекла, по форме напоминающие маленькие бочки высотой 40 см и диаметром 27 см в широких местах и 23 см - в узких.

11 слайд

Описание слайда:

В Египте изготавливали преимущественно изделия в виде небольших толстостенных вазочек - кратерисков и флакончиков для благовоний. На металлический прут надевали глиняную болванку - сердечник и придавали ему форму будущего сосуда. На сердечник накручивали жгуты горячего стекла, которые, соединяясь, создавали тело сосуда. Вращая на стержне сосуд, обматывали поверхность разноцветными стеклянными нитями. Для получения зигзагообразного рисунка нити «прочёсывали» гребёнками и разглаживали. Римское стекло. Маленькая бутылочка из стекла для хранения ароматического масла или мазей, медового–желтого цвета.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Позже стекло начали производить в Микенах (Греция), Китае и Индии. С Х века до н.э. можно говорить о производстве стекла на Дальнем Востоке. Первая «инструкция» по производству стекла датируется примерно 650 г. до н.э. Это - таблички с указаниями, как делать стекло, находившиеся в библиотеке ассирийского царя Ашурбанипала (669 - 626 гг. до н.э.). В последнем веке до н.э. стеклоделие интенсивно развивалось в Римской империи. Четкая политическая и экономическая организация, бурное строительство, разветвленные торговые связи - все это создавало условия для процветания стекольной промышленности во владениях Рима в Средиземноморье и в Западной Европе. Во времена императора Августа изделия из стекла (в том числе витражи) вывозились во Францию, Германию и Швейцарию.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Витражи. Витра́ж (фр. vitre - оконное стекло, от лат. vitrum - стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витраж использовался в храмах.

17 слайд

Описание слайда:

В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопиь на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

18 слайд

Описание слайда:

Классификация витражей В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления: Классический витраж (технология Тиффани) - образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни или оловянно свинцового припоя. Накладной витраж- получается по технологии фьюзинга спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу. Расписной витраж - на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками. Плёночный витраж - на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

19 слайд

Описание слайда:

Комбинированный витраж - образуется сочетанием различных технологий создания витража. Мозаичный витраж Наборный витраж Фацетный витраж Литой витраж - Каждый модуль стекла отливается вручную либо выдувается. Стеклу, толщина которого варьируется от 5 до 30мм. также придается поверхностная фактура, которая преломляя свет усиливает выразительность. Для скрепления стекол используется цементный раствор и металлическая арматура Узор "Мороз" Нацвет Травление Пескоструйный витраж

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

«Богоматерь с младенцем» из церкви св. Троицы в Вандоме (около 1150 г.). Богоматерь изображена сидящей в мандорле удлиненной формы, линии ее фигуры стройны и стилизованы, складки одежды несколько жестки. Стекло этой эпохи еще слишком толсто и неровно.

22 слайд

Описание слайда:

В трактате об искусствах, написанном в 1100 году германским монахом Теофилом впервые изложены тонкости изготовления витражей из стекла, состоящего из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка. Получаемые этим способом небольшие куски стекла имели толщину в полсантиметра, алмаза тогда еще не знали, и для резки стекла употребляли раскаленное до красна железное лезвие. Основными цветами были синий (кобальт) и красный (на основе меди). Однако существовали и другие цвета: зеленый-на основе медных окислов, пурпурный (из марганца), желтый (из смеси железа и марганца). Из произведений XII века следует упомянуть выдающиеся витражи монастырской церкви в Сен-Дени (1144 г.), и в частности витраж, где изображен крупный политический и культурный деятель Франции XII века аббат Сугерий, и другой витраж-«Древо Иессея».

23 слайд

Описание слайда:

Древо Иессея. Витраж из церкви в Сен-Дени. 12 век. Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством. В панно были включены жизнеописания святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенных витражных медальонов. Изобретение Сугерием оконных медальонов оказало глубокое влияние на сюжеты витражного искусства. Окна Сен-Дени сильно пострадали во время французской революции.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

В Англии витражи создавались еще до Реформации; однако здесь, как и повсюду, злейшими недругами витражей оказались люди: они всегда забывали, что прекрасная живопись на стекле была создана им в наставление, а также, чтобы радовать их взор причудливой игрой света, льющегося сквозь многоцветные стекла высоких окон.

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Скульптура, изготовленная высокотемпературной обработки стекла в печи. (Фьюзинг - Fusing, от англ. Fuse - «спекание, плавка»)

31 слайд

Описание слайда:

Роспись по стеклу. Роспись по стеклу (или витражная роспись) пришла к нам из эпохи Возрождения. Уже тогда изготовители витражей догадались использовать краски для росписи стекла. Раньше для окраски стекла использовались в основном металлы и их оксиды, которые вносили в стекло травлением в сочетании с высокой температурой (около 600 градусов), когда стекло начинало размягчаться и проявляло способность поглощать частички металлов. Частицы металла в стекле, при попадании на него света, и придавали ему определенный цвет. Например, железо и его соединения придавали стеклу цвет от желтого до темно-красного. Никель – фиолетовые и коричнево-серые оттенки, Натрий – желтый цвет, Оксид Хрома – насыщенный глубокий зеленый цвет. Самые же красивые цвета получали при помощи коллоидных растворов золота и серебра.

32 слайд

Описание слайда:

В наши дни, благодаря достижениям химической промышленности, ассортимент материалов для витражной росписи чрезвычайно широк. И технология нанесения витражных красок чрезвычайно упростилась. Теперь она доступна каждому, благодаря невысокой стоимости материалов и возможности создавать шедевры даже при отсутствии художественного образования при использовании трафаретов. Технология росписи по стеклу включает в себя несколько этапов, которые, в зависимости от используемых материалов, могут отсутствовать.

33 слайд

Описание слайда:

Этапы нанесения витражного рисунка: Создание рисунка на бумаге или чаще всего использование готового рисунка. Тщательная очистка поверхности стекла и обезжиривание (спиртом или любым моющим средством) Перенос рисунка на стекло, первоначально может осуществляться при помощи специальных маркеров, а затем сверху наносится контур, либо сразу наносится контур. Контур предназначен для формирования границ. Он делит стекло на маленькие кусочки, имитируя свинцовые пластинки, что и создает эффект настоящего витража. Контур может быть черным, золотым, серебряным и др.

34 слайд

Описание слайда:

Сушка контура, от получаса и более, в зависимости от типа контура Заливка элементов рисунка специальными витражными красками или равномерное закрашивание кистью Запекание (или обжиг) в печи, в домашних условиях вполне подойдет духовка (этот этап может отсутствовать, если используются краски, не требующие обжига, или акриловые краски) Сушка. Разные типы красок сохнут разное время, обычно время высыхания указывается производителем на упаковке и может достигать 24 часов. Лакирование и последующая сушка, для придания рисунку блеска и большей стойкости.

35 слайд

Описание слайда:

Вида красок. В настоящее время, для росписи стекла используется три основных типа красок: Акриловые краски. Краски, требующие обжига после нанесения или обжигаемые витражные краски. Краски, не требующие обжига после нанесения или не обжигаемые краски для росписи стекла.

36 слайд

Описание слайда:

Акриловые краски: Акриловые краски не прозрачны, при нанесении на стекло высыхают и образуют прочную несмываемую пленку. Удобны тем, что разбавляются водой или специальным растворителем. Обжигаемые витражные краски: Обжигаемые витражные краски требуют запекания в печи, что не очень удобно, ведь не всегда есть для этого возможность, плюс надо соблюдать осторожность, т.к. высока вероятность получения ожога. Большим плюсом использования данного типа красок можно считать равномерность нанесения покрытия и высокую прочность. слайд

Описание слайда:

Материалы и инструменты для росписи стекла. Краски для стекла Специальные прозрачные или полупрозрачные краски, созданные специально для рисования по стеклянной поверхности. Краски не смываются и используются только в декоративных целях. Краски бывают на водной и масляной основе. Разводятся соответственно водой или растворителем. Смешивать разные типы красок нельзя (одного типа можно и даже нужно для получения разных оттенков и отсутствующих цветов). Наиболее популярны витражные краски Pebeo Vitrail, Idea Vetro и Marabu. Контур С помощью контура создаются рельефные линии, имитирующие витраж. Также контур создает границы для красок, не позволяя разным цветам смешиваться. Кроме того контур можно использовать и для прорисовки мелких деталей, таких как: точки, надписи, завитушки и пр. Бесцветный лак Лаком разбавляют краски для получения более светлых тонов. Также лаком можно покрыть готовый рисунок. Рисунок, покрытый лаком, более яркий, не выцветает со временем и более стоек к мытью и царапинам.

39 слайд

Описание слайда:

Жидкость для снятия лака, очиститель для стекол. Используется для обезжиривания поверхностей перед нанесением красок, чтобы удалить следы от рук и др. загрязнения. Канцелярский или малярный скотч. Наклеивается в тех местах, где необходимо получить ровные прямые линии или области. Также используется для закрепления трафаретов, как с внутренней, так и с внешней стороны. Особенно актуально для объемных изделий и криволинейных поверхностей. Растворитель или Уайт-спирит. Используется для удаления уже подсохшей краски или исправления ошибок. Также им можно промыть кисточки после работы, если использовались краски на масляной основе (если краски на водной основе, промывать только водой!). Клей. Используется для закрепления на стекле различных деталей, таких как бусины, бисер, перышки, цепочки и др. Можно использовать эпоксидный клей или цианакрилатный клей (суперклей, затвердевает очень быстро, так что работать с ним надо аккуратно). Бумажные полотенца. Бумажными полотенцами удобно очищать стекло и кисточки, удалять излишки краски.

40 слайд

Описание слайда:

Пластилин. Применяется, как и скотч, для закрепления трафаретов на стекле. Травильная паста. Позволяет создавать матовую поверхность. Те места, которые нужно оставить прозрачными, оклеиваются пленкой. Будьте очень аккуратны и используйте перчатки, т.к. фактически травильная паста это не что иное как кислота. Инструменты. Для рисования на стекле нужны кисти и хорошо освещенное, удобное рабочее место. Но можно использовать и другие инструменты, которые сделают работу более легкой и приятной. Конечно, для каждого мастера есть свой набор, и по мере накопления опыта он расширяется. Перечислим наиболее часто используемые инструменты для витражной росписи: Канцелярский нож или лезвие. При помощи этих нехитрых инструментов можно подкорректировать неудачно нанесенный контур или даже небольшой закрашенный участок, не используя растворитель. Лезвие ножа должно быть достаточно острым, будьте осторожны при работе с ним.

41 слайд

Описание слайда:

Кисти для рисования. Для нанесения краски лучше иметь целый набор кистей, от самых маленьких до самых больших. Маленькими удобно рисовать мелкие детали и наносить текст. Большими кисточками удобно закрашивать большие однотонные участки стекла, рисунок при этом, получается более ровным. Кто-то предпочитает рисовать натуральными кистями. При этом надо работать очень аккуратно, т.к. волоски от натуральных кисточек достаточно часто остаются на рисунке. Для начала рекомендуем вам использовать синтетические кисточки, они «не лохматятся», да и стоят дешевле. Полотенце или кусок ткани. Можно использовать для подкладки под сухую и уже окрашенную поверхность, чтобы она не царапалась. Также пригодится для вытирания испачканных рук. Зубочистки. Используют для изменения фона окрашенных участков, для «выцарапывания» или наоборот придания дополнительного объема. Например, с помощью зубочисток удобно имитировать прожилки у листиков. Ватные палочки и диски. Также используются для удаления излишков краски и коррекции еще не высохших областей. В тех местах, что уже подсохли, можно использовать ватный диск или палочку, смоченную в ацетоне.

42 слайд

Описание слайда:

Палитра. Необходима для смешивания разных цветов и получения новых оттенков. Можно купить обычную пластиковую палитру в художественном магазине. Но, будьте внимательны, краски на основе растворителей разъедают пластик, во избежание этого, можно сверху положить фольгу и вдавить ее в полости для красок. Также можно использовать и обычные формочки для льда и формы, оставшиеся из под коробочных конфет. Линейка. Нужна для проведения прямых линий и формирования правильных пропорций изображения, т.к. не всегда на глаз можно определить необходимый размер. Карандаши и фломастеры. Химическим карандашом или специальным фломастером можно нарисовать предварительный контур, а сверху уже покрыть его рельефным. Также для этих целей вполне подойдет и CD маркер. Перчатки. Нужны для проведения работ с травильной пастой. Также можно их использовать при работе с ацетоном и растворителями.

43 слайд

Описание слайда:

Ножницы. Маленькими острыми ножницами удобно вырезать трафареты. Губка. Используется для нанесения фона на больших участках стекла. Например, когда надо сделать фон для вазы. Также пористая структура губки создает муаровый эффект поверхности.