Проверка составления и исполнения бюджетной сметы казенного учреждения. Понятие бюджетной сметы казенного учреждения Пример составление бюджетной сметы бюджетного учреждения

Согласно положениям ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета – это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) казенного учреждения (ст. 6 БК РФ). Формирование данного документа на 2016 год должно производиться с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина РФ N 201н*(1) в Общие требования *(2). Подробности – в статье.

Требования к составлению сметы

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится , в соответствии с Общими требованиями (ст. 221 БК РФ).
Главный распорядитель средств бюджета вправе установить в порядке формирования смет подведомственных учреждений особенности для отдельных учреждений и (или) групп учреждений согласно (п. 2 Общих требований):

– данным по результатам проверки правильности составления и ведения смет;
– результатам выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;
– данным о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.
Сметы формируются учреждениями на период одного финансового года на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения и доведенных до учреждений в определенном порядке ЛБО на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения их функций (п. 3, 6 Общих требований).
Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах ЛБО на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 2 ст. 221 БК РФ).
Если казенному учреждению установлено государственное (муниципальное задание), его показатели можно использовать для определения сметных назначений (п. 2, 3 ст. 69.2 БК РФ). Порядок установления нормативных затрат на выполнение такого задания учреждает главный распорядитель бюджетных средств (п. 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 640*(3)). Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, осуществление которых предусмотрено бюджетным законодательством РФ и которые не отнесены к иным видам деятельности, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2015 N 104н.

Обратите внимание! К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы (п. 6 Общих требований).

Формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется согласно установленному главным распорядителем порядку в период формирования соответствующего бюджета на очередной финансовый год. Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, главный распорядитель средств бюджета при определении указанного порядка вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.
Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета вправе составлять свод смет учреждений, содержащий обобщенные показатели смет подведомственных учреждений (п. 4 Общих требований).
Рекомендуемые для применения формы бюджетной сметы (свода бюджетных смет), а также проект бюджетной сметы приведены в приложениях 1 и 2 к Общим требованиям.

Формирование показателей сметы

В бюджетной смете отражаются объем и целевое направление расходования бюджетных средств.
С 2016 года показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. Такие поправки были внесены Приказом Минфина РФ N 201н в п. 4 Общих требований.
Отметим, что корректировка Общих требований связана с изменением структуры классификации расходов бюджетов, а именно с исключением из данной структуры кода КОСГУ (ст. 21 БК РФ, разд. III "Классификация расходов бюджетов" Указаний N 65н*(4)). Поэтому при составлении, а также исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов) данный код не применяется. И, соответственно, формирование бюджетной сметы, проекта бюджетной сметы, а также изменение показателей бюджетной сметы осуществляются без детализации расходов по кодам КОСГУ.

Примечание. Ранее формирование сметы осуществлялось с детализацией до кодов статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Однако если руководитель казенного учреждения наделен правом утверждать бюджетную смету, то ее показатели могут быть детализированы в пределах доведенных ЛБО по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ (п. 2 ст. 221 БК РФ).

К сведению. С 2016 года код КОСГУ применяется только для целей ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

В связи с этим главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета по расходам при распределении ЛБО по подведомственным учреждениям может быть установлена на уровне бюджетных смет дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ – дополнительно (сверх) к двадцатизначному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов). Об этом было сказано в Письме Минфина РФ от 14.05.2015 N 02-05-11/27759.
Также в бюджетной смете могут быть утверждены иные показатели, в том числе аналитические, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, детализирующие ЛБО, например, по конкретным направлениям расходов.

Расходы, отражаемые в смете

В бюджетной смете отражаются расходы, необходимые для обеспечения выполнения функций казенного учреждения. Перечень таких расходов приведен в ст. 70 БК РФ, это:
– оплата труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;
– оплата поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;
– уплата налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;
– возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Иные расходы, не связанные с обеспечением выполнения функций казенного учреждения, в состав бюджетной сметы не включаются. К таким расходам, в частности, относятся:
– расходы по предоставлению субсидий юридическим лицам (Письмо Минфина РФ от 03.07.2015 N 02-03-10/38514);
– расходы по возмещению ущерба, нанесенного в связи с нарушением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (Письмо Минфина РФ от 29.12.2014 N 02-01-10/68389);
– расходы по исполнению бюджетных обязательств, связанных с осуществлением бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, осуществляемых в интересах муниципального образования с передачей объектов в казну муниципального образования или в оперативное управление иному участнику бюджетного процесса (Письмо Минфина РФ от 18.08.2014 N 02-01-10/41203).

Распределение сметных назначений по кодам КРБ

При распределении сметных назначений по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов необходимо учитывать положения Указаний N 65н, а именно:
– п. 4.1 "Целевые статьи расходов бюджетов" разд. III "Классификация расходов бюджетов";
– п. 5.1 "Виды расходов" разд. III "Классификация расходов бюджетов";
– приложение 5.1 "Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов";
– приложение 10.1 "Перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации".
Рассмотрим порядок распределения некоторых затрат казенных учреждений по соответствующим кодам видов расходов и обозначим их соответствие статьям (подстатьям) КОСГУ.

Наименование расходов

Код вида расходов

Статья (подстатья) КОСГУ

100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами"

Фонд оплаты труда:

Учреждений

Иные выплаты персоналу (за исключением фонда оплаты труда):

Учреждений

212
222 *
262
290

Государственных (муниципальных) органов

211 **
212
222 *
262
290

Государственных внебюджетных фондов

Иные выплаты лицам (за исключением фонда оплаты труда), привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий:

Учреждений

Государственных (муниципальных) органов

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты***:

По оплате труда работников и на иные выплаты работникам учреждений

Денежного содержания и на иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов

По оплате труда работников и на иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов

130 "Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны"

Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания

Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия

Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания

212
222 *
262
290

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда лиц, принимаемых на должности стажеров***

240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд"

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

226
290
320
340 ****

Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий

221
224
225
226
290
310
320
340

Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества

222
224
225
226
290
310
320
340

Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

221 *****
222
223
224
225
226
290
310
320
340
530

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа

220
310
320
340

400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности"

Капитальные вложения на приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями***

226
290
310
330

Капитальные вложения на строительство объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями***

222
224
226
290
310
330

830 "Исполнение судебных актов"

Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений

850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей"

Уплата налога на имущество организаций и земельного налога

Уплата прочих налогов, сборов

Утверждение сметы

В соответствии с п. 8 Общих требований в редакции Приказа Минфина РФ N 201н бюджетная смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, может утверждаться не только руководителем главного распорядителя средств бюджета, но и иным уполномоченным руководителем лицом.
Кроме того, теперь смету учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, вправе утверждать руководитель учреждения или иное уполномоченное им лицо, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета. Напомним, что ранее утверждение сметы возлагалось на руководителя главного распорядителя средств бюджета, который мог в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения право утверждать смету учреждения.
Остались неизменными положения о том, что бюджетная смета обособленного (структурного) подразделения учреждения утверждается руководителем учреждения, в составе которого оно создано.
Что касается полномочий руководителя главного распорядителя бюджетных средств, то он вправе:
– предоставить руководителю распорядителя средств бюджета возможность утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении;
– ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения) при выявлении нарушений бюджетного законодательства РФ, допущенных при исполнении сметы;
– утверждать свод смет учреждений, представленный ему распорядителем средств бюджета.

Ведение сметы

Показатели бюджетной сметы можно изменять в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих ЛБО.
Изменения в смету вносятся путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения, отражающихся со знаком плюс, и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком минус. В связи с тем, что с 2016 года бюджетная смета составляется без детализации по кодам КОСГУ, вносить изменения в бюджетную смету для перераспределения средств между статьями (подстатьями) КОСГУ не надо (п. 11 Общих требований в редакции Приказа Минфина РФ N 201н).

К сведению. Внесение изменений в бюджетную смету, требующих изменения бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств и объемов ЛБО, утверждается только после их корректировки (п. 12 Общих требований).

Изменения показателей бюджетной сметы составляются по рекомендуемой форме, приведенной в приложении 3 к Общим требованиям.
После внесения изменений смета утверждается в порядке, установленном п. 8, 13 Общих требований.

* * *

Начиная с 2016 года показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, а не до кодов статей (подстатей) КОСГУ, как это было предусмотрено ранее. С учетом произошедших изменений ведомственные приказы главных распорядителей бюджетных средств, устанавливающие порядок составления, утверждения и исполнения бюджетных смет подведомственными учреждениями, должны быть скорректированы.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Приказ Минфина РФ от 17.12.2015 N 201н "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации".

*(2) Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н.

*(3) Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (вместе с "Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания").

*(4) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

М. Алексеева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 14-23.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Бюджетная смета (БС) – документ, который должен создаваться всеми казенными учреждениями. Она составляется в обязательном порядке тогда, когда субъект получает деньги из бюджета.

Что собой представляет бюджетная смета?

БС – это бумага, фиксирующая размеры финансирования и лимиты трат. Создается на основании положений Бюджетного кодекса (БК), в частности, на базе его статьи 221. Все значения, содержащиеся в БС, детализируются по кодам КОСГУ. Бумага позволяет зафиксировать эти направления трат:

  • Выплата ЗП и вознаграждений трудящимся компании.
  • Перевод денег поставщикам продукции или услуг, нужных для исполнения госзаказа.
  • Переводы налогов, пошлин и прочих платежей в казну.
  • Компенсация ущерба третьим лицам, пострадавшим из-за деятельности учреждения.

Бумага создается, когда учреждение получает уведомление об объеме бюджетного финансирования. К БС нужно прикрепить расчеты, подтверждающие правомерность статей трат. Например, расходы на оплату труда устанавливаются на основании ставки и средней величины ЗП по определенным должностям.

Каждый бюджетный субъект должен создавать свою БС. Лицо, управляющее бюджетными финансами, должно собрать бумаги со всех подведомственных ведомств. После этого формируется сводная смета. Затем документ направляется на утверждение в орган, ответственный за распределение бюджетных финансов.

К СВЕДЕНИЮ! Последовательность создания сметы регламентируется Приказом Минфина №112н от 20.11.07.

Цели создания бюджетной сметы

Бюджетная смета формируется со следующими целями:

  • Обеспечение доступности сведений о финансовых процессах в фирме и ее активах.
  • Создание прочной связи между стратегическим и бюджетным планированием.
  • Отслеживание выполнения госпрограмм.
  • Анализ продуктивности мероприятий, реализующихся вне программ.
  • Гарантия свободного доступа к сведениям о плановых и реальных значениях.
  • Интеграция действий по планированию и реализации статей трат и поступлений, значений бухучета.
  • Упрочнение связи между работой по планированию и бюджетированию покупок.

Лимиты из БС выделяются учреждениям на базе предварительно оформленного плана закупок. При согласовании с управленцем бюджетного финансирования могут вноситься корректировки в этот план.

Составление бюджетной сметы

С 2018 году составлять БС нужно по-новому. Для заполнения потребуется бланк ф. 0501012. Бланк этот установлен приказом Минфина №84н от 30 июля 2010 года. Приказом также установлены главные советы по заполнению сметы.

К СВЕДЕНИЮ! Смета и план ФХД – разные документы. Это нужно учитывать при оформлении бумаги. ФХД – документ, создающийся автономными и бюджетными субъектами. Смета нужна казенным учреждениям, органам локального самоуправления. Бумага заполняется на базе уведомлений о размерах финансирования.

Лимиты утверждаются с учетом целевого предназначения.

Финансирование разделяется по кодам БК. При этом фигурируют разделы:

  • Первый раздел. В нем фиксируются траты на исполнение работы локального самоуправления, казенных субъектов.
  • Второй раздел. В нем отражаются полученные субсидии.
  • Третий раздел. Отражаются траты, не относящиеся к 1-му и 2-му разделу.
  • Четвертый раздел. В нем фиксируются результаты по трем разделам.

Распределение трат осуществляется с учетом Указаний Минфина №65н. Если есть соответствующие указания от вышестоящих органов, в БС может содержаться детализация по КОСГУ.

ВНИМАНИЕ! Специалист должен оформить обоснование по каждой из статей трат.

Дополнительные особенности

Бюджетная смета утверждается управленцем казенного субъекта. Это стандартный порядок. Однако возможен и иной порядок. Он реализуется тогда, когда есть соответствующий регламент от вышестоящего органа. Если бланк согласуется с учредителем, нужно прописать должность и ФИО в шапке бумаги. Там же нужно зафиксировать дату согласования.

Учредитель может установить вспомогательную детализацию. В этом случае графа «Код аналитического значения» оформляется на базе утвержденных требований. Важно обосновать все цели трат. Обоснованием считаются расчеты, подтверждающие необходимость предстоящих расходов.

Перед утверждением сметы нужно отдать обоснования по тратам учредителю. С ним согласуются представленные расчеты. Если не согласовать расчеты, документ может быть признан недействительным. В этом случае расходы по БС признаются нецелевыми расходами.

Особенности утверждения

После того как расчеты с обоснованием трат утверждены у учредителя, они утверждаются управленцем казенного субъекта. Если управленца нет, бумага утверждается ответственным лицом. Документ утверждается также руководителем планового или экономического отдела. Форма 0501012 визируется главбухом. Все процедуры по утверждению производятся на протяжении 10 дней с даты доведения лимита бюджетных обязательств учредителем. Это стандартный порядок.

Возможна и иная последовательность действий, если она установлена вышестоящим руководителем.

ВАЖНО! Главный распорядитель имеет право установить собственные формы бланков с обоснованием расходов.

Особенности внесения изменений в смету

Лимиты бюджетных обязательств могут меняться. Если присутствуют подобные изменения, то они должны быть отражены в форме 0501012. В эту форму вносятся все требуемые изменения. Изменение бланка выполняется в соответствии с этой последовательностью:

  • Лимит бюджетных обязательств снижен. Сумма снижения лимита фиксируется в нужной строке с минусовым знаком.
  • Лимит финансирования повысился. Фиксируется сумма повышения с плюсовым значением по нужному КБК.
  • Перераспределение денег в рамках лимитов бюджетных обязательств. Нужно следовать тем нормам, которые приведены выше. При снижении значения по определенному КБК нужно зафиксировать минусовую сумму. Она распределяется по строкам, которые будут увеличены.

Бумага утверждается в стандартном порядке. Сделать это нужно в течение 10 суток с даты поступления уведомления о корректировке ЛБО. Следующий шаг – измененный проект заносится в электронную систему.

Помещение БС в «Электронный бюджет»

В 2018 году есть еще одно ключевое изменение. В частности, теперь получатели бюджетного финансирования должны заносить БС в «Электронный бюджет». При этом используется автоматизированная система со специальным алгоритмом размещения сведений. Необходимость использования «Электронного бюджета» оговорена в Приказе Минфина №168н от 30 сентября 2016 года.

Главная цель использования системы «ЭБ» — это обеспечение прозрачности и открытости работы казенного субъекта. Размещение информации в интернете облегчает ее проверку, выявление ошибок. «Электронный бюджет» является системой, в которой есть следующие возможности:

  • Создание бюджетной сметы на базе бюджетных лимитов, предоставленных учреждению.
  • Создание обоснований значений, приведенных в смете.
  • Создание и ведение свода БС.

Порядок подключения к электронной системе приведен в Письме Минфина №21-03-04/74624.

Ответственность за нарушение положений

Если казенный субъект не будет соблюдать правила создания и утверждения БС, на должностных лиц накладывается ответственность на базе статьи 14.14.7 КоАП РФ. В частности, это штраф в объеме 10 000-30 000 рублей.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Главный финансовый документ казенного учреждения - бюджетная смета. Нарушения в порядке ее составления и ведения, а также в порядке принятия бюджетных обязательств являются административным правонарушением, за которое могут быть оштрафованы должностные лица учреждения - руководитель и главный бухгалтер.

Порядок составления сметы

Казенные учреждения ведут свою финансово-хозяйственную деятельность на основании бюджетной сметы (ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).
Главный распорядитель средств бюджета (ГРБС), в ведении которого находятся казенные учреждения, утверждает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений в соответствии с Общими требованиями к порядку их составления, утверждения и ведения, утвержденными приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н (далее - Требования № 112н). Формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным ГРБС.
К представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся ее неотъемлемой частью.
Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей формируются в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и утверждаются со сметой учреждения (п. 6 Требований № 112н).
Внесение в смету изменений осуществляется путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс" и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус" (п. 11 Требований № 112н). А внесение изменений в смету, требующее изменения показателей бюджетной росписи ГРБС и лимитов бюджетных обязательств, утверждается после внесения изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств (п. 12 Требований № 112н). Изменения в смету утверждаются в том же порядке, в котором утверждается сама смета (п. 13 Требований № 112н).
В бюджетном учете доведение лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) отражается записью:

Дебет счета 1 50115 200 "Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года"
Кредит счета 1 50113 200 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года".
Аналогичной записью отражается увеличение ЛБО, а записью методом "красное сторно" - их уменьшение.

"Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2010, N 11

Законодательное определение понятия бюджетной сметы впервые было закреплено в Бюджетном кодексе РФ лишь 1 января 2008 г. Тогда же начал действовать и Приказ Минфина России от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений" (далее - Приказ N 112н). В связи с реформированием бюджетной сферы Минфин России внес изменения в Приказ N 112н. И теперь бюджетные сметы будут формироваться только казенными учреждениями, а у бюджетных учреждений смету заменит План финансово-хозяйственной деятельности.

Нормативная база

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ о совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2011 г. изменяет правовой статус существующих бюджетных учреждений и вводит новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенные учреждения.

Согласно изменениям, внесенным Законом N 83-ФЗ (ст. 13) в Бюджетный кодекс РФ, казенные учреждения с 1 января 2011 г. будут финансироваться на основании бюджетной сметы.

В целях реализации ст. 13 Закона N 83-ФЗ Минфин России своим Приказом от 30.07.2010 N 84н внес изменения в упомянутый Приказ N 112н. Таким образом, установлены Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, которые вступят в силу с начала будущего года (далее - Общие требования).

Далее мы будем говорить об Общих требованиях в отношении казенных учреждений. Однако следует иметь в виду, что согласно п. 2 Приказа N 84н такие требования будут применяться и к тем бюджетным учреждениям, которые в переходный период (с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г.) не будут получать бюджетные субсидии, а будут финансироваться на основании бюджетной сметы. Напомним, что для федеральных бюджетных учреждений решение о порядке финансирования в переходный период принимает соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета. Что же касается бюджетных учреждений субъектов РФ и муниципальных бюджетных учреждений, то форма их финансового обеспечения в переходный период устанавливается соответственно законом субъекта РФ, нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (ч. 15 и 16 ст. 33 Закона N 83-ФЗ).

Поговорим более подробно о бюджетной смете и об изменениях, внесенных в Общие требования Приказом N 84н.

Бюджетная смета

Итак, согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета - это документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, то есть объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В свою очередь, бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, то есть обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего субъекта. Данные обязательства подлежат исполнению в соответствующем финансовом году.

Таким образом, бюджетная смета - важнейший финансовый документ казенного учреждения, представляющий собой определенную структуру расходов, осуществляемых казенным учреждением. Бюджетная смета может изменяться, дополняться и уточняться .

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится (ст. 221 БК РФ). Однако необходимо , чтобы установленный главным распорядителем порядок непременно соответствовал Общим требованиям, установленным Минфином России, то есть с 1 января 2011 г. требованиям, установленным Приказом N 112н в редакции Приказа N 84н.

Согласно дополнению, внесенному в ст. 221 БК РФ Законом N 83-ФЗ, в случае, если казенное учреждение является органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, то бюджетную смету утверждает непосредственно руководитель этого органа.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы

Руководствуясь Общими требованиями, главные распорядители должны разработать и утвердить для подведомственных казенных учреждений свой порядок составления, утверждения и ведения смет (далее - Порядок), который будет учитывать специфику деятельности данного ведомства.

В настоящее время каждый главный распорядитель бюджетных средств разработал и утвердил такой Порядок. Например , для учреждений, подведомственных Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, действует Порядок, утвержденный Приказом агентства от 25.12.2007 N 2847.

Руководствуясь Законом N 83-ФЗ и Приказом N 84н, главные распорядители могут выбрать любой вариант действий : как внести поправки в существующий нормативный акт, касающийся порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, так и издать новый нормативный акт. Главное, чтобы Порядок соответствовал действующим законодательным и другим нормативным правовым актам.

Так, следует иметь в виду, что согласно дополнению, внесенному Приказом N 84н, Общие требования устанавливают требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы не только государственного (муниципального) казенного учреждения, но и его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета.

Таким образом, если у казенного учреждения есть обособленные (структурные) подразделения , осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета (они должны быть перечислены в уставе учреждения), то они также должны составлять бюджетную смету . В дальнейшем руководитель учреждения объединит сметы таких подразделений и составит единую смету по учреждению.

В целях реализации данной нормы руководитель казенного учреждения может утвердить Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для своих обособленных подразделений, разумеется, руководствуясь при этом Порядком, утвержденным ему главным распорядителем бюджетных средств.

Руководитель учреждения может не утверждать отдельный Порядок, и тогда обособленные (структурные) подразделения учреждения будут руководствоваться непосредственно Порядком, утвержденным учреждению главным распорядителем.

Порядок составления, утверждения и ведения смет должен устанавливаться в форме единого документа.

Составление проекта сметы

Отметим, что ни Бюджетный кодекс, ни другие нормативные документы не устанавливают последовательность действий, необходимых для составления, утверждения и ведения сметы. К сожалению, необходимые поправки в нормативные документы до настоящего момента так и не были внесены.

Между тем составлению и утверждению бюджетных смет предшествует очень важная работа по планированию расходов в предстоящий период. Об этом свидетельствует норма ст. 158 БК РФ, в которой, в частности, закреплено, что одним из бюджетных полномочий главного распорядителя (распорядителя) является планирование соответствующих расходов бюджета и составление обоснования бюджетных ассигнований.

Однако очевидно, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств может спланировать расходы (свои и подведомственных ему распорядителей и учреждений), только опираясь на данные, представленные ему соответственно подведомственными распорядителями и учреждениями.

Поэтому на этапе составления проекта соответствующего бюджета участники бюджетного процесса определяют свои потребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих и принимаемых бюджетных обязательств. Эти расходы они должны обосновать, то есть привести расчеты или пояснить иным способом, отразить в проекте бюджетной сметы и представить данный проект своему главному распорядителю (распорядителю).

Вот именно необходимость составления проекта бюджетной сметы и не была закреплена ни в Бюджетном кодексе РФ, ни в каком-либо ином нормативном документе. И только согласно изменениям, внесенным Приказом N 84н в Общие требования, этот пробел был ликвидирован.

Установлено, что в целях формирования сметы учреждения на очередной финансовый год на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) учреждение составляет проект сметы на очередной финансовый год. Более того, приведен рекомендуемый образец проекта сметы (Приложение N 2 к Общим требованиям).

Установлено также, что формировать проект бюджетной сметы на очередной финансовый год необходимо в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения сметы, установленным главным распорядителем средств бюджета. Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, то главный распорядитель средств бюджета при установлении Порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода.

Учитывая это, главные распорядители бюджетных средств должны четко изложить в Порядке и алгоритм формирования проектов бюджетных смет, в том числе сроки формирования и представления проектов смет. Раньше главные распорядители это, как правило, не указывали, поскольку у них не было правовых оснований. Теперь такие основания появились, в связи с чем главным распорядителям необходимо будет внести в свои документы необходимые поправки.

Кроме того, у главных распорядителей теперь будет нормативно закрепленное право требовать от своих подведомственных распорядителей и учреждений проекты смет.

Сведения, полученные из проектов бюджетных смет своих подведомственных распорядителей и учреждений, главный распорядитель обобщает и передает финансовому органу в качестве обоснования бюджетных ассигнований, учитывая при этом и свои потребности.

Напомним, что с 1 января 2009 г. планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учетом государственного (муниципального) задания на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

После того как будет принят бюджет, следует исполнение бюджета, организация исполнения которого возложена на соответствующий финансовый орган. Во исполнение бюджета по расходам финансовый орган составляет и ведет отдельный документ - Сводную бюджетную роспись .

Порядок составления и ведения Сводной бюджетной росписи, а также Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей утверждает сам финансовый орган. Например , на федеральном уровне указанный Порядок утвержден Приказом Минфина России от 17.12.2008 N 143н.

Руководитель финансового органа утверждает Сводную бюджетную роспись, показатели которой должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Между тем в Сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Перечень таких случаев приведен в ст. 217 БК РФ. Закон N 83-ФЗ этот перечень дополнил: изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены и в случае изменения типа государственных (муниципальных) учреждений .

Одновременно с утверждением Сводной бюджетной росписи руководитель финансового органа утверждает главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО) на текущий финансовый год и плановый период в разрезе ведомственной структуры и операций сектора государственного управления.

Утвержденные показатели Сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Главные распорядители в свою очередь доводят до распорядителей и получателей бюджетных средств показатели Сводной бюджетной росписи, бюджетные ассигнования и ЛБО на очередной финансовый год также до начала очередного финансового года.

На федеральном уровне указанные показатели доводятся через Федеральное казначейство.

С момента доведения до учреждения бюджетных ассигнований и ЛБО начинается следующий важный этап - составление и утверждение бюджетной сметы.

Таким образом, все мероприятия, связанные с бюджетной сметой, условно можно разделить на три этапа :

  • составление проекта сметы;
  • составление и утверждение бюджетной сметы;
  • ведение бюджетной сметы.

Составление бюджетной сметы

Статья 162 БК РФ относит к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств (а значит, и казенного учреждения) не только исполнение бюджетной сметы, но и ее составление. Таким образом, казенное учреждение само составляет для себя смету, опираясь на расчетные показатели, характеризующие деятельность учреждения, разработанные и установленные (согласованные) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год и на основании доведенных объемов ЛБО.

Составить смету - это значит установить объем и распределить направления расходования средств бюджета согласно лимитам бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств для обеспечения функций учреждения на один финансовый год.

Показатели сметы формируются по кодам Классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией кодов статей (подстатей) Классификации операций сектора государственного управления.

Главные распорядители, распорядители средств бюджета, учреждения вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей.

Раньше Общие требования не устанавливали форму бюджетной сметы. Главные распорядители могли самостоятельно разработать ее с учетом особенностей своей деятельности. При этом Общие требования содержали перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в форме бюджетной сметы.

Согласно изменениям, внесенным в Общие требования Приказом N 84н, в Приложении N 1 к Общим требованиям теперь приведен рекомендуемый образец формы сметы .

Форма бюджетной сметы, как и форма ее проекта, содержит практически одинаковые реквизиты с той лишь разницей, что форма проекта сметы содержит дополнительные показатели, обосновывающие необходимость выделения средств учреждению. Например , указываются обязательства учреждения: действующие и принимаемые.

При установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы главный распорядитель средств бюджета имеет право дополнить форму сметы еще дополнительными реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения. В случае если главный распорядитель средств бюджета в Порядке составления, утверждения и ведения сметы предусмотрит порядок согласования сметы учреждения, то согласование оформляется на смете грифом согласования. Данный гриф включает в себя слово "Согласовано" , наименование должности должностного лица (включая наименование учреждения), согласовавшего смету учреждения, личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования.

Форму бюджетной сметы утверждает главный распорядитель. К представленной на утверждение смете должны быть приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Причем эти обоснования являются неотъемлемой частью сметы. Такое дополнение внес Приказ N 84н.

Это очень важно, так как именно при помощи этих документов главный распорядитель устанавливает необходимость расходов учреждения.

Если учреждение реорганизовано, то его смета составляется в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета, в ведение которого перешло реорганизуемое учреждение, на период текущего финансового года и в объеме доведенных учреждению в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной сметы

Смету главного распорядителя утверждает руководитель данного главного распорядителя средств бюджета.

Смету учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждает руководитель главного распорядителя средств бюджета. Но главный распорядитель может предусмотреть и иной порядок утверждения.

Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю распорядителя средств бюджета право утверждать сметы учреждений , находящихся в его ведении. Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный ему распорядителем средств бюджета.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета также имеет право в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения . Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета в случае доведения государственного (муниципального) задания до подведомственного учреждения предоставляет в установленном им порядке руководителю учреждения право утверждать смету учреждения . При этом руководитель главного распорядителя, распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.

Если будут выявлены нарушения бюджетного законодательства РФ, допущенные соответствующим учреждением при исполнении сметы, то руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета имеет право в установленном им порядке ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения).

Что же касается сметы обособленного (структурного) подразделения учреждения, то ее утверждает руководитель учреждения, в составе которого создано данное подразделение (п. 8 Общих требований в редакции Приказа N 84н).

Ведение бюджетной сметы

Ведение бюджетной сметы означает внесение изменений в нее в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств.

Согласно дополнению, внесенному Приказом N 84н, изменения показателей сметы составляются учреждением по рекомендуемому образцу, приведенному в Приложении N 3 к Общим требованиям. Форма этого документа практически аналогична форме бюджетной сметы. Но обязательно нужно указывать номер изменений, чтобы не перепутать показатели бюджетной сметы.

Изменения в смету вносятся путем утверждения изменений показателей - сумм увеличения, отражающихся со знаком "плюс", и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком "минус".

Так, в смете может изменяться :

  • объем сметных назначений - в случае изменения ЛБО, доведенных до учреждения. Например , в силу объективных причин и возложенных бюджетных полномочий главный распорядитель (распорядитель) перераспределил ЛБО (в пределах утвержденных ему ассигнований и ЛБО) между подведомственными учреждениями;
  • распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО;
  • распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО;
  • распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО;
  • распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, детализируемым главным распорядителем, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО.

Изменения в смету, требующие изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО, утверждаются после того, как в установленном порядке будут внесены изменения в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и лимиты бюджетных обязательств.

Статья 217 БК РФ определяет, в каких случаях показатели Сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Это:

  • недостаточность бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств. При этом общий объем указанных ассигнований не может превысить 5% общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;
  • изменение состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений);
  • вступление в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
  • использование средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований;
  • распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе;
  • иные основания, связанные с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете;
  • перераспределение бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом;
  • увеличение бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг. При этом увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не должно превышать 10%;
  • проведение реструктуризации государственного (муниципального) долга в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Очевидно, что любое изменение бюджетных ассигнований и ЛБО повлечет за собой и изменение показателей бюджетной сметы конкретного бюджетного учреждения.

Утверждаются изменения в смету в том же порядке, в каком утверждается бюджетная смета, и тем же лицом, которое ее утвердило. Так, если ее утверждал руководитель главного распорядителя средств бюджета, значит, он и должен утвердить изменения показателей сметы. Если же руководитель главного распорядителя предоставил право утверждать смету руководителю распорядителя или руководителю учреждения, то эти же должностные лица и должны утверждать изменения показателей сметы.

Е.А.Александрова

советник государственной

гражданской службы РФ 2-го класса

Составление и последующее ведение сметы в соответствии с действующим российским законодательством является обязательным условием осуществления деятельности любого казенного учреждения. При этом следует учитывать, что такая организация является частным случаем более общего понятия некоммерческой. Основная и главная цель ее работы - не получение прибыли, а реализация задач, поставленных при создании. К их числу могут относиться оказание образовательных, медицинских, правовых, культурных, научных и других видов услуг. Казенные учреждения создаются различными органами власти или местного самоуправления.

Законодательные акты, регулирующие правила ведения бюджетной сметы

Наиболее значимым нормативным актом, который регулирует правила и требования к ведению бюджетных смет казенными учреждениями, является Приказ российского Минфина №112н, датированный 20.11.2007 г. В него неоднократно вносились поправки и изменения, последние из которых были приняты Приказом №168н от 30.09.2016 г.

Они введены в действие с 01.01.2017 г. и содержат новый, несколько измененный порядок составления бюджетной сметы, а также форму заполнения, размещенную ниже.

Кроме того, каждое ведомство издает собственные нормативные документы, которые регламентируют порядок составления, а также утверждения и дальнейшего ведения и исполнения бюджетных смет для учреждений, работающих в рассматриваемой сфере. В частности для медицинских, культурных и социальных организаций основные правила и требования изложены в Приказах, соответственно, Минздрава №141 от 18.03.2013 г., Минкультуры №711 от 18.11.2010 г. и Минтруда №630 от 26.12.2012 г. Аналогичные нормативные акты выпущены и другими отраслевыми ведомствами. Однако, несмотря на некоторые различия, основные правила составления, утверждения и ведения смет являются едиными для всех казенных учреждений.

Требования к составлению и ведению бюджетной сметы

После внесения последних изменений правильное составление бюджетной сметы подразумевает наличие следующих четырех разделов:

В первом из них должны быть приведены расходы , необходимые для обеспечения нормального функционирования учреждения, в частности:

  • оплата труда и другие вознаграждения сотрудникам организации, а также командировочные расходы и подобные выплаты, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • затраты на приобретение товаров и выполнение работ, необходимых для работы учреждения;
  • выплата сборов, налогов или других платежей в бюджет РФ, являющихся обязательными;
  • возмещение вреда, причиненного казенным учреждением в процессе осуществления своей деятельности;

Второй раздел рассматриваемого документа содержит затраты , связанные с выполнением полномочий распорядителя бюджетных средств . На практике он заполняется далеко не всегда, так как подобные функции казенными учреждениями выполняются достаточно редко;

В третьем разделе отражаются расходы, не вошедшие в первые два;

Четвертый раздел - итоговый , в нем содержатся результаты сметы.

При составлении и последующем ведении бюджетной сметы необходимо учитывать, что основные показатели, используемые при этом, должны приводиться с указанием соответствующих кодов бюджетной классификации.

Порядок формирования бюджетной сметы

Для каждого казенного учреждения распорядителем бюджетных средств (в качестве которого, чаще всего, выступает соответствующее министерство, ведомство и их территориальные подразделения) разрабатываются основные правила и порядок составления и ведения бюджетной сметы. Именно ими, в первую очередь, должна руководствоваться организация при формировании рассматриваемого документа.

При определении конкретных показателей сотрудники учреждения, ответственные за разработку документа, могут использовать два варианта:

  • расчет с использованием нормативных затрат на содержание имущества или оказание услуг (определяются действующими на момент составления бюджетной сметы ведомственными документами);
  • расчет с применением показателей прошлых лет.

Существуют достаточно большие отличия в правилах и основных требованиях, предъявляемых ведомствами к ведению и исполнению бюджетных смет различными учреждениями. Это вовсе не удивительно, учитывая абсолютно непохожие цели их деятельности: начиная от оказания медицинских услуг (учреждения Минздрава) и заканчивая охраной правопорядка (учреждения ФСБ, МВД).

Правила утверждения бюджетной сметы

Действующим законодательством четко прописана процедура и правила, по которым должно осуществляется утверждение и согласование бюджетной сметы. Допускаетсяодин из трех возможных вариантов:

  • руководителем учреждения - если организация является распорядителем бюджетных средств;
  • руководителем организации - если учреждение не является распорядителем бюджетных средств. Однако, в этом случае распорядитель средств имеет право предусмотреть иной порядок утверждения;
  • руководителем организации - если разрабатывается бюджетная смета какого-либо его структурного подразделения.

Нормативными актами предусмотрен жесткий срок, в течение которого рассматриваемый документ должен быть утвержден. Он начинается с того момента, когда до организации доводятся лимиты по бюджетным обязательствам и составляет не более 10 суток. При этом учитываются только рабочие дни. Выполнение указанных требований является одним из важных факторов соблюдения общей бюджетной дисциплины.

Требования к ведению бюджетной сметы

Под ведением и исполнением бюджетной сметы подразумевается внесение в нее корректировок, связанных с изменениями лимитов бюджетных обязательств. Подобная процедура происходит достаточно часто и связана, в первую очередь, с вносимыми в бюджет изменениями, вызванными увеличением или сокращением его доходной части, смещением приоритетов государственного развития и множеством других возможных причин.

Изменения в бюджетную смету вносятся в форму, практически аналогичную используемой при ее составлении. При этом увеличение размера сметных расходов отражается вполне традиционно со знаком плюс, а сокращение - с минусом.

Существует несколько вариантов внесения корректировок в бюджетную смету, выполняемых в случае:

  • изменения первоначальных доведенных до организации ЛБО (лимитов бюджетных обязательств);
  • изменения размера затрат между статьями расходов, что также ведет к корректировке ЛБО;
  • перераспределения средств внутри бюджетной сметы без изменения ЛБО.

Изменения, которые вносятся в документ, должны быть утверждены в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе. При этом к нему следует приложить обоснование необходимости произведенных корректировок.

Образец составления бюджетной сметы

Выше уже был приведен бланк бюджетной сметы. Для того чтобы более четко понимать правила и требования ее составления, целесообразно рассмотреть образец заполненной бюджетной сметы, приведенный ниже.

Как и большинство подобных документов, он состоит из трех основных частей:

  • шапка;
  • табличная часть;
  • итоговые результаты сметы.

Оформление шапки документа не содержит каких-либо сложностей- необходимо просто заполнить поля разработанного и утвержденного ведомством бланка. При этом бюджетная смета утверждается исполнителем и разработчиком, а согласовывается представителем главного бюджетного распорядителя.

Затем в документе необходимо указать его название, а также наименование следующих организаций: получателя, распорядителя (при наличии) и главного распорядителя выделяемых бюджетных средств. Также в шапке сметы располагается название бюджета, коды оформляемого документа и единица измерения приводимых в нем данных.

Далее следует табличная часть бюджетной сметы. Выше уже отмечалось, что после внесения изменений в нормативную базу, она состоит из четырех разделов, содержание которых было также описано в предыдущих частях статьи. В приведенном примере данные содержаться только в первом разделе рассматриваемого документа.

Второй и третий разделы не содержат показателей и оставлены незаполненными. Необходимо обратить внимание на сквозную нумерацию страниц документа.

Раздел 4 содержит итоговые данные. В приведенном образце бюджетной сметы показатели данного раздела идентичны указанным в первой части документа, хотя форма их представления несколько изменена.

Бюджетная смета подписывается теми ответственными лицами, которые участвовали в составлении и проверке правильности ее заполнения. В рассматриваемом случае таковыми являются руководитель казенного учреждения, начальник планово-финансовой службы и непосредственный исполнитель