Уголок по профориентации в библиотеке. Профориентация от а до я. Легко ли молодым

В библиотеках города Асино и района прошли мероприятия в рамках месячника по профориентации .

В читальном зале Библиотечно-эстетического центра для пятиклассников и семиклассников школы № 4 г. Асино 7 и 11 апреля прошли часы профориентации «Редкие профессии» и «Профессии. Какие они?». Цель мероприятий – познакомить ребят с видами профессий, воспитать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. Сотрудники библиотеки рассказали школьникам, на что следует ориентироваться при выборе профессии. Школьники разгадывали «профессиональные» загадки, принимали активное участие в викторине, рассказывали о профессиях своей семьи, кем собираются стать в будущем. Ребят познакомили с профессией библиотекаря.
В зале к мероприятиям были оформлены выставки «Профессия вечная – библиотечная» и «Какие бывают профессии?».

В библиотеке-филиале № 1 (ТРЗ) в рамках месячника по профориентации с 14 марта по 14 апреля прошел библио-круиз «Библиотека для поколения NEXT».
Посетители первого мероприятия посмотрели презентацию «Через библиотеку – к профессии» , а затем приняли участие в интеллектуальной игре «Один день библиотекаря на работе» , познакомились с профессией библиотекаря. Ребята, которых заинтересовала эта творческая профессия, охотно брали закладки и памятки о поступлении в Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций на отделение «Библиотековедение». Все желающие смогли познакомиться с материалами выставки, которая поможет определиться с выбором будущей профессии.

В рамках Недели детской книги юным читателям библиотеки была представлена презентация в игровой форме о профессии библиотекаря. Ребята узнали, где можно обучиться такой замечательной и нужной профессии.

О выборе профессии была проведена беседа с группой ребят из Центра реабилитации. Библиотекарь обратила их внимание на то, что надо любить читать книги, хорошо учиться. Раздала ребятам памятки и закладки об учебных заведениях. Подростки заинтересовались и задавали много вопросов.

Сотрудники библиотеки для мероприятий оформили выставку-адвайзер «Мир профессий: дороги, которые мы выбираем» , на которой представили книги, статьи из периодических изданий об особенностях тех или иных профессий, памятки, закладки, буклеты об учебных заведениях Томской области. Библиотекари надеются, что в ходе библио-круиза учащиеся старших классов получили важную и ценную информацию, которая станет отправной точкой для правильного выбора их жизненного пути.

В библиотеках Новоселовского района в марте прошли мероприятия, в рамках профориентации.

Всего приняли участие 15 библиотек, на которых присутствовало 145 человек.

Беседа «Новому времени – новые профессии» Анашенская библиотека

10 марта работники совместно с работниками ДК провели беседу «Новому времени – новые профессии» для учащихся старших классов. Библиотекарь рассказала ребятам, что профессия – это определённый вид трудовой деятельности. Выступили с рассказом о своей профессии социальный работник, учитель начальных классов, культработник, воспитатель детского сада и директор КГБ ПОУ Южного аграрного техникума. Каждый помимо рассказа о любимом деле высказал самые сердечные пожелания участникам найти свое место в жизни. Затем был проведен обзор книжной выставки, подробно остановив внимание присутствующих на книге М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк «333 современные профессии и специальности». После просмотра медиапрезентации «Новое время — новые профессии», учащиеся познакомились с профессиями ХХI века «Криэйтор», «Имиджмейкер», «Мерчендайзер», «Медиапленнер», «Бренд – менеджер» и другими. Затем сотрудники библиотеки провели несколько игр и викторин, связанных с выбором профессий. Присутствовало 24 человека.

17 марта для учащиеся 9 класса провела беседу-презентацию «Выбор профессии — выбор будущего». Вниманию ребят была представлена слайд-презентация, рассказывающая об основных моментах, на которые стоит обратить внимание при выборе будущей профессии. Затем старшеклассники отвечали на вопросы Профи-викторины, подбирали профессии в игре «Самая – самая», упражнялись в конкурсах «Он – она», подбирали профессии-синонимы, переставляя буквы в анаграммах и мн. др. Конкурс проходил в оживленной обстановке, ребята были очень активны, каждый участник хотел быть первым. В завершение мероприятия ребятам было предложено ответить на вопрос «Кем быть или каким быть?». Почти все участники высказывали свою точку зрения. Порой эти точки зрения были совершенно противоположны, но ребята размышляли и старались прийти к какому-то общему мнению. Их очень смелые интересные взгляды, суждения на поставленную проблему были достойны уважения. Дискуссия прошла очень интересно и продуктивно. В мероприятие приняли участие 9 человек.

Целью мероприятия – профориентира «Моя профессия – мое будущее», которое 3 марта провела , было познакомить учащихся с огромным количеством профессий, о которых школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Библиотекарь рассказала участникам мероприятия о многообразии профессий и их важности для людей. В ходе беседы ребята отгадывали загадки, собирали пословицы, разгадывали кроссворд о профессиях, собирали из букв названия профессий. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. Такие мероприятия помогают правильно избрать свой путь в дальнейшей жизни. На мероприятии присутствовало 8 человек.

Профориентационный урок «Радуга профессий» Бараитская библиотека

17 марта в был проведен профориентационный урок «Радуга профессий». Целью которого было расширить представление подростков о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору. Присутствовало 8 человек.

В прошло мероприятие для юношества по профориентации «Дорога в завтра». Присутствовало 8 чел.

22 марта в для старшеклассников было проведено мероприятие — видео-прогулка «Знакомьтесь: профессия!». Присутствовало – 7 человек.

10 марта провела профориентационную игру «В мире рабочих профессий» с учащимися 8-9 классов. Цель мероприятия заключалась в следующем: ознакомить ребят с разнообразным миром профессий, расширить знания, кругозор, словарный запас. Приняли участие 8 человек.

19 марта в для юношества был проведен библиокомпас «Путешествие по профессиям». Присутствовало 10 чел.

29 марта в прошел видео-час «Самые необычные и интересные профессии мира». Присутствовало 15 чел.

19 марта в прошло мероприятие познавательный час «Выбор профессии – выбор будущего». Присутствовало 8 чел.

Игра «Угадай профессию» Дивненская библиотека

10 марта в была проведена игра «Угадай профессию» Присутствовало 8 чел.

12 марта в для детей и юношества была проведена познавательная программа «Лабиринт профессии», цель которой – помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии, развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии. Участников – 9 чел.

19 марта провела мероприятие, посвященное выбору профессии для молодежи от 15 до 26 лет «Сотвори свое будущее». Присутствовало 7 чел.

23 марта в прошло профориентационное занятие «Кем стать?» с применением игровых материалов «Навигатум: Калейдоскоп профессий». Цель занятия – помочь школьникам осознанно подойти к выбору профессии. Использовались классические и инновационные методики профориентации в формате мультфильма и игровой программы. На мероприятии присутствовало 10 участников.

23 марта в прошло мероприятие,– час знакомства «Перспективы в будущее» ребята ознакомились с понятием профессионального выбора, а также получили помощь в самопознании и профессиональном самоопределении. Присутствовало 6 чел.

Тема: Методическая разработка.

Цель: Создать условия для получения знаний, информации по правовому образованию и воспитанию школьников

Вступление.

“Школа – это, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.
книги выстраивают судьбы”

/В.А.Сухомлинский/.

Нормальное существование современного общества невозможно без высококвалифицированных кадров. Очевидно, что Россия третьего тысячелетия будет такой, какой вклад в ее развитие сможет внести современная молодежь. Следовательно, в данной ситуации возникает необходимость помочь молодежи в выборе профессии. Ограничение доступа детям и подросткам к информации ведет к случайному выбору профессии, снижает их конкурентноспособность на рынке труда. Школьная библиотека, как одно из важнейших звеньев системы воспитания, должна оказывать своим молодым читателям помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах мира современных профессий. В 1998 году была разработана и внедрена в практику работы целевая комплексная программа “Чтобы рос человек".

Цель программы: создание условий для самореализации человека, как субъекта деятельности, как индивидуальности способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения. Школьная библиотека, используя все формы и методы библиотечной работы, активно приняла участие в реализации этой программы. Задачи библиотеки по данному направлению были поставлены следующие:

Ориентация детей на получение новых знаний о профессии, оперативное представление всем читателям нужной им информации, психологическое консультирование родителей, оказание методической помощи педагогам школы. Помощь библиотеки в реализации программы начинается с общения с учащимися младших классов. Эти дети только начинают жить в обществе, и не знакомы с законами этого общества. В связи с этим библиотека помогает узнать детям: как, и кем рассматриваются и охраняются в обществе интересы личности ребенка. Для этого с учащимися 2-3 классов проводятся классные часы, мероприятия по темам: " В мире профессий"- беседа-игра; "Знакомство с конвенцией о правах человека"- брейн-ринг; " В мире сказок", " Права сказочного государства"; классный час, "Я и имена"; урок-игра, интеллектуально- познавательная игра "Звездный час", "Мир начинается с меня" (по материалам конвенции о правах человека). На таких занятиях речь идет о понимании человеческого достоинства, умении распознать различия в людях и принимать их такими, какие они есть, умение слушать и уважать чужое мнение. Кроме того, в интересной, увлекательной форме ведется разговор о специалистах, которые могли бы защитить права детей. Для старших классов, вместе с учителями права и обществознания, проводятся занятия, на которых предусматривается знакомство учащихся с актами в области прав человека, формируются навыки пользования ими. Темы занятий разнообразны: "Права человека и законы"; Право на жизнь"; "Право на свободу" и т. д. Современных детей сейчас не удовлетворяет пассивное слушание, они хотят действовать, творить; поэтому все мероприятия проводятся в виде дискуссий, ролевых игр. Игры заставляют задуматься, пережить ситуацию, в которую может попасть каждый, проиграть ситуацию с 2-х позиций: человека-нарушителя закона и специалиста в области права. Все это помогает формировать свое мировоззрение, развивает интеллект, речь, отстаивать свое мнение, навыки будущей профессии.

Школьная библиотека - это школьный учебный центр, поэтому ни одна предметная неделя, ни один месячник, посвященный знаменательным датам, важнейшим историческим событиям, профессиональным праздникам не обходится без участия библиотеки. Уже стало традицией в школе, в октябре проводить месячник правовых знаний и 10 октября отмечать Международный день прав человека. К этим датам готовиться обзор литературы на правовые темы, правовые игры, выставки, выступления на школьном радио. Темы для радиовыступлений разнообразны: "Профессия-юрист"; "Права ребенка-это твои права" и т. д. В этом году интересно прошла игра- дискуссия для учащихся 9-х классов - "Исторический брифинг". Цель игры - пробудить интерес к чтению исторической и юридической литературы. К данному мероприятию подбиралась литература и документы, в которых отражены мифы советской эпохи о "врагах народа", а также информация о реальном положении этих групп людей в СССР. При подготовке определились группы учащихся 9-х классов:

–"архивисты” (группа, подбирающая отрывки из газетных публикаций и художественной литературы, сатирические плакаты 20-30 гг. и т. д.);
– "журналисты" (группа, готовящая историко-журналисткое расследование);
– "враги народа"(группа, готовящая "биографии" "врагов народа", используя литературу);
– "прокурора";
– "судебного секретаря";
– "экспертов" (группа, по ходу действия делающая независимые высказывания, и т. д.) (приложение№1/ использованы материалы журнала "Ваше право"/ лист1 лист2 лист3 лист4)

Эта игра проводилась совместно с учителями истории. Она помогла учащимся овладеть азами юридических профессий.

Оказание посильной информационной методической и психологической помощи родителям учащихся по вопросам профессионального определения их детей - вот ещё одна грань деятельности школьной библиотеки. Вместе с завучем по воспитательной работе и учителями права разработан цикл бесед с родителями: "Сто советов для родителей", "Права и обязанности родителей и детей", "Путь к успеху вашего ребенка", "Учебные заведения г. Златоуста и Челябинской области". Эти беседы с родителями всегда вызывают у них заинтересованность. Одним из аспектов правовой просветительской работы школьной библиотеки является оформление выставок для учащихся. По данной тематике их было несколько: "Великая книга жизни" (Конвенция о правах ребенка), "Права человека", "Твой путь к успеху", "Тебе абитуриент" и т. д. Цель данных выставок: помочь читателям найти необходимую информацию об учебных заведениях города и области, подготовиться к экзаменам, выбрать профессию по душе. Одним из разделов работы школьной библиотеки по профориентации - это работа с педагогами- предметниками, преподающими в специализированных социально- правовых классах. Учителя также имеют возможность познакомится непосредственно с учебными и методическими материалами. Библиотека может им предложить: методическое пособие по проекту "Живое право", комплект учебников и пособий "Основы правовых знаний" для 8-9 классов, учебно-методическое пособие для учителей и книги для учащихся по проекту"Мой выбор" и т. д. Все новинки литературы оперативно освещаются на совещаниях школьных методических объединений учителей -предметников, что положительно влияет на информированность педагогов и повышает их эффективность работы. В библиотеке выделен специализированный тематический комплекс по правовому воспитанию и выбору специальностей. Кроме того, создана и ведется тематическая картотека в помощь классным руководителям по профориентации. Вот уже несколько лет наша библиотека проводит совместную работу со школьным правовым клубом старшеклассников "Фемида" (руководитель Залога Вера Николаевна). Деятельность клуба ставит перед собой цель донести до детей их права и помочь отстаивать их. В клубе действуют несколько направлений: профессиональное (изучение основ будущих специальностей); правовое образование и т. д. Члены клуба выступают перед родителями, учащимися младших классов, участвуют в общественных акциях: например - "Наши права", организуют благотворительную деятельность. Для работы клуба библиотекарь подбирает из журналов и газет, книг новые нормативные акты, новые законы, оказывает помощь в выпуске газеты - "Вместе", проводит опросы, анкетирование, дискуссии по острым темам нарушений прав и правовой защиты. Интересна также совместная работа по организации встреч с представителями правоохранительных органов. Помощь заключается в том, чтобы помочь отобрать интересные вопросы для дискуссии. На встрече с учащимися уже побывали: адвокаты, следователи, работники налоговой полиции, депутаты Государственного собрания, студенты факультетов экономики и права, журналисты. Наиболее удачно прошла в клубе игра "Имею право". Цель игры: расширить кругозор в области прав и законности.

Воспитать в детях уважение к законам государства. Научить пользоваться своим правом гражданина России.

На уроках права в 10-11 социально-правовых классах раз в четверть проводится обзор правовой литературы. Члены клуба "Фемида" членами научного общества учащихся, выполняют с учителями истории и обществознания исследовательские работы и очень часто обращаются за литературой в библиотеку, где получают квалифицированную помощь библиотекаря. За время существования социально- правового класса 52 учащихся поступили в учебные заведения города и области, выбрав специальности, связанные с правом и юриспруденцией. Несомненна в этом заслуга школьной библиотеки и педагогического коллектива. Школьная библиотека-это действительно та организация, которая действительно может многое сделать в области правового и профессионального просвещения.

Данная разработка предназначено для внеклассной работы с учащимися среднего и старшего возраста. Она поможет сформировать у ребят интерес к проблеме выбора профессии, даст возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГООУ ЯНАО Санаторный детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в длительном лечении «Сияние» Севера»

Открытое мероприятие

«Все работы хороши»

Воспитателя семьи № 1

Константиновой

Екатерины Николаевны

п. Кировский, 2011 год

Цели и задачи:

  1. Сформировать у ребят интерес к проблемам выбора профессии, выявить познавательные интересы.
  2. Нацелить ребят на серьёзное осмысление профессии.
  3. Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания, наклонности.

Оборудование:

Репродукция картины Васнецова «Витязь на распутье»; высказывания великих людей; столовые приборы; набор продуктов; инструменты парикмахера; бинты медицинские; листы ватмана; фломастеры.

I. Организационный момент:

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит,

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.… Здравствуйте!!!

II. Вступление:

Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно не возможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдёт совсем немного времени, когда вы перешагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать один из самых трудных выборов в вашей жизни – выбор профессии.

Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться.

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?!

И на самом деле, чем…? Кем быть?

III. Разминка:

Сейчас мы с вами поиграем. Я буду предлагать вам необычные характеристики профессий, а вы должны будете назвать те профессии, к которым больше всего эти характеристики подходят.

  • какая профессия самая детская? (воспитатель д/с; учитель н/к)
  • какая профессия самая смешная? (клоун; юморист)
  • какая профессия самая жаркая? (пожарный; металлург; повар)
  • какая профессия самая здоровая? (врач; фармацевт)
  • какая профессия самая терпеливая? (учитель; кружевница; скульптор)
  • какая профессия самая яркая? (электрик; певец; актёр)
  • какая профессия самая сладкая? (кондитер; продавец)
  • какая профессия самая волосатая? (парикмахер; ветеринар)
  • какая профессия самая высокая? (монтажник; крановщик; строитель)
  • какая профессия самая быстрая? (водитель; летчик)
  • какая профессия самая смелая? (каскадёр; милиционер; спасатель)

Мы назвали сейчас лишь несколько профессий. В мире их существует более 50 тысяч, многие из них нам даже не известны. Как же найти среди такого количества свою профессию?

IV. Основная часть:

  1. Ребята, как вы думаете, бывают ли профессии хорошие и плохие?… (рассуждения детей)

Вывод : не бывает плохих и хороших профессий. Бывают профессии, которые подходят или не подходят человеку, бывают востребованные и невостребованные профессии.

  1. А сейчас давайте порассуждаем «Зачем люди работают?».

Утверждения были заготовлены заранее, дети с ними ознакомлены и выбрали для себя наиболее приемлемые:

  • люди работают, чтобы разбогатеть;
  • люди работают, чтобы содержать семью, не погрязнуть в нищете и не умереть с голоду;
  • люди работают, потому что хотят применить свои способности для общей пользы;
  • люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться;
  • люди работают, потому, что им нравиться работать;
  • люди работают, что видят в этом смысл жизни;
  • люди работают, чтобы чувствовать своё отличие от животных;
  • люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в само развитии.

Каждый отстаивает своё мнение.

Вывод: итак, большинство из вас считают, что люди работают, чтобы_____________________________________________________________

  1. Следующий конкурс «Необитаемый остров».

Представьте себе, что вы, современные люди XXI века, попадаете на необитаемый остров! На этом острове есть все условия для жизни: пресная вода, рыба в реках, птицы и звери в лесах, фруктовые деревья… А у вас, совершенно случайно, оказались семена пшеницы, гороха, моркови, огурцов, подсолнечника, а так же топор, пила, молоток, маток верёвки, нож…

Ваша задача. Вы должны составить список из 10 видов профессиональной деятельности, которые являются самыми необходимыми, на ваш взгляд, для того, чтобы выжить на необитаемом острове.

Пока ребята думают над списком профессий, мы проведём конкурс для зрителей. Он называется «Подбери пословицу». Из сундучка вы достаёте по одному предмету и на данный предмет нужно назвать пословицу.

  • яблоко: яблоко от яблони не далеко падает;
  • зеркало: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива;
  • ложка: дорога ложка к обеду;
  • верёвка: сколько верёвочке не виться, а концу быть;
  • шапка: на воре шапка горит;
  • ножницы: семь раз отмерь, один раз отрежь;
  • часы: делу время, а потехе час.

Молодцы, гости, спасибо за активное участие. А теперь проверим, как справились с заданием наши участники.

Вы, ребята, назвали много профессий, но сами понимаете, что их гораздо больше, и все они нужны, чтобы люди могли комфортно жить. Знаете, сколько людей должны трудится, чтобы в наших домах были свет и тепло? Чтобы были учебники, ручки, компьютеры, часы? Чтобы вы были одеты и обуты?

Есть стихотворение «Из чего сделано платье?». Его автор, поэт Овсей Дриз, отвечая на этот вопрос, даёт представление о том, как много людей различных профессий вложили свой труд в его создание.

Если шерсти овечьей пастухи настригут,

Если с шерстью овечьей поезда побегут,

Если те, что у ткацкой машины стоят,

Разноцветные ткани наткут для ребят,

Если доменщик сварит хороший металл,

О котором на фабрике мастер мечтал,

Если сделает мастер иглу для портного,

Пару ножниц, утюг электрический, новый, –

Значит, мальчика можно поздравить с обновой! –

Так ответил портной, надевая очки

И иглой пришивая стальные крючки.

Подумайте, ребята, и вы поймёте, что все люди связаны результатами своего труда. То есть, каждый человек работает, чтобы получать зарплату, кажется, что для себя, но своим трудом он производит блага для миллионов людей.

  1. Сейчас мы превратимся в артистов и попытаемся обыграть несколько профессий. Они нам знакомы, так как сталкиваемся мы с ними практически ежедневно. Итак, конкурс мастеров.
  • официант – должен накрыть стол, правильно расположить столовые приборы;
  • повар – приготовить фруктовый салат;
  • врач – наложить повязку;
  • парикмахер – сделать причёску;

Молодцы, ребята, браво!

Поработали на славу.

Ребята о своих профессиях приготовили стихи, некоторые из которых загадки. Сейчас они вам их прочитают, а вы, уважаемые гости, внимательно их послушайте и, где будут стихи – загадки, попробуйте их отгадать.

Хочешь вкусно ты поесть

И за стол красивый сесть,

Заходи в наш ресторан,

Тебя обслужит… (официант)

Чтобы дети не болели,

Не ходили еле-еле,

Чтоб здоровыми росли,

Ели кашу, пироги,

Чтоб упитанными были,

В школу каждый день ходили,

Чтобы слышать детский говор,

Нужен нам конечно… (повар)

Если ты, дружок, упал

И может, палец поломал,

Ты, пожалуйста, не плачь!

Тебе в беде поможет… (врач)

Быть парикмахером – это искусство,

Здесь пригодится седьмое чувство,

Ты как волшебник должен творить,

Кому как захочется – так тому быть.

Едва забрезжила заря –

Поднялся хлебопёк,

Чтоб ты румяным калачом

Полакомиться мог.

Маляр порадовать спешит

Природу и людей –

Нам пестроту весны дарит

Весёлый чародей.

Спроси у солнца и земли,

Спроси у быстрых рек:

«Кто начинает новый день?»

Рабочий человек! (все вместе)

  1. Конкурс загадок об инструментах и орудиях труда.

А) Доски грызла и кусала, на пол крошек набросала,

Но не съела ни куска: знать не вкусная доска. (Пила)

Б) Замечательный дружище: деревянная ручища,

Да железный обушок, закалённый гребешок.

Он у плотников в почёте – каждый день с ним на работе. (Топор)

В) Сам худ, голова с пуд. Как ударит – крепко станет. (Молоток)

Г) Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз. (Отвёртка и шуруп)

Д) Толстый тонкого побьёт. Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

Е) Два братца, одно сердце. (Ножницы)

Ж) Тонкая непила всех одела – нарядила.

На самой бедняжке нет даже рубашки. (Иголка)

З) У конька, у горбунка деревянные бока.

У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок)

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

  1. Склонности и интересы в выборе профессии (методика «Карта интересов»).

Заранее мы провели тестирование. Результатов теста ребята не знают. Мы выявляли склонности и интересы ребят по методике «Карта интересов». В дальнейшем, возможно, эта карта поможет ребятам определится с выбором профессии.

Сейчас каждый из ребят на отдельных листах напишет, что ему нравится и чем он любит заниматься больше всего.

Теперь возьмите каждый свою карту интересов и обратите внимание на выделенные маркером столбики:

Жёлтый цвет (верхние две строки) – у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности;

Зелёный цвет (средние две строки) – ты стремишься, как можно больше узнать о предмете своих интересов;

Красный цвет (нижние две строки) – ты хотел бы работать в этой области.

Внимательно посмотрите у кого характеристика своих интересов совпала или не совпала с «Картой интересов» теста.

Нужно чётко определить круг своих интересов, и, как можно скорее поставить перед собой достижимую цель.

  1. Сейчас проведём конкурс «Прочти правильно пословицу или поговорку о труде».

А) Кормит, а, лень, человека, труд, портит (труд человека кормит, а лень – портит)

Б) Рыбку, труда, без, не, пруда, и, вынешь, из (без труда не вынешь и рыбку из пруда)

В) Семь, один, отрежь, раз, отмерь, раз (семь раз отмерь, один отрежь)

Г) Работает, кто, тот, ест, не, не (кто не работает, тот не ест)

Д) Лежачий, не, камень, под, вода (под лежачий камень вода не течёт)

Е) Труд, терпение, всё, и, перетрут (терпение и труд всё перетрут)

Ж) И, посеешь, пожнёшь, то, что (что посеешь, то и пожнёшь)

З) Час, время, делу, а, потехе (делу время, а потехе час)

И) И, кататься, люби, любишь, возить, и, саночки (любишь кататься, люби и саночки возить)

К) Да, меньше, больше, слов, дела (меньше слов, да больше дела)

Л) Дело, смело, за, берись, всякое (за всякое дело берись смело)

М) Пила, у, мастера, плохая, и, плохого (у плохого мастера и пила плохая)

Ребята объясняют значение каждой пословицы, как они понимают народную мудрость. Делаем вывод, что ленивого человека никто не уважает.

  1. Творческое задание. Любимая профессия помогает человеку исполнять его желания, и прежде чем выбрать профессию, человек решает для себя, чего он хочет добиться в жизни.

Сейчас вы должны выполнить задание-рисунок «Три желания». Но прежде представьте, что вы идёте по берегу моря и находите старый кувшин. В нём живёт кто? (Дети отвечают: «Джин!»). Он готов выполнить три ваших желания. Нарисуйте их.

А пока дети рисуют, проведём конкурс со зрителями. Конкурс называется «Что это?»:

хурма

фрукт

индейка

птица

сазан

рыба

артишок

овощ

изюм

ягода

квас

напиток

корица

пряность

кефаль

рыба

кокос

орех

кольраби

капуста

дыня

ягода

кумыс

напиток

палтус

рыба

арбуз

ягода

рис

крупа

рябчик

птица

голубика

ягода

пастернак

овощ

баклажан

овощ

киви

фрукт

вобла

рыба

лавровый лист

пряность

фисташки

орех

пшено

крупа

виноград

ягода

редька

овощ

бычки

рыба

лимон

фрукт

брусника

ягода

клубника

ягода

бобы

овощ

сморчок

гриб

топинамбур

овощ

медовуха

напиток

Молодцы, гости, активно поработали. А сейчас посмотрим, что в своих рисунках нарисовали дети.

V. Заключительная часть.

Итак, ребята, сегодня мы с вами побывали в необычном мире – мире профессий. Рано или поздно в этом мире окажетесь и вы. И от вас зависит, каким он будет – мир вашей профессии.

Подводя итог нашего мероприятия хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

А сейчас послушайте стихотворения Д. Я. Лившиц «Что в руках у человека» и «Да здравствуют руки!»

Всё, что видишь ты вокруг,

Всё – плоды рабочих рук.

Этот дом и этот сад

В лёгком кружеве оград.

Тепловоз, подъёмный кран,

Экскаватор – великан,

Телефон, машина, стол,

Сумка, парта и футбол, –

Всё, что видишь ты вокруг,

Всё – плоды рабочих рук.

Да здравствуют руки,

Рабочие руки,

Те, что не терпят

Лени и скуки!

Да здравствуют руки,

Которые в полночь

Опасно больному

Приходят на помощь!

Да здравствуют руки,

Которые косят,

Пекут, обшивают,

И почту приносят,

Ведут корабли

В покорённую даль,

И варят в мартенах

Чудесную сталь!

Да здравствуют руки,

Руки простые,

Которые к звёздам

Подняли Россию!

Спасибо, ребята, за хорошую, активную работу! Спасибо, гости, за ваше внимание и принятое участие! Всего вам доброго, до свидания!


Бобровник Татьяна Владимировна,
библиограф отдела справочно-библиографического
обслуживания
ГУК «Кемеровская областная библиотека
для детей и юношества»

«Важно не то место, которое мы занимаем,
а то направление, в котором мы движемся»
Л. Толстой

Сегодня в мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняет свое место работы, 12% из них возвращаются обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту свою профессию, чтобы была по душе, чтобы она приносила пользу людям, себе, обществу?

Работа библиотек по профориентации ведется с целью дать детям и подросткам ответы на все эти непростые вопросы. Главным выступает возможность предоставления молодому пользователю широкой информации по вопросам получения образования, перспективам профессионального роста, востребованности определенных профессий на рынке труда, трудоустройстве молодежи на временные, сезонные виды работ.

Чем раньше начнется личностное и профессиональное развитие, тем в большей степени можно прогнозировать психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост каждого человека в современном мире.

В Кемеровской областной библиотеке для детей и юношества профориентационная работа ведется в рамках целевой комплексной программы «Образование. Карьера. Занятость», цель которой - оказание содействия в профессиональном самоопределении детей и молодежи, повышение уровня информированности о различных аспектах современных профессий и возможности их получения в учебных заведениях Кемерово, Кемеровской области, городах России и за рубежом.

Основные виды деятельности по программе: координационная; информационно-библиографическая; информационно-досуговая; информационно-просветительская; консультативная, издательская; методическая.

Программа реализуется при активном содействии Молодежной биржи труда, Центра занятости, Центра профессиональной ориентации молодежи. Опираясь на образовательные учреждения, социальные и психологические службы, центры занятости и профориентации, библиотека оказывает эффективную помощь молодым людям.

Кемеровская областная библиотека для детей и юношества - активный и постоянный участник всех мероприятий, которые организуют и проводят Кемеровский областной центр профориентации и Молодежная биржа труда.

Психологом Центра профессиональной ориентации молодежи оказываются бесплатные индивидуальные и групповые консультации по выявлению профессиональных интересов и склонностей подростков.

В библиотеке проводится информационное обслуживание читателей в помощь выбору профессии и учебного заведения. Сведения о специальностях, факультетах, подготовительных курсах, информирование о востребованных профессиях на региональном рынке труда, сезонных работах для молодежи размещены на информационном стенде. Здесь же дана информация о свободных рабочих местах, сезонных работах, обучающих курсах.

Ежегодно редактируется и пополняется новой информацией электронная база данных «Образование в Кузбассе», предназначенная для сбора, хранения и поиска информации об учебных заведениях (вузах, техникумах, профессиональных училищах) не только г. Кемерово, но и городов области. Информация об учебных заведениях Кемерово и Кемеровской области представлена также на сайте библиотеки.

В практической работе по профориентации используются не только проверенные временем формы и методы работы, но и разрабатываются новые, рассчитанные на лучший результат при работе с подрастающим поколением и молодежью.

Профессиональное самоопределение личности - это не разовое действие, а длительный процесс, охватывающий значительный период жизни человека, начиная с младшего возраста.

В начальной школе важно расширять представления детей о различных профессиях; создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Для этого в библиотеке проводятся мероприятия по профориентации для дошкольников и младших школьников. В ходе игрового занятия для дошкольников «Примерь профессию» малыши знакомятся с самыми разными профессиями. Ребята узнают о наиболее известных и популярных профессиях: водитель, врач, повар, парикмахер, продавец и др., по ходу беседы отгадывают «профессиональные» загадки и слушают стихи. В конце мероприятия детям предлагается сыграть в игру «Волшебный мешочек»: они должны угадать, человек какой профессии может использовать тот или иной предмет (ножницы, ручку, счеты и т.д.).

Для школьников 3-5 классов проводится дискуссионное занятие «Легко ли быть учителем?», приуроченное ко Дню учителя. В ходе дискуссии обсуждаются вопросы: «Каким должен быть учитель: характер, внешний вид?», «Что должен знать и уметь учитель?», «Хотели бы вы стать учителем?». В дискуссии принимают участие педагоги, которые рассказывают, почему они выбрали эту профессию.

В работе с подростками наиболее часто используются такие формы и методы как интеллектуально-творческие игровые программы; дискуссионные клубы; проблемные обзоры; выставки.

Подростковый возраст характеризуются направленностью на выявление собственных качеств, имеющих отношение к той или иной профессии. У ребят формируются первичные ожидания от профессии и от себя в профессии.

Сделать выбор профессии самостоятельно старшекласснику достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся с ним взрослые могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь. С этой целью сотрудники читального зала подросткового и молодежного чтения совместно со специалистами Центра занятости населения г. Кемерово проводят цикл бесед по профориентации «В поисках своего призвания». Обсуждаются следующие вопросы: что такое общие и специальные способности; как сориентироваться в многообразии профессий и возможных путях их получения; как понять, есть ли они у тебя и можно ли развить их; каковы типичные ошибки на пути профессионального самоопределения, можно ли их избежать; какие изменения на рынке труда произошли в связи с мировым финансовым кризисом; какие специальности востребованы в настоящий момент в нашем регионе? Кроме этого, выпускникам предлагается тестирование, с помощью которого они могут определить свои профессиональные склонности.

Традиционной стала творческая встреча учащихся Кемеровского областного колледжа культуры и искусств со старшеклассниками школ. Студенты и педагоги колледжа, участники театра - студии «Действующие лица» увлекательно рассказывают о своей будущей профессии и любимом колледже.

Необходимо отметить, что особенностью современного российского рынка труда является дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание мы уделяем профориентации школьников на рабочие профессии.

Так, с воспитанниками детского дома № 102 проведена игровая программа «Я в рабочие пойду…». Цель мероприятия - познакомить детей с рабочими профессиями и специальностями, сформировать положительный имидж рабочих профессий. В рамках игровой программы воспитанникам детского дома представлен обзор о рабочих профессиях и специальностях, слайд-презентация о памятниках рабочим профессиям, как исчезнувшим, так и существующим сегодня, проведена развлекательная игра. Дети активно принимают участие в конкурсах, в аудитории кипят эмоции от проявления огорчения за неправильный ответ и бурной радости за опережение команды соперников по правильным ответам.

С целью пропаганды рабочих профессий проводится музыкальный конкурс «Из песни профессию не выкинешь». Ребятам нужно назвать по очереди песни, в тексте которых есть упоминание профессий. Конкурс проходит с музыкальным сопровождением и иллюстративным материалом.

Викторина «Профессии наших предков» знакомит детей с профессиями, которые возникли давно, и существуют по сей день, сменив название, и все так же востребованы в настоящее время.

Большой популярностью у молодых людей пользуются интеллектуально-творческие игровые программы, позволяющие в ненавязчивой форме дать информацию о различных профессиях.

Сотрудниками отдела читального зала подросткового и молодежного чтения проведено «Бюро по трудоустройству». Это сюжетно-ролевая игра, в ходе которой ребята в игровой форме получают основные знания о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений.

Большое внимание уделяется комплексным мероприятиям. В 2011 году в течение трех дней в библиотеке проводился профориентационный информаториум «Пропуск в профессию».

В рамках информаториума ребятам были предложены различные мероприятия, способствующие профессиональному самоопределению: цикл выставок «ПРОФЕССиональный ликбез», «Мой выбор – мое будущее», «Гордость и слава Кузбасса»; занимательные профориентационные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста; различные слайд-беседы, дискуссионные занятия, познавательные мероприятия для молодежи, обзор образовательных сайтов государственных учебных заведений среднего специального образования гг. Новосибирска, Томска, Екатеринбурга, Красноярска «В мире образования и профессий» многое другое.

В заключение прошел День читательского самоуправления, когда сотрудников библиотеки во всех ее отделах заменили читатели.

Издательская деятельность способствует распространению информации о профессиях, их выборе и создании положительного имиджа профессий при помощи доступного языка, ярких иллюстраций, наглядных примеров. Поэтому Кемеровская областная библиотека для детей и юношества выпускает широкий спектр издательской продукции.

Издаются буклеты, листовки, брошюры, справочники «Рабочие профессии», «Агроном», «Человек, улучшающий землю», «Что важно знать о профессиях», «Я – молодой специалист». Разработан диск «Калейдоскоп профессий. Самые востребованные профессии XXI в.», на котором представлен перечень профессий и профессиограммы к ним с подробным описанием профессии и требованиям к способностям, знаниям и состоянию здоровья. Диск прост в использовании благодаря системе гиперссылок позволяющих легко перемещаться по тексту.

Кемеровская областная библиотека для детей и юношества является методическим центром для библиотек области. Специалист отдела справочно-библиографического обслуживания является куратором направления «Профессиональная ориентация молодежи». В течение года он оказывает индивидуальные (в том числе телефонные и виртуальные) и групповые консультации; выступает перед слушателями областных курсов повышения квалификации, выезжает в города и районы области, где принимает участие в семинарах, круглых столах, лекториях по теме профессиональной ориентации молодежи.

Формы повышения квалификации данного специалиста: подготовка методических консультаций, аналитических статей, выступлений, презентаций, обзоров (ежегодно); составление ежегодного аналитического отчета; чтение профессиональной прессы; знакомство с опытом других библиотек.

В рамках очно-заочной школы профессионального развития сельских библиотекарей Кемеровской области в течение года действует передвижная информационно-методическая выставка по профориентации «ПРОФЕССИональный ликбез».

Выставка состоит из четырех разделов. Под рубрикой «ПРОФЕССИональный гид» собраны материалы, которые полезны не только молодым людям, находящимся в профессиональном поиске, но и специалистам, работающим в области профессиональной ориентации, представлены психологические типы профессий, выбор профессии с точки зрения астрологии, представлены буклеты, посвященные различным профессиям: «Шахтерская судьба», «Профессия врача – это подвиг» и др.

Продумать вопрос о будущей профессии всегда полезно даже тем, кто уже сделал свой выбор. Попытаться найти на ответы на поставленные вопросы можно при помощи литературы, отображенной в разделе «ПРОФЕССИональный ориентир». Здесь представлен информационный материал с полезной информацией о правилах выбора профессий, о путях профессионального образования.

Информационные материалы - дайджесты, пресс-подборки, тематические папки, представленные в разделе «ПРОФЕССИональная копилка», заинтересуют всех специалистов, работающих по профориентационному направлению.

Раздел «В ПРОФЕССИональном поиске» предназначен для желающих вовремя, а главное правильно выбрать свой профессиональный путь, создать свою карьеру; информация о том, что нужно знать абитуриенту, о новых законах в области образования, нововведениях в вузах и ссузах, о профессиях, которые востребованы на рынке труда. А также: что ждет абитуриента в приемной комиссии, какие документы необходимы при поступлении, как и с помощью какой литературы лучше подготовиться к экзаменам, какие вузы предоставляют отсрочку от армии и многое другое.

Таким образом, деятельность Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества по профессиональной ориентации молодежи является одним из ведущих направлений. Библиотека в своей работе стремится качественно улучшать формы и методы работы, расширять рамки сотрудничества, находить новых партнеров и единомышленников.

Реализация программы «Образование. Карьера. Занятость» способствует координации межведомственного взаимодействия различных структур, профессионально работающих в сфере профориентации; оказанию бесплатной консультативной помощи и информационной поддержки молодых людей; повышению квалификации библиотекарей области по вопросам профессиональной ориентации детей и молодежи.